Совместное мероприятие логопеда и психолога "Круглый стол. Психологический комфорт в семье-залог успешного развития речи детей"
консультация по развитию речи

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно это закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании»: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Так же в законе указано, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Следовательно, для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей как форма взаимодействия в работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ

«Психологический комфорт в семье – залог успешного развития речи ребенка»

Подготовили:

Оборудование и наглядность:

методическая литература по теме круглого стола, детская художественная литература, наглядные дидактические игры для развития речи; памятки для родителей, лепестки ромашки, вырезанные из бумаги для игры «Идеальная семья»

Предварительная работа:

подобрать педагогическую литературу по проблемам развития речи ребенка, подготовить игры и пособия по развитию речи; по числу родителей заготовить памятки для родителей.

Цели:

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников. убедить родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного речевого развития ребенка.

Психолог.  Добрый вечер! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Уверены, что наша встреча будет интересной и познавательной, а наше сотрудничество - успешным.

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно это закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании»: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Так же в законе указано, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Следовательно, для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня мы пригласили вас за круглый стол для обсуждения темы «Психологический комфорт в семье – залог успешного развития речи ребенка»

Логопед. Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей способности общаться.

Общеизвестно, что ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослым. Поэтому взрослым  необходимо создавать специальные условия, чтобы способствовать формированию и развитию у детей интереса к родному языку, а также  творческому отношению к речи. Овладение родным языком рассматривается как основа полноценного формирования личности ребёнка, его умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Психолог. Прежде чем приступить к обсуждению, мы хотели бы выяснить, что каждый из вас вкладывает в понятие «психологический комфорт семьи»? Какой семья должна быть, чтобы в ней полноценно развивался ребенок и, в частности, его речь?

Игра с родителями «Идеальная семья». Перед Вами лепестки ромашки. Напишите, пожалуйста, на них ваши ответы. Итак, семья должна быть... (складываем из лепестков цветок, озвучивая написанное). У нас получился «Родительский цветок, или идеальная семья», назовем его так.

Теперь хотели бы подойти к этому вопросу с научной точки зрения и выяснить, как же считают ученые и исследователи, какие факторы влияют на психологический комфорт в семье и на речевое развитие ребенка в частности?

Логопед. На речевое развитие ребенка влияют различные факторы:  биологические  (речь идет о неблагоприятных периодах внутриутробного развития и родов, наследственности, мозговых инфекциях и травмах, перенесенных ребенком после рождения) и социально-психологические факторы: состав семьи, количество детей, возраст и образование родителей, материальная обеспеченность, тип воспитания в семье, характер взаимоотношений в семье между родителями, стиль общения с детьми, речевая среда.

Рассмотрим некоторые из них.

Психолог. Состав семьи. Ученые считают, «что при наличии у ребенка обоих родителей (при условии их морального благополучия и отсутствия вредных привычек) снижается риск нервно-психических расстройств, которые могут послужить возникновению речевой патологии в частности. При отсутствии же одного из родителей или обоих родителей возникает значительный риск для психического здоровья ребенка» (обсуждение тезиса с родителями)

Логопед. Количество детей. «Наблюдения исследователей показывают, что в среднем более низкое речевое развитие у ребенка в той семье, где больше детей, и меньше интервал между рождениями детей. В многодетных семьях общение с родителями часто заменяется общением с братьями и сестрами». Согласны ли вы с этим? (ответы родителей)

Образовательный потенциал родителей. Возрастная характеристика родителей во многом определяет содержание и характер воспитания ребенка в семье. Уровень развития лексико-грамматического строя, произносительной стороны речи, накопление словарного запаса у детей в семьях, где родители имеют высшее образование, высокий культурный уровень, чаще соответствуют возрастной норме. (Обсуждение с родителями)

Как вы считаете, влияет ли материальный достаток семьи на психологический комфорт в ней и способствует ли развитию речи? (мнения родителей)

Психолог. Тип воспитания. Ученые выделяют несколько типов воспитания в семье: диктат, опека и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в  авторитарности родителей, игнорировании ими интересов ребенка. При опеке родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждая при этом  его от каких-либо усилий и трудностей. Сотрудничество в семье предполагает взаимодействие на равных всех членов семьи, включая ребенка, помогает накопить достаточно самостоятельности ребенку, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь.

Стиль общения. Специалисты выделяют 3 стиля  общения: демократический, авторитарный, либерально-попустительский. Демократический стиль – взрослый учитывает интересы ребенка. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе». Как, по вашему мнению, влияет стиль общения взрослых на поведение детей, их психическое здоровье и речевое общение? (ответы родителей)

Логопед. Речевая среда – это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, театр, кино – то есть любая речь, которую воспринимает ребенок. Влияние речевой среды на развитие речи ребенка может быть как положительным, так и отрицательным. Предлагаем обсудить, какие факторы оказывают благоприятное воздействие на развитие речи ребенка, а какие, по вашему мнению, нет? (Обсуждаем: двуязычие, раннее обучение языкам, домашняя библиотека, речевой этикет, среда с ограниченным или дефектным речевым окружением).

А сейчас предлагаем Вам сыграть в одну речевую игру, которая помогает активизировать и словарный запас, и мыслительную деятельность. В неё можно играть всей семьей.

Игра "Цепочка слов". Суть этой игры заключается в подборе слов, объединённых каким-либо признаком. То есть необходимо составить своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «книга». Задаем  вопрос: книга бывает какая? Ответ: Интересная, красочная, тонкая... Вопрос: Что бывает тонким? – Лед, намек, ствол и т. д.

Подведение итогов.

 Логопед.  Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители также должны принимать активное участие в решении данной проблемы, чтобы наши совместные усилия дали положительные результаты.

Наш круглый стол подошел к концу, предлагаем вам поделиться, что нового, интересного и полезного узнали вы в ходе нашего общения? Понравилась ли вам такая форма сотрудничества? (ответы родителей)

Литература:

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". -- СПБ.: Издательство "Питер", 2011. -- 400 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

https://pandia.ru/text/81/299/41134.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Условия успешного развития речи детей"

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.  Данный материал отвечает на вопрос: "Каковы  же условия ...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...

условия успешного развития речи детей

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

консультация для родителей« Секреты успешного развития речи детей»

Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем  большему он научится....