Консультация «Психическое здоровье детей, как залог успешного развития речи и навыков общения»
консультация по психологии

Руденко Елена Александровна

 В современном мире дети растут не на общение с другими детьми: а на мультфильмах, детских передач, развивающих гаджетах, различных детских шоу, где дети развиваются пассивно без передачи информации в словесной форме взрослым или другим детям. Тем самым нарушение речевого развития ведет к снижению психического развития: у детей нарушается память, внимание, интеллект. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности и, поэтому задержка психического и речевого развития часто наблюдаются у детей параллельно и являются комплексным нарушением. Если ребенок не может выразить мысль при помощи речи, тем самым страдает весь процесс мозговой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Стрелицкий детский сад «Лебедь» общеразвивающего вида

Семилукского муниципального района Воронежской области.

Консультация

Тема: «Психическое здоровье детей, как залог успешного развития речи и навыков общения»

            Подготовила

Педагог-психолог:

Руденко Е.А.                                              

2023 г.

С целью создания положительной эмоциональной атмосферы и рабочей обстановки предлагаю поиграть в игру «Друг к дружке».

Психодинамическое упражнение разминочного типа «Друг к дружке». Для этого встаньте в круг. Любое общение начинается с приветствия. Приветствовать мы будем друг друга разными частями тела сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки по моим командам. Итак, поприветствуем друг друга внутренней стороной ладоней. А теперь тыльной стороной ладоней. Поприветствуем друг друга локтями, а теперь плечами. Поприветствуем друг друга спинами, а теперь коленями. Молодцы! Поприветствовали друг друга, теперь присаживайтесь на свои места.

Мини-анкетирование «Ответь и запиши»

Вам нужно ответить на мини анкету и записать там же свои ответы.

Вопросы:

Что я желаю для себя лично на этом семинаре?

Что я ожидаю от коллег?

Что я хочу узнать по теме семинара?

Что я жду от ведущего семинара?

Теперь предлагаю всем отложить свои листочки с вопросами-ответами в сторонку.

 

 В современном мире дети растут не на общение с другими детьми: а на мультфильмах, детских передач, развивающих гаджетах, различных детских шоу, где дети развиваются пассивно без передачи информации в словесной форме взрослым или другим детям. Тем самым нарушение речевого развития ведет к снижению психического развития: у детей нарушается память, внимание, интеллект. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности и, поэтому задержка психического и речевого развития часто наблюдаются у детей параллельно и являются комплексным нарушением. Если ребенок не может выразить мысль при помощи речи, тем самым страдает весь процесс мозговой деятельности.

К сожалению детей, страдающих нарушениями речи, становится всё больше. Причин тут несколько. Это и плохая экология, и ослабленное здоровье родителей, их неправильный образ жизни, особенно это касается молодых матерей, что ведёт в свою очередь к тому, что рождаются дети с ослабленной психикой.

Любой логопед подтвердит, что практически все дети, нуждающиеся в его помощи, страдают неуравновешенностью, много плачут, плохо спят, они неусидчивы, невнимательны, у них плохая память, дефицит внимания. Отсюда и нарушения речи, а позднее, в школьном возрасте – письма. Ведь не стоит забывать о том, что формированию правильной речи способствует здоровая психика ребёнка, а речь, в свою очередь, является отражением его психического состояния.

Период раннего и дошкольного детства является важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память, воображение, внимание. Нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребёнка и связанными с социальными условиями, это:

  1. Биологические факторы (различная внутриутробная патология, родовая травма, заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, наследственные факторы);
  2. Социально-психологические факторы (Отделение от матери в раннем возрасте, наказание дома и особенно в детском учреждении, испуг, страх, межличностных отношений в семье);
  3. Внутриличностные (субъективные) факторы (характер, темперамент, самооценка).

Жизнь ребенка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному развитию его движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.

Профилактика психических нарушений (речевых) в дошкольном учреждении

Большая ответственность в организации мер профилактики психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольные учреждения. В процессе воспитательно-образовательной работы в них последовательно осуществляются задачи, определенные программой, в области физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка - дошкольника.

Воспитательно-образовательная работа, осуществляемая на занятиях, имеет большое значение для умственного развития детей и подготовки их к школе. Важно, чтобы по содержанию, методике проведения и по длительности эти занятия соответствовали возрастным возможностям детей.          

  • Известно, что перегрузка, всякое переутомление в этом возрасте представляют особую опасность для состояния здоровья и дальнейшего развития детского организма.

Воспитатель решает задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к речевым высказываниям, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни.

Для психического здоровья детей в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей, Приветливое выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны характеризовать общую поведенческую установку воспитателя.

Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности.

В своей работе по развитию речи я применяю следующие методы:

1. Элементы арт терапии, рисование.

2. Чтение сказок и рассказов, плюс беседа по прочитанному, ответы на вопросы.

3. Этические беседы.

4. Театрализация сказок и рассказов.

5. Пальчиковые игры

6. Подвижные игры

7. Дидактические игры.

8. Игры потешки.

Зная всё это, не стоит забывать и о том, что у каждого ребёнка свои закономерности и особенности развития речи и психики. Не стоит стремиться «подогнать» развитие ребёнка под конкретные рамки. Нужно просто научиться слушать и понимать его и в нужный момент направить, подтолкнуть, помочь в овладении новыми навыками и знаниями.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы.

Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Взаимосвязь психического здоровья и развития речи детей идёт в тесном контакте друг с другом и играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста!

Упражнения на саморегуляцию для педагогов:

Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Опустите руки вдоль туловища. Испытайте чувство расслабления.

Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно при этом расслабить плечи:

Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Встаньте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

Рефлексия

В начале нашей консультации вы заполнили карточки и ответили на вопросы. Теперь давайте посмотрим, что вы написали и оправдались ли ваши ожидания.

- Чем оказалась полезной именно для Вас данная консультация?

- Какие конкретные приемы вы возьмете на вооружение в своей работе?

- Ваши пожелания мне, как выступающей.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Психология здоровья / Под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - (Учебник для вузов).
  2. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие / В.Э. Пахальян. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 240с.
  3. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2005.
  4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000 г.
  5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики - залог успешного формирования речи у ребенка с ОНР"

В данном материале содержится информация актуальности и значимости  данной темы.; отражены некоторые упражнения по развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики с помощью массажных шариков ...

Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»

Игра — это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливо...

Консультация для родителей "Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста".

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста как залог успешного развития связной речи

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста как залог успешного развития связной речи...

Совместное мероприятие логопеда и психолога "Круглый стол. Психологический комфорт в семье-залог успешного развития речи детей"

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно это закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании»: «Родители (законные представители) несов...