Материал для родителей по теме самообразования "Музыкально - дидактические игры как средство музыкального развития ребенка"
консультация на тему

Вилкова Светлана Дмитриевна

Данная консультация будет очень полезна многим родителям, особенно тем, кто хочет больше приобщаться к музыкальному развитию ребенка и получать удовольствие от совместного игрового процесса. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Российская федерация

Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Учреждение муниципального образования город Нягань

Детский сад №10 «ДУБРАВУШКА»

                 

Консультация для родителей по теме самообразования

«Музыкально- дидактические игры как средство  музыкального развития ребенка».

                                           

                             

                                                                                                                                                                      Подготовила:

Вилкова Светлана Дмитриевна

  музыкальный руководитель

  МДОУ № 10 «Дубравушка»

                                                          г. Нягань 2018

«Игра  развивает  индивидуальность;

играя,   ребёнок учится   воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное  орудие для укрепления способностей  мыслить и для развития сознания»

(Э. Жак-Далькроз).

          Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика и т.п.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. C введением федерального государственного образовательного стандарта, в образовательном процессе ДОУ реализуется принцип интеграции. В музыкальной деятельности педагога с детьми, сведения о музыке должны даваться детям в интересной, познавательной форме, используя развивающие средства. Одним из таких универсальных средств  музыкального развития являются музыкально-дидактические игры, который позволяют в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать основы музыкальной грамоты.

       Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, помогают познакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, формы музыкального произведения, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей, открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального  восприятия, игровое  действие  помогает ребенку в интересной для  него  форме  услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем  и  действовать  с  ними.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

       Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальное подчинено этой задаче и обслуживают ее.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление  с  новой  игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является  инициатором  проведения  игры  в  группе, на прогулке или в другие режимные  процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

- песни, инструментальные произведения;

- набор музыкальных инструментов;

- наборы музыкальных игрушек, сюжетные игрушки, картинки.

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр

 ( Костиной)

Классификация музыкально - дидактических игр по развивающим характеристикам:

  1. Игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический). Это такие игры, как «Качели», «Курица», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
  2. Игры, развивающие чувство ритма «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
  3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.
  4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего инструмента» и т.д.

Цель моей  работы: определить эффективность влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкально - творческих способностей детей.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
  • совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
  • воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

           Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно, начиная с 1 младшей группы. Более подробно я на них сейчас остановлюсь. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий, персонажей кукольного театра, фланелеграфа, озвученных музыкальных игрушек. Музыкально-игровая деятельность организуется посредством музыкальной и музыкально-дидактической игры, а также с помощью множества игровых приемов, позволяющих порадовать и заинтересовать ребенка, создать или поддержать определенное эмоциональное состояние, вовлечь в разные виды музыкальной деятельности.

Раскрывая методику  использования музыкально-дидактических игр,  можно отметить:

по содержанию дидактические игры в 1 младшей группе, также как и в других группах могут быть

  • сюжетными - "Кто в лесу живет?", "На бабушкином дворе"
  • несюжетными, "Угадай-ка" "Побегаем, попляшем"

По  характеру игровых действий:

  • отобразительными ,"Зайчики замерзли",   "Деревья",  "Мишка хочет спать" "Покачаем куколку"
  • тренировочными "Займи домик"

По форме проведения игры можно разделить на

  • Подвижные: игры-инсценировки ("Курочка и цыплята"), игры-догонялки ("Лиса и зайцы" "Кот и мыши"), игры-прятки ("Где моя кукла?", "Найди Барбоскина") двигательно-ритмические игры  ("Побегаем, попляшем", "Погремушки")
  • Статические: игры-песни ("Заинька", "Машина"), игры - ритмические аккомпанементы ("Я пеку, пеку", "Топ, топ, сапожок")  пальчиковые игры ("Семья", "Птички прилетели" и т.д.)
  • Игры смешанного типа, которые могут свободно комбинировать между собой все перечисленные виды игр.

