Мотивационная готовность к школьному обучению
консультация по теме

Корчивая Ирина Алексеевна

 

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 

 

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.   

Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться.

Другое дело, когда дети поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский садик. Ребенок стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права. Например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности – например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе.

Советы родителям будущих первоклассников для формирования мотивационной готовности:

1.    Уважайте и любите своего ребенка!

2.    Поощряйте успехи, не акцентируйте внимание на неудачах.

3.    Организуйте экскурсии в школы, знакомьте с основными атрибутами школьной жизни.

4.    Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе (читайте стихотворения, рассказы о школе).

5.    Проявляйте истинный интерес к делам, занятиям ребенка, учитывайте эти интересы.

6.    Никогда не отказывайте в игре с ребенком.

7.    Давайте возможность проявлять самостоятельность и ответственность в делах.

8.    Не оставляйте ребенка наедине с проблемой. Постарайтесь выявить причину временных трудностей и помогите в их решении.

 

 

9.    Не подавляйте физическую активность ребенка (хорошее физическое развитие способствует психологическому комфорту).

10.Создавайте благоприятный психологический микроклимат в семье.

11.Чаще хвалите и радуйтесь даже незначительным успехам ребенка.

12.Читайте как можно больше книг и журналов развивающей направленности.

13.Выделяйте как можно больше времени на игры и занятия с ребенком, но старайтесь не перегружать его (чередуйте виды деятельности).

14.Развивайте и поддерживайте интерес у ребенка к обучению.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроках и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

Рассказы о школьниках для детей дошкольного и младшего школьного возраста

1.    В. Драгунский  Рассказы

2.    Н. Носов  Рассказы

3.    «Смешные рассказы о школе» Ю. Коваль, В. Медведев, Л. Каминский, В. Драгунский (Сборник изд-ва Самовар)

4.    «Школьные приколы» С. Георгиев, М. Дружинина, О. Кургузов, Б. Заходер, С. Михалков, В. Голявкин, Л. Каминский, А. Барто, А. Усачев, М