Образовательная программа для родителей "Мамина школа"
методическая разработка по теме

Боева Татьяна Анатольевна

Программа "Мамина школа" - образовательный проект, главная цель которого - профилактика нарушений психологического здоровья детей посредством психологического просвещения родителей. В программе описан авторский подход к работе с родителями и даны краткие описания занятий в течение учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с родителями119 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа для родителей

«Мамина школа»

Образовательная программа «Мамина школа» разработана в рамках Московской сетевой экспериментальной площадки «Антропологическая модель психологического здоровья и условия ее реализации в образовательных учреждениях».

По исходному замыслу «Мамина школа» - это объединение профессионалов сферы образования и родителей. «Мамина школа» – это пространство встречи, диалога и практического взаимодействия педагогов, специалистов и родителей. Программа рассчитана на один учебный год.

Идея программы родилась в процессе выработки способов психолого-педагогического сопровождения развития детей и поиска адекватных форм обеспечения преемственности дошкольного образования и семейного воспитания.

Научно-методологические основания:

  1. Психологическая антропология (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.).
  2. Исследования проблемы психологического здоровья детей (Дубровина И.В., Хухлаева О.В., Шувалов А.В.).
  3. Психологические исследования  закономерностей развития ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин,  Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Н.И.Гуткина).

Психологическая антропология – психологическое учение о человеке (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000). Одним из ключевых понятий психологической антропологии является со-бытийная общность. Становление человека происходит только в системе отношений и связей с другими людьми. В дошкольном возрасте подлинным субъектом развития является со-бытийная общность ребенка и значимых взрослых.

В психологической антропологии раскрывается понятие психологического здоровья человека. Термин «психологическое здоровье» характеризует личность в целом, позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья. Основными признаками психологического здоровья детей являются жизнелюбие, любознательность, трудолюбие и человеколюбие. Психологическое здоровье ребенка непосредственно зависит от состояния его естественного человеческого окружения. Личным примером и непосредственным отношением взрослые оказывают глубокое влияние на состояние и развитие детей. При этом родители бывают поверхностно осведомлены о возрастных особенностях и психологических аспектах развития своих детей. Более того, многие из них искушаются обманчивыми тенденциями современной массовой культуры, находятся под влиянием педагогически сомнительных советов и наставлений, пребывают во власти собственных страхов или амбиций. Ошибки в семейном воспитании приводят к таким нарушениям психологического здоровья детей как аномальный эгоцентризм, потребительство, возрастная незрелость, педагогическая запущенность, нарушения поведения и эмоциональной сферы. Форсирование интеллектуального развития и обучение школьным навыкам в ущерб игровой деятельности, чрезмерное увлечение электронными играми и просмотром телевизионных программ являются причиной нарушений психоэмоционального состояния и отклонений в поведении дошкольников.

Одной из важных задач «Маминой школы» является стремление содействовать развитию родительско-детских отношений в духе представлений о со-бытийной общности как о подлинном пространстве личностного развития и нравственного воспитания ребенка. Педагогической нормой здесь является опыт децентрации взрослого и ребенка в диалогическом общении, сотрудничестве и сопереживании.

Цель педагогического проекта «Мамина школа» – обеспечение полноты и качества условий развития детей.

Задачи:

  1. Формирование у родителей психолого-педагогической грамотности как необходимой составляющей общей родительской компетентности.
  2. Определение основных рисков развития детей дошкольного возраста и ориентация родителей на предотвращение возможных проблем.
  3. Содействие развитию родительско-детских отношений.

Формы реализации образовательной программы «Мамина школа»:

  • Педагогическая гостиная.
  • Психологический и логопедический лекторий.

Программа представляет собой цикл тематических встреч родителей с педагогами-психологами, логопедами. Выбор тем занятий с родителями обусловлен основными рисками нарушений психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Темы занятий:

  1. «Фальстарт: психологическая готовность детей к школе и форсированное начало обучения».
  2. «Мир современной игры и игрушки: без компаса здесь не обойтись».
  3. «Шаги навстречу книге или как приобщить ребенка к чтению?».
  4. «Как воспитать в ребенке доброту?».
  5. «Королевство кривых зеркал: ребенок и компьютер».
  6. «Самостояние человека – залог величия его. Как помочь ребенку стать самостоятельным».
  7. «Из чего же, из чего же, из чего же ?.. или гендерные аспекты воспитания».
  8. «Проблемы адаптации к первому классу».
  9. «У страха глаза велики? Как помочь ребенку не бояться».