Рассмотрим подробнее следующие игры: Например, в двигательно-ритмических играх  используется музыка с ярко выраженными жанровыми особенностями и равномерной ритмической пульсацией (марш, тарантелла и др.), которую ребенок учится отображать посредством собственного тела (шаги, прыжки, хлопки) или с помощью детских шумовых инструментов (бубны, погремушки, маракасы). В качестве примера мы рассмотрим музыкальную игру «Погремушки». Цель игры: развивать метроритмический, динамический, тембровый слух, соотносить в соответствии с текстом свои движения и действия. Музыкальное сопровождение игры состоит из двух разнохарактерных коротких инструментальных миниатюр. Первая из них - живая, яркая, ритмичная. Под эту музыку дети звенят погремушками и на заключительных аккордах прячут ее за спину. Музыка и слова подсказывает детям, что погремушку пора прятать. Другая инструментальная миниатюра сопровождает действия взрослого, который пытается найти спрятанные погремушки. Спокойная размеренная музыка сопровождает неторопливые шаги взрослого, как бы подчеркивая неспешность и размеренность его движений, контрастных по своему характеру действиям детей во время звучания первой миниатюры. Игра может быть повторена несколько раз и закончена третьей инструментальной миниатюрой танцевального характера, в том случае если взрослый нашел погремушку. Такая игра учит ребенка прислушиваться к музыке, а также помогает прочувствовать и отразить в движении равномерную ритмическую пульсацию.

                                                Видео- сюжет «Игра с погремушками»

      Среди дидактических игр детей раннего возраста особое место занимают игры, основанные на различных жанрах народного детского фольклора. Игры с пением — пестушки, заговоры, потешки, прибаутки, сказки с напевами, а также колыбельные, созданные взрослыми специально для маленьких детей, содержат огромное количество персонажей и образов, через которые ребенок познает окружающий мир, осваивает родной язык, учится сопереживанию. Например, потешка «Заинька» является примером пестушки, которая легко становится дидактической игрой, являющейся по своему содержанию сюжетной, по характеру действий отобразительной, а по форме проведения подвижной, управляемой с помощью словесного подсказа действий и движений. Цель игры: развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость, творческую активность. 

Также с помощью дидактической игры-песни можно обратить внимание ребенка на высоту звука. В игре «Чей домик?» (музыка Е. Теличеевой, слова Ю. Островского, автор Н. Ветлугина) прослушав песню о кошке и котенке, дети различают их голоса. Голос  мамы кошки звучит более низко, чем голоса котят.

   Дидактической игре может предшествовать поэтический текст, помогающий ребенку понять музыкальный образ, скрытый в инструментальной пьесе. Так дидактическая игра, основанная на песне «Дождик, не сердись» (автор Е.Е. Соколова) состоит из двух частей: песни и инструментальной миниатюры. Слушая песню, дети выполняют танцевальные движения. Услышав вторую инструментальную миниатюру, звучание которой напоминает звуки падающих капель, по показу воспитателя убегают и прячутся.

                                                           Видео сюжет «Заинька»

Музыкально-дидактические игры по используемым предметам  могут быть с

  • Атрибутами: листочки, платочки, колечки, ленточки, новогодняя мишура,   дождинки, фонарики и др.
  • Игрушками: зайка, мишка, кукла и т.д.
  • Детскими музыкальными инструментами

Во время игры с  предметами ребенок получает удовольствие от их ярких красок, красивой формы, что способствует возникновению эстетического чувства, а музыка, в свою очередь, углубляет это чувство, способствуя возникновению ярких эмоциональных переживаний. Так в дидактической игре «Игра с мишкой» дети выполняют с игрушкой разнообразные движения. Цель игры: развивать чувство ритма, образное восприятие, умение  выполнять действия с предметами. Текст песни подсказывает детям движения, а музыка вызывает эмоциональный отклик, создает радостное настроение,  организуя своей ритмической структурой действия детей. Эта дидактическая игра, включающая два разных по настроению музыкальных момента (играем – качаем), стимулирует воображение ребенка.

