Консультация для родителей второй младшей группы
консультация (младшая группа) на тему

Валентина Владимировна Ровенских

Консультация для родителей второй младшей группы речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_vtoroy_mladshey_gruppy.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей второй младшей группы «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет»

Анна Дронина 
Консультация для родителей второй младшей группы «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет»

(Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2-3 летВыполнил: воспитатель Дронина Анна Владимировна

:

Задачи развития:

Формирование звуковой культуры речи.

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

Обучение рассказыванию, связной речи.

Работа по развитию речи ребенка в д. саду осуществляется в разных видах деятельности;

НОД по развитию речи, а также других занятиях; в игровой, худ. деятельности; в повседневной жизни.

Возрастные особенности развития речи детей 2-3 лет:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Понимание речи:

Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».

Слушает длинные сказки и рассказы.

Понимает двухступенчатую инструкцию типа«Пойди на кухню и принеси кружку».

Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку»«Положи кубик под ведёрко» и т. д.

Словарный запас:

Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.

Дети часто задают вопросы типа«Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»

В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи –

местоимения (Я, ТЫ, МНЕ)

наречия (тепло, красиво)

числительные (один, два)

прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой)

предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

Звукопроизношение:

Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)

Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака»вместо «собака»заменяются: С=Ф (собака-фобака, З=В (замок-вамок, Ц=Ф (цыплёнок-фыплёнок, С=Т (собака-тобака, З=Д (замок-дамок, Ц=Т (цветок-тветок).

Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются (апка-шапка, заменяются: Ш=С,Ф (сапка, фапка-шапка, Ж=З,В (зук,вук-жук, Ч=Ц,ТЬ (оцки,отьки-очки, Щ=СЬ,ТЬ (сётка,тётка-щётка)

Звуки Л и Р пропускаются (ампа-лампа, ука-рука, заменяются на ЛЬ (люка-рука,на Й (юка-рука)

В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

Грамматический строй:

Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).

Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).

Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»«Я не хочу», неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов»«Мама моет окны»)

Мелкая моторика:

Держит карандаш пальчиками

Копирует формы несколькими чертами

Собирает и строит постройки из кубиков

Обводит по контурам

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.

Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.


Ю

Игрушки и игры для развития речи:

Наборы игрушек (животных, птиц)

- для уточнения произношения в звукоподражаниях:

Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е,

Мяу-мяу, Гав-гав и т. д.

(«Угадай, кто кричит?»,

«Большой-маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра,например, как мяукает кошка, а как котёнок);

- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк»«Ферма»)

Игры с куклами.

Кубики – развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов:

Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?

Что из этого можно приготовить?

Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его маму и папу? Чем питается?

Игры в «Лего». Мягкие кубики.

Лепка

Пластилин и паста для лепкиразвивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

Учите катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки»(шарики- «ягодки»«яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):

развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

Используются для проигрывания знакомых сказок.

Игрушечный телефон –

разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

Звучащие игрушки- погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты – развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

Игры«Угадай, на чём играю?»«Что за звук?»«Угадай, что делаю?»

Игры в мяч.

Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек-

Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части»развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

Игрушки и предметы из различных материалов – деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. д.

Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

Игры«Чудесный мешочек»«Узнай игрушку по описанию»("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик, «Назови части целого»(кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

Детское лото и другие настольно-печатные игры: Закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

Несколько способов использования детского лото для развития речи:

Проговаривать названия картинок четко и внятно.

Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа: был мяч – нет мяча

Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовитеразвитие памяти

Назови каждое слово на твоей картинке ласково: мячик, белочка

Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится

Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.

Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим, т. к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;

Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;

Корректно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов)

Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;

Позиция родителей«дети должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно», – пагубно влияет на развитие речи. Позволяйте ребенку говорить – ведь развивая речь, он развивает свое мышление.

Практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста

Игра - путешествие

по стране "Развитие речи"

Выполнил: воспитатель МДОУ

Детский Сад №4

Дронина Анна Владимировна

Станция «Творческая» - обогащение словарного запаса ребенка

Подберите эпитеты к словам:

Снег

Человек

Ветер

Дождь

Луна

Станция «Сказочная»

Сказка нужна всем. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомить с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей.

.

Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут еще злые и хитрые. И каждому хочется меня съесть…

«Колобок»

.

Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

«Репка»

.

Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, что кто-нибудь во мне поселится и жить будет. Но не так много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

«Теремок»

.

Н у и хвост у этой мышки!

Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент!

Махнула хвостиком – я и разбилось!

«Курочка Ряба»

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».

 И. П. Павлов

Станция
«Наши руки не знают скуки»

Моторные центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Пальчиковые игры

«Ладошки вверх, ладошки вниз»

«Пальчики у нас попляшут»

«Раз, два, три, четыре, пять…»

«Мы капусту рубим, рубим.»

«Мы построим дом-дом…»

«Кто это?» и т. д.

Игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики рук уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с первой младшей группы. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульчиках, мы играем в пальчиковые игры.

Самомассаж пальцев рук

указательный –желудок

Станция «Игровая»

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

Речевая игра «Насос»

Речевая игра

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»(зв. Ж)

Словесная игра «Почемучка»











Словесная игра 
«Почемучка»  (определить, из каких слов состоят слова)

Самосвал

Пылесос

Самолёт

Листопад

Снегопад

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы "Закаливание детей дошкольного возраста"

Закаливание - это образ жизниГиппократПод закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная ...

Консультация для родителей. Вторая младшая группа. "Как играть с ребенком 3-4 лет".

«Игры с ребенком 3-4 лет  в домашних условиях»Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его...

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми ...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Четвертый год жизни является переходным  из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...

Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей                   второй младшей группы на тему:          «Игры для ра...