Занятия предполагают активное вовлечение родителей. Ключевым методическим приемом является создание условий для переживания родителями специфического опыта, непосредственно связанного с заявленной проблемой (кульминация занятия), и последующее обсуждение наиболее важных моментов данного опыта в группе. Задача психолога заключается в том, чтобы инициировать процесс группового взаимодействия и таким образом помочь родителям уяснить суть проблемы, осмыслить поле альтернатив и подойти к черте самоопределения в рефлексивной позиции. Педагог-психолог выступает здесь в качестве фасилитатора.

Структура занятий: 

  1. Подготовительная часть (введение в проблему).
  2. Содержательная часть (игра или упражнение, групповое обсуждение и поиск вариантов конструктивного решения проблемы).
  3. Заключительная часть (резюме психолога и напутствие родителей).

Краткие описания занятий.

Первая встреча (сентябрь).

Тема: «Фальстарт: психологическая готовность детей к школе и форсированное начало обучения».

Цель – профилактика преждевременного начала школьного обучения.

План занятия:

  1. Знакомство.
  2. Вступительное слово психолога об основных рисках преждевременного начала обучения в школе.
  3. Обсуждение вопроса «Когда мы готовим ребенка к школе, то мы готовим его к чему конкретно?».
  4. Упражнение «Проблемные ситуации в школе». Ведущий описывает ситуации, иллюстрирующие  конкретные трудности детей, обусловленных низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Родители называют возможные причины названных проблем. Акцент делается не на неблагоприятные внешние условия, а на несформированность тех или иных значимых для обучения качеств. Таким образом, определяются критерии психологической готовности к школе, которые можно записывать на доске.
  5. Упражнение «Анкета». Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Психологическая готовность к школе». Отвечая на вопросы, участники встречи имеют возможность провести самостоятельную оценку готовности своих детей к началу школьного обучения. После выполнения задания, психолог вместе с родителями обсуждает основные пункты анкеты.
  6. Резюме психолога. Психолог подводит итоги встречи и дает родителям рекомендации по оптимизации уровня психологической готовности детей к школе.

Вторая встреча (октябрь).

Тема: «Мир современной игры и игрушки: без компаса здесь не обойтись».

Цель – определение условий развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

План занятия:

  1. Введение в тему через обсуждение с родителями следующих вопросов:

А) В какие игры Вы любили играть в детстве?

Б) В какие игры любят играть Ваши дети?

  1. Сообщение психолога о видах игр, об их значении в развитии детей.
  2. Обсуждение различных вариантов развития сюжетно-ролевой игры. Упражнение «Сценарий игры «Путешествие». Родители предлагают различные варианты построения игры в путешествие, отвечая на следующие вопросы:
  • Что это будет за путешествие, куда и зачем?
  • На чем отправимся путешествовать?
  • Какие приключения встретим в пути?
  • Какие трудности будем преодолевать?
  • Чем закончится наше путешествие?
  • Каким образом вернемся домой?

Все предложения родителей психолог записывает на доске. Затем участники делятся на небольшие группы (по 3-4 человека) и, используя перечисленные варианты, составляют план-сценарий игры. Сценарии зачитываются и обсуждаются.

  1. Введение в беседу об игрушках. Психолог предлагает ответить на вопрос: «Ваша любимая игрушка».
  2. На эту встречу по предварительной просьбе психолога родители приносят любимые игрушки своих детей. Каждому участнику предлагается рассказать, как он стал бы играть с той или иной игрушкой. Совместно с родителями проводится анализ различных игрушек с точки зрения их влияния на развитие детей.
  3. Резюме психолога, рекомендации родителям по подбору игрушек и развитию игровой деятельности детей.

Третья встреча (ноябрь).

Тема: «Шаги навстречу книге или как приобщить ребенка к чтению?»

Цель – определение условий развития у детей интереса к чтению в условиях семьи.

План занятия:

1. Введение в тему беседы. Обсуждение вопросов: «что дает ребенку книга?» и «зачем ребенку нужно читать?».

2. Проблематизация. Выделение совместно с родителями основных причин снижения у современных детей интереса к чтению (компьютер и телевизор; преждевременное начало обучения ребенка чтению и неадекватные ожидания взрослых; взрослые не читают детям; взрослые не читают сами). Чтобы подвести родителей к проблеме несвоевременного начала обучения чтению, проводится упражнение «Трудные тексты». Используются тексты, сложные для восприятия и для чтения (см. приложение 1). После прочтения отрывка психолог предлагает его пересказать. В заключение родители рассказывают о трудностях, которые они испытали при выполнении задания, и делятся своими переживаниями.