                                               Видео- сюжет «Игра с мишкой»

По способам управления дидактическая игра может быть- с одновременным словесным подсказом и предварительным объяснением. Так в игре «На чем приехал гость?» игрушечный зайка спрашивает детей: «На чем я приехал?». В игре могут звучать пьесы: «Поезд» Н. Метлова, «Автомобиль» М. Раухвергера, «Лошадка» Н. Потоловского, «Самолет» М. Раухвергера и др. Узнав музыкальное произведение, ребенок может или назвать его, или изобразить с помощью знакомых движений.

Дети младшего дошкольного возраста, несмотря на оснащение игровой зоны: настольно-печатным, музыкально-дидактическим материалом, озвученными и неозвученными игрушками, самостоятельно музыкально-дидактических упражнений и действий не проводят. Весь вышеуказанный материал используется в игровых ситуациях или при развернутых ролевых  играх в таких как: «Семья», «День рождение», «В гости к кукле Кате» и др.

Особенностью проведения занятий во второй младшей группе является то, что я на примере знакомых музыкально-дидактических игр, усложняя постепенно задачи,  изменяя правила,  использую в основной игры,  для закрепления текста и мелодии уже знакомых детям песен и разучивания новых. Это помогает научить детей петь выразительно, самостоятельно, стимулирует речевую активность. В играх «Волчок», «Музыкальный телефон», «Карусель» роль ведущего берёт на себя воспитатель или музыкальный руководитель. Игры проводятся в нескольких вариантах: определение песни по вступлению, запеву, припеву, по музыкальной фразе, спетой без музыки, узнать песню, сыгранную на каком-либо инструменте, дети должны узнать песню по музыкальной фразе, по картинкам и исполнить  всеми или индивидуально (в конце года). Второй вариант: ребенок раскручивает стрелку, на какой картинке стрелка остановится, о  том герое и исполняется песня. Эта игра развивает музыкальную память,

Опираясь на исследования музыковедов, дети младшего дошкольного возраста особенно успешно воспринимают игры со звуковысотным соотношением (т.е. различают высокое и низкое звучание голосов и музыкальных инструментов), игры с различными динамическими оттенками (т.е. реагируют на изменения громкости звучания), игры с тембровыми окрасками (различают тембровое звучание музыкальных инструментов бубна, барабана, ложек) , ведь музыкальная деятельность в основном связана с программным репертуаром. Музыкально-дидактические упражнения удобно начинать с различения высоты звуков, используя дидактический материал Н.А. Метлова «Музыкальные лесенки», Н.А. Ветлугиной «Какой колокольчик звучит?», «Кто кричит?», «Птицы и птенчики» и др.

В ходе дальнейших занятий  на основе музыкально- дидактической игры Н.А. Ветлугиной «На чем играю?» я знакомлю детей с новыми музыкальными инструментами. Например, объясняю детям, что на  фортепианной клавиатуре в виде длинной лестницы располагаются звуки низкие, средние и высокие. Провожу  игровые упражнения перед пением «Где мои детки?», « Чудесный мешочек», « Кто в домике живет?» и др.

При этом использую в работе с детьми  жестикуляцию (низкие звуки - рука на уровне живота, средние - на уровне груди, высокие - головы), имитационные движения, наборы карточек, игрушки.

Музыкально-дидактические игры я использую и в процессе разучивания музыкально-ритмических движений, с выполнением творческих заданий. Это такие игры как «Моя любимая мелодия», «Танец, песня, марш», «К нам гости пришли», «Что делают дети?» и другие.

Например в игре "Наши ножки", я делю детей на 2 подгруппы. Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве, ритмический, динамический, тембровый  слух. Я учу детей менять шаг на  легкий бег, реагируя на изменение характера и  динамики музыки (громко, тихо)

1 группа шагает, поднимая высокой ноги, я громко  пою:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ! (дети громко отстукивают сильные доли мелодии хлопками или топают)

2 группа бегают на носочках, я исполняю мелодию тихо.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ. (тихо звенят погремушкой, передавая мелкие длительности и динамику своей части мелодии).

