ЗОЖ как залог психического здоровья
консультация на тему

Белевитина Наталия Анатольевна

Консультация для родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: « ЗОЖ – залог психического здоровья ребенка».

Выступление педагога – психолога:

  Белевитиной Н.А.

 МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок».

        Здравствуйте, уважаемые родители! В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В нашей стране одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшается, но существенно увеличивается. Поэтому сегодня мы попробуем разобраться в понятиях «физическое, психическое и духовное здоровье» и какая существует между этими понятиями взаимосвязь.

        Сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о психологическом здоровье дошкольников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье.

        Что такое «Здоровье»? Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия.

        Основываясь на определении, выделяют следующие компоненты здоровья: 

  1. Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.
  2. Психическое здоровье- это умение управлять своими чувствами и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).
  3. Здоровье социальное – это умение налаживать отношения с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях: с сослуживцами, коллегами по работе, с соседями и т.д. – т.е., с теми людьми, с которыми нам приходится общаться.
  4. Духовно-нравственное здоровье – это наши жизненные правила, это наши нравственные ценности, то, чем мы в жизни дорожим, то, что считаем правильным. Сюда входит и наше стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить поведение без вреда для других людей.

Оказывается, быть здоровым не так уж и просто!!!

Исследователями были определены следующие

 негативные факторы здоровья: 

  • наши дети ведут малоподвижный образ жизни;
  • учёба для них является стрессом;
  • несбалансированное питание.

Сказываются и другие негативные факторы. Причинами которых являются:

  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

По данным отечественных исследователей в целом по стране уже в дошкольном возрасте количество практически здоровых детей составляет менее  10 - 15 %. В нашем детском саду тоже есть дети с отклонениями в здоровье:

  • Задержка психического развития  у 1 человека;
  • Нарушение зрения у 1 ребенок;
  • Речевая патология  у 2 детей;
  • Лишний вес у 2 детей.

Поэтому очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровье сберегающую образовательную среду в каждой семье. Ведь за здоровье вашего ребёнка отвечает не только детский сад, но в главной степени семья. Сейчас давайте более подробно обсудим :

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.

Их можно разделить на две группы: объективные,  или факторы среды, и субъективные, обусловленные  индивидуально – личностными особенностями.

Сейчас рассмотрим факторы среды, которые наиболее значимы для психического здоровья детей. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок- кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто  недооценивается, но они могут привести к развитию невротических  симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям.

Следующий фактор - это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремиться выстроить свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и не вербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

вторая группа факторов связана с детскими учреждениями. Как показали исследования, воспитательница не замечает около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источником нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который не возможно игнорировать.

Следующим  важным условием становления психического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. А положительный фон  настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).

 Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушения психического здоровья. Если рассматривать становление психического здоровья только с точки зрения факторов риска, остается не понятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а многие, наоборот, добиваются жизненных успехов, и более того их успехи социально значимы. Мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими во внешне комфортной среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому рассмотрим условия становления психического здоровья детей.

Влияние факторов среды

  • Семейные неблагоприятные факторы:

1. Неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий и др.)

2.Нарушение правил семейного воспитания (потворствующая гиперопека, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, гиперпротекция или гипоопека и  т.д.)

3.Проблемный характер семьи (антипедагогическая, асоциальная, кризисная, конфликтная и т. д.)

  • Неблагоприятные факторы, связанные с детским учреждением:

1.Не налажена связь с педагогом.

2. Конфликтные отношения со сверстниками.

Так, как же сохранить здоровье ребёнка

  • Всегда находите время поговорить с ребёнком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Научитесь относиться к ребёнку как равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Исключите из практики семейного воспитания «психологические пощёчины»: окрики, словесное унижение.
  • Сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

Уважаемые родители! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили её. Поиск её решения – процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться, поэтому трудному пути вместе. Психологическое здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.

Желаю Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".

Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...

Консультация для родителей «Благоприятная атмосфера в семье — залог психического здоровья ребенка»

Консультация предназначена для родителей. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем....

Семинар для педагогов и родителей "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка"

Семинар для педагогов и родителей "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка"...

Консультация для родителей «Благоприятная атмосфера в семье — залог психического здоровья ребенка»

Консультация предназначена для родителей. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем....

Консультация «Психическое здоровье детей, как залог успешного развития речи и навыков общения»

В современном мире дети растут не на общение с другими детьми: а на мультфильмах, детских передач, развивающих гаджетах, различных детских шоу, где дети развиваются пассивно без передачи информа...

Дружная семья – залог психического здоровья ребенка

В конце марта проходил круглый стол с родителями дошкольников. Мне очень приятно, что осознанных взрослых, интересующихся гармоничным воспитанием и развитием детей, становится больше. Кажется, встр...