 3. Совместное с родителями определение условий формирования у детей интереса к чтению.

4. Резюме психолога. Рекомендации по выбору книг для чтения детям, формированию у детей интереса к книге.

Четвертая встреча (декабрь).

Тема: «Как воспитать в ребенке доброту?».

Цель: Определение условий нравственного воспитания детей в семье. Профилактика аномального эгоцентризма.

План занятия:

  1. Введение в тему. Обсуждение вопроса: «Что такое доброта?», «Что значит – «добрый человек?».
  2. Сообщение психолога на тему нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Упражнение «Сказка». Родителям зачитывается сказка, к которой нужно придумать окончание. В сказочной форме описывается некий проступок ребенка. Задача родителей придумать вариант реакции взрослого на данный проступок. Обсуждение в группе предложенных вариантов.
  4. Определение с родителями условий воспитания доброты в семье. Упражнение «Добрые дела». Составление с группой «списка» добрых дел, которые можно делать с ребенком в семье.
  5. Резюме психолога.

Пятая встреча (январь).

Тема: «Королевство кривых зеркал: ребенок и компьютер».

Цель: Профилактика нарушений психологического здоровья детей, обусловленных чрезмерным увлечением компьютерными играми.

План занятия:

  1. Введение в тему. Психолог предлагает родителям высказать свое отношение к компьютерным играм.
  2. Игра «Судебный процесс». Участники встречи делятся на 2 группы. Первая группа «адвокаты» - защитники компьютерных игр, вторая группа – «прокуроры» - противники электронных игр. Роль «судьи» берет на себя психолог. «Адвокатам» дается задание оправдать электронные игры, представив их полезные свойства, «прокурорам», соответственно, обвинить, показав их вредное влияние на ребенка. После выступления представителей групп, «судья»-ведущий комментирует сказанное. Задача психолога в своем выступлении развеять мифы о пользе игр на компьютере и обосновать и при необходимости дополнить их негативное влияние на развитие детей.
  3. Сообщение психолога о признаках формирования  киберзависимости у детей. Ведущий предлагает участникам подумать над вопросом о причинах ее формирования и о профилактике зависимостей.
  4. Резюме психолога.

Шестая встреча (февраль).

Тема: «Самостояние человека – залог величия его».

Цель: определение условий развития самостоятельности у детей.

План занятия:

  1. Введение в тему. Обсуждение вопроса: «Зачем нужно учить ребенка быть самостоятельным?».
  2. Психолог предлагает родителям ответить на вопрос: «В чем ребенок дошкольного возраста уже может быть самостоятельным?» Варианты ответов записываются на доску, при необходимости дополняются психологом и обсуждаются в группе.
  3. Обсуждение с участниками встречи причин, препятствующих развитию самостоятельности. Упражнение «Связывание». Психолог вызывает одного родителя и завязывает ему по очереди руки, ноги, глаза, уши и т.д. При этом говорит – не делай, не ходи, не трогай и пр. Затем участника развязывают и предлагают ему поделиться своими переживаниями. Упражнение «Делай так». Одному из участников встречи психолог предлагает рисовать, например, домик с садом. Во время выполнения задания психолог постоянно поправляет «ребенка», навязывает ему свое мнение, поучает, как надо рисовать. Обсуждение полученного опыта с группой.
  4. Выведение условий развития самостоятельности.
  5. Резюме психолога.

Седьмая встреча (март).

Тема: «Из чего же, из чего же, из чего же?.. или гендерные аспекты воспитания».

План занятия:

  1. Введение в тему. Обсуждение вопроса: «Какие качества мы хотим воспитать в мальчиках? В девочках?».
  2. Прослушивание отрывка монолога монахини и психолога Нины Крыгиной на тему воспитания мальчиков и девочек. Обсуждение услышанного в группе.
  3. Определение условий правильного воспитания мальчиков и девочек:
  • Особенности игры мальчиков и девочек;
  • Посильное участие в домашнем труде;
  • Требования в семье к мальчику, к девочке;
  • Отношение в семье к мужчине, к женщине.
  1. Резюме психолога.

Восьмая встреча (апрель).

Тема: «Проблемы адаптации к первому классу». 

Цель: определение условий нормальной адаптации детей к школе.

План занятия:

  1. Введение в тему. Беседа с родителями о трудностях, которые ожидают первоклассников в период адаптации к школе.
  2. Выступление психолога на тему: «Психологические и физиологические особенности первоклассников».
  3. Составление совместно с родителями оптимального режима дня для младшего школьника.
  4. Обсуждение с группой вопроса что значит – уметь учиться и как научить этому умению ребенка.
  5. Обсуждение проблемы самостоятельности в учебе, как научить первоклассника учиться самостоятельно.
  6. Рекомендации психолога по организации помощи первокласснику в освоении школьных навыков.

Девятая встреча (май)

Тема: «У страха глаза велики? Или как помочь ребенку не бояться».

Цель: Профилактика нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

План занятия:

  1. Введение в тему. Выступление психолога на тему детских страхов. Нормативные страхи детей дошкольного возраста. Когда нужно обратиться к специалисту.
  2. Упражнение «Мой детский страх». Родители рассказывают о своих детских страхах и о том, как им удалось (и удалось ли) с ними справиться.
  3. Обсуждение возможных путей помощи ребенку, если страх появился. Что можно и чего нельзя в этом случае делать родителям.
  4. Профилактика детских страхов. Определение вместе с родителями условий эмоционального благополучия детей.
  5. Резюме и рекомендации психолога.

 

Приложение 1.

Примеры текстов для чтения родителями.

  1. Отрывок из «Песни о Вещем Олеге» на древнерусском языке: «И живяше Олегъ, миръ имѣя къ всѣмъ странамъ, княжа въ Киевѣ. И приспѣ осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бѣ поставилъ кормити, не всѣдати на нь. Бѣ бо преже въпрошалъ волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умьрети?». И рече ему одинъ кудесникъ: «Княже! Конь, егоже любиши и ѣздиши на немъ, от того ти умрети». Олегъ же приимъ въ умѣ, си рече: «Николи же всяду на конь, ни вижю его боле того». И повѣлѣ кормити и́ и не водити его к нему, и пребывъ нѣколко лѣтъ не дѣя его, дондеже и на грѣкы иде. И пришедшю ему къ Киеву и пребысть 4 лѣта, на 5 лѣто помяну конь свой, от негоже бяху рекъли волъсви умрети Ольгови».
  2. Отрывок из «Слова о полку Игореве» В.А.Жуковского:

«Высоко возлетаете вы на дело отважное,

Словно как сокол на ветрах ширяется,

Птиц одолеть замышляя в отважности!

Шеломы у вас латинские, под ними железные панцири!

Дрогнули от них земля и многие области ханов,

Литва, деремела, ятвяги,

И половцы, копья свои повергнув,

Главы подклонили

Под ваши мечи харалужные.

Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило

И древо свой лист не добром сронило;

По Роси, по Суле грады поделены,

А храброму полку Игоря уже не воскреснуть!» 

  1. Отрывок из научного трактата: «Дисмнестические синдромы. Ядро мнестических расстройств составляет сочетание фиксационной и антероградной амнезии. Менее ярко выражены, но также регулярно встречаются ретроградная амнезия и конфабуляции. Под фиксакционной амнезией понимается быстрое забывание текущих событий. Длительно существующая фиксационная амнезия почти всегда сопровождается антероградной амнезией. КС развивается при патологии мамиллярных тел, гиппокампа и его связей с амигдалярным ядром».

Отрывок из философского трактата: «Всякий атрибут одной субстанции должен быть представляем сам через себя. Доказательство: атрибут есть то, что разум представляет в субстанции как составляющее ее сущность, следовательно, он должен быть представляем сам через себя; что и требовалось доказать».

Приложение 2.

Образцы для составления рекомендаций родителям.

Тема: «Фальстарт: психологическая готовность детей к школе и форсированное начало обучения».

Чтобы Ваш ребенок успешно учился в школе:

1. Поддерживайте любознательность малыша, отвечайте на его вопросы, задавайте ему вопросы, требующие размышления.

2. Читайте книги ребенку, пусть Ваше чтение будет интересным, выразительным и захватывающим, пробуждающим воображение маленького слушателя.

3. Играйте в настольные и подвижные игры, настаивайте на выполнении правил в них. Поддерживайте малыша в случае проигрыша, внушайте уверенность в будущих успехах. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

4. Если ребенок встречается с трудной для него ситуацией, поддержите его, помогите справиться с трудностью, похвалите за терпение.

 5. Любое дело, которое Вы делаете вместе с ребенком, доводите до конца. Если Вы взялись выполнить объемную работу, разделите ее на части и обязательно завершите каждую часть.

6. Занимаясь с ребенком, не отвлекайтесь на посторонние дела. Так Вы собственным примером научите малыша быть сосредоточенным и внимательным.

7. Учите будущего школьника планировать задуманную работу (например, творческую). Подумайте вместе с ним, с чего вы начнете дело, в каком порядке будете выполнять необходимые действия, что понадобится вам для выполнения задуманного. Это поможет ребенку в будущем организовать свою учебную деятельность.

8. Учите ребенка оценивать результаты своей работы, находить в ней ошибки.

9. Всегда хвалите малыша за СТАРАТЕЛЬНОСТЬ!

10. Не делайте за ребенка то, что он уже может делать сам.

11. Давайте ему небольшие поручения, привлекайте к выполнению общих семейных дел. Это научит малыша трудиться.

12. Если ребенок не посещает детский сад, организуйте для него пространство общения со сверстниками – вместе гуляйте во дворе, приглашайте ребят домой.

13. Много гуляйте с ребенком, создавайте для него возможности для движения.

14. У ребенка старшего дошкольного возраста должно быть достаточно времени как для спонтанной самостоятельной игры, так и для совместных игр с Вами.

15. Не забывайте, что рисование, лепка, аппликация и другая продуктивная деятельность развивает мышление ребенка и готовит его пальчики к письму.

16. Не позволяйте будущему первокласснику играть на компьютере, много смотреть телевизор. Эти занятия нарушают нормальное развитие ребенка, препятствуют развитию интереса к учению, трудолюбия.

17. Хорошей альтернативой телевизору и электронным играм будет слушание аудиозаписей, настольные игры, творчество.

18. Не заставляйте ребенка читать, писать, выполнять «школьные задания».

19. Разговаривайте о школе, старайтесь заинтересовать ребенка будущей школьной жизнью.

Тема: «Шаги навстречу книге или как приобщить ребенка к чтению?»

  1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух, когда ребенок начинает читать сам. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Читайте с ребенком попеременно. Предложите ему почитать Вам, когда Вы заняты домашними делами.
  2. Дарите ребенку книги. Приучайте бережно относиться к книге.
  3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребенку. Не спешите с приобретением новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребенка.
  4. Разрешайте ребенку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.
  5. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.
  6. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребенком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками-иллюстрациями.
  7. Не проявляйте излишнего рвения и озабоченности, если Вам кажется, что у ребенка пока не слишком хорошо получается читать. Хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения.
  8. Не сравнивайте уровень чтения ребенка с успехами его сверстников. Ориентируйтесь на его индивидуальные особенности и возможности.
  9. Читайте сами, показывая ребенку пример. Если Вы любите читать, то возможно, однажды и Ваш ребенок возьмет в руки книгу САМ.

Игры, которые можно использовать при обучении дошкольников чтению:

  • Эту игру можно назвать «прятки с игрушкой» или «поиски клада». Взрослый прячет в квартире игрушку или ценный предмет. Затем раскладывает листы бумаги с написанными на них словами-подсказками. Эти подсказки помогут ребенку составить маршрут и найти спрятанную вещь. Например, на первом листочке написано – «стол», ребенок подходит к столу и находит там следующее указание – «шкаф» и т.д. пока не найдется игрушка. Количество слов-указателей и сложность каждой последующей инструкции зависят от умения ребенка читать. Инструкции и маршруты поиска могут усложняться от игры к игре.
  • «Почтовый ящик». Для этой игры потребуется небольшая картонная коробка, в которой следует сделать прорезь для писем. Когда импровизированный почтовый ящик готов и определен на свое место, начинается игра. Интрига заключается в том, что взрослый может переписываться с ребенком от лица волшебника, домового или тайного друга, адресуя ему свои сообщения, советы, просьбы или пожелания. При этом составляет свои послания, ориентируясь на возможности и интересы ребенка. Ребенок может готовить ответные письма.
  • «Чепуха». Игра, многим хорошо знакомая с детства. Суть ее в том, что один из участников пишет слово и складывает лист бумаги так, чтобы написанное не смог прочитать следующий участник, который в свою очередь тоже пишет слово и складывает лист дальше. Когда весь лист оказывается свернутым, его разворачивают и читают образовавшуюся «чепуху». Чтобы текст получился более связным, а результат - смешным, родителям лучше писать глаголы и прилагательные, так как дети в основном используют существительные. В этой игре детям приходится и писать, и читать, и делают они это с удовольствием.
  • Совместное чтение. Детям, уже сносно читающим, вероятно будет интересно почитать вместе с родителями, распределив прямую речь персонажей сказки по ролям. Процесс можно записывать на магнитофон и потом прослушивать как аудио-спектакль.

Тема: «Как воспитать в ребенке доброту?»

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором  мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..

        Одна из главных  задач дошкольного возраста – запечатление любви. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже улавливает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Благоприятный фон для начала формирования в ребенке нравственных потребностей  - доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь. В дальнейшем – атмосфера любви, заботливости друг о друге дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.         Условия воспитания доброты в детях:

  • Хорошо, когда в семье  царит атмосфера  искренности – старайтесь не обманывать ребенка, не уклоняться от важных вопросов, умейте дать разумные и доступные для ребенка ответы.
  • Родители – первые проводники в понимании и усвоении нравственных качеств, помогающие ребенку приобретать социальный опыт. Важен личный нравственный пример родителей во всем. Доброту можно воспитывать только добротой.
  • Старайтесь оберегать ребенка от негативного  влияния, поскольку дети склонны к подражанию.
  • Дарите  ребенку радость, дефицит которой нередко заменяется удовольствиями (новая игрушка, сладости, развлечения). Истинная  радость предполагает сорадование. Хорошо, когда детскую радость умеют и могут разделить родители, а дети, в свою очередь, будут учиться «радоваться чужой радости».
  • В воспитании нравственных чувств следует опираться на то хорошее, что уже сложилось в ребенке (или начинает складываться). Поддерживайте  все добрые инициативы ребенка. Уже в 4 года у детей обычно отмечается повышенная нежность, любовь, сочувствие, желание быть помощником для родителей. И если эта инициатива не поддержана, она уже может не повториться!
  • Не игнорируйте ни одного безнравственного поступка ребенка. Учите ребенка  извлекать уроки из проблемных ситуаций, разъясняйте неправоту (но без раздражения, с любовью). Воспитывайте способность признавать свою вину, нести ответственность за проступки и исправляться.
  • Привлекайте  ребенка обращать внимание на душевное состояние другого человека.
  • Привлекайте ребенка к труду. Привычка трудиться воспитывается через совместный с родителями труд, способность к добрым делам – через совместное доброделание.
  • Побуждайте детей оказывать помощь ближним, учите делиться с другими. Воспитывайте способность получать радость от добрых и полезных дел.
  • Передавайте ребенку нравственное содержание в доступной ему форме: через сказку, беседу, игру. Читая книги, обсуждайте их, можете предложить ребенку нарисовать, слепить из пластилина понравившегося персонажа.

Герои сказок, мультфильмов также являются для детей образцами для подражания, поэтому прежде, чем читать ребенку сказку или предлагать для просмотра мультфильм – познакомьтесь с их содержанием. И помните - то, что дети видят с экранов телевизора – воспринимается ими как норма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа подготовительной к школе группы .

Рабочая образовательная программа подготовительной к школе группы МДОУ №13 разработана на основе  программы «От рождения до школы»  под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и...

Рабочая модифицированная дополнительная образовательная программа "Подготовка к школе"

Программа рассчитана на дошкольников в возрасте 6 - 7 лет. Срок реализации программы 1 год....

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

Мониторинг реализации образовательной программы детского сада Школы № 1213 за истекший 2015 - 2016 учебный год». Отчет воспитателя старшей группы Ерошкиной Евгении Викторовны.

Дата проведения педагогического совета: 31.05.2016.Педагоги ГБОУ Школы № 1213 структурного подразделения ( Линейный пр, 8а)  проанализировали результаты работы за 2015 – 2016 год и об...

Рабочая образовательная программа подготовительной к школе группы № 9 "Яблочко"

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности подготовительной к школе  группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для п...

дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Школа внимания»

В основу программы положена методика, разработанная канд. психол. наук Н.М. Пылаевой и докт. псих. наук т.в. Ахутиной «Школа внимания». Программа «Школа внимания» составлена с ...

Консультация для родителей "Образовательные программы в начальной школе. Какую выбрать для ребёнка?"

Консультация для родителей "Образовательные программы  в начальной школе. Какую выбрать для ребёнка?"...