Во 2 варианте игры, добавляю еще один куплет, при исполнении которого дети проявляют свое творчество, импровизируя танцевальные движения.

(На наши, да на ножки, надели мы сапожки!

Для вас сейчас попляшем, платочками помашем)

В данной игре, дети учатся по слуховому восприятию различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

При закреплении игры, дети выполняют все движения  самостоятельно под пение воспитателя в группе.

                                                            Видео- сюжет

С детьми средней группы я последовательно провожу все уже знакомые детям виды игр, усложняя музыкально-дидактические задачи и правила игры: различать не только основные свойства звука, но и средства музыкальной выразительности, активизировать самостоятельные действия при восприятии свойств музыкальных звуков. В занятия детей среднего  возраста, я включаю музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом:  музыкальными часами, музыкальным ящиком, звучащими и не озвученными инструментами и др. Например, в игре «Три поросенка»,  цель которой:  развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух, ребята учатся различать звучание трех колокольчиков (или трех различных по тембровому звучанию инструментов) разных по высоте и длительности. Дети данного возраста различают высокие, средние и низкие звуки, учатся  импровизировать небольшие песенки на слоги «дан-дан», «дон-дон», «динь-динь», используя разные по длительности звуки.

В музыкально-дидактических играх «Найди пару», «Мышка и мишка» на основе уже известных дидактических игр («Наши ножки», «Угадай-ка», Теремок») я также усложняю задачи. Дошкольники, подбирая похожие по тембровому и звуковысотному звучанию музыкальные инструменты,   учатся действовать самостоятельно, соблюдая правила игры, развивая коммуникативные навыки.

Рассмотрим  музыкально-дидактическую игру «Мышки и Кот». Цель игры: учить детей постигать выразительные возможности музыки, побуждая к самостоятельному музицированию и созданию выразительного игрового образа. При разучивании текста игры, дети импровизируют движения в соответствии с персонажами, имея право выбора (кот или мышка) при этом активизируется и развивается творческая активность. Затем, ребята обыгрывают песенку, выполняя действия в соответствии с развитием сюжета. В данной игре я использовала  известные педагогические методы: наглядно – слуховой метод (исполнительский показ), проблемное использование наглядно – слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий), метод обобщения (создание целостного представления о характере музыкального произведения), наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций, игрушек).

                                     ВИДЕО м/д игра «Мышки и Кот»

Я так же использую в своей работе  музыкальные игры - презентации, где действие происходит на экране и ребенок становится участником игры.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:

-предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

      ВИДЕО  музыкально - дидактическая игра «День рождения у Мишки»

В своей педагогической работе я использую методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Раймонд Луллий (14 век н.э.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны, на них прикрепляется стрелка, в другом варианте это закрытый ящик с прорезью по сектору с обеих сторон. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях и т.д. На основе пособия "Круги Луллия" строятся игры-тренинги 2-х видов: направленные на познание свойств объектов и преобразование этих свойств. Такие игры- тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). ( демонстрация игрового пособия с объяснением)

Например в разделе музыкально-ритмические движения использую такой круг Луллия: первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя.

А вот для развития исполнительского творчестваможно применить другой круг Луллия: первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы.  Для знакомства с музыкальными инструментами и их составных частей использую ещё один вариант круга Луллия.

В старшем дошкольном возрасте с  помощью Кругов Луллия, используя приемы фантастического преобразования объектов,так же возможно создание фантастических ситуацийс прогнозом результата таких изменений. Вот как можно это сделать например при закреплении и актуализации знаний о музыкальных инструментах. Необходимо раскрутить круги и составить сочетание объектов (их признаков, частей) из тех, которые попадут "под стрелочку".

- Чья это часть?

- Где у данного инструмента такая часть?

-Найди объект, сделанный из такого же материала?

-Если волшебник Объединяй соединит вместе эти части, какой инструмент  получится?  Придумай ему название.

Вот  ещё один пример фантастического преобразования объектов, цель которого учить определять черту характера сказочного героя, учить изменять содержание сказки в зависимости от смены черт характера или музыкального инструмента. Раскрутим круги и составим случайное  сочетание (герой, инструмент, характер) из тех, которые попадут "под стрелочку". Получилось: кошка -  фагот -  решительный.

- Расскажи как теперь будет звучать голос кошечки, как измениться её характер, походка, повадки? (Голос кошки, в исполнении фагота, стал грубый, низкий, сердитый. Теперь это не маленькая, а скорее большая дикая кошка, сильный, решительный хищник.)

- Придумай, как может закончится эта сказка, если у кошки такой характер? (Она может сама съесть утку. Или волк, увидев её, не станет обижать друзей. Если она дрессированная, то может охранять домик дедушки, утку, Петю.)

Практика показывает, что у детей это пособие вызывает больший интерес

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно печатные игры, а также используются и технические средства обучения, интерактивные игры. Дети  могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры.

Продолжается работа  на развитие  основных музыкально - творческих способностей у детей

  • метроритмического чувства, («Три кита», «Ритмическое лото», «Определи музыкальную фразу»)
  • тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, («Какого цвета музыка», «На чем играю», «Сколько нас поет»)
  • навыков элементарного импровизационного движения, (поэтическое музицирование  «Распустились цветы», «Бабочки», «Потанцуй со мной, дружок»)
  • рече-двигательной координации, (музыкальные игры-инсценировки)
  • социально – коммуникативных качеств (навыков самостоятельной работы, общения).

С целью развития музыкального творчества в старшем дошкольном возрасте использую дидактические игры, положенные на сказочный сюжет.

Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей: игры — сказки с музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом.

Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей.

Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет. Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию. Особенно важна роль музыкально-дидактических игр при ознакомлении детей с  художественной литературой.

Предлагаем вашему вниманию посмотреть видео игру-сказку «Красная Шапочка и Серый волк» Ш.Перро.

С детьми всех возрастных групп  музыкально-дидактические игры можно проводить на праздниках. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления. Естественно, музыкально-дидактическую игру необходимо  подбирать с учетом программы  всего утренника, она должна быть связана с отдельными номерами и создавать единое целое всего сценария.  Многие музыкально-дидактические игры вносятся как сюрприз, они могут быть связаны с раздачей подарков и т.д.

Например, Петрушка за ширмой играет на различных музыкальных инструментах, дети определяют звучание каждого инструмента. Затем Петрушка предлагает прослушать звучание всех этих инструментов одновременно и спрашивает, как такое исполнение называется. Дети отвечают: «Оркестр». Звучит оркестр детских музыкальных инструментов, играют дети старших групп.

Или на утренник к малышам приходит веселый Буратино, он играет на металлофоне песни «Петушок», «Елочка» М. Красева и др. Малыши должны узнать эти песни. Затем Буратино играет на барабане и раздает детям подарки, вложенные в маленькие коробочки в форме барабана. Составляя сценарий праздничного утренника, следует всегда помнить о занятости всех детей. Активное участие каждого ребенка находит затем отражение в его самостоятельной деятельности. Таким образом, использование в развлечениях музыкально-дидактических игр дает возможность активизировать музыкальное и театральное творчество детей.

Большую роль я отвожу  музыкальному  воспитанию   в семье. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках. Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной развивающей предметно- пространственной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таких «уголках» должен быть набор технических средств: музыкальные центры, теле- видео аппаратура; картотека музыкально- дидактических игр и пособий: настольно-печатные, дидактическо-игровые, музыкальные инструменты (озвученные, не озвученные), в соответствии с возрастом; аудио, видео записи ( звуки природы, голоса птиц, животных, детские песни и др.), презентации, электронные игры и пособия,  комплекты кукольных театров, фланелеграфы.

       Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста»

laquo;Авторская идея в моей педагогической практике»     Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста&ra...

Буклет «Музыкально-дидактические игры как средство гармоничного развития ребенка»

    Музыкальная игра является одним из самых привлекательных видов деятельности для детей: она дарит яркие эмоции, вызывает большой интерес и желание двигаться, развивая при этом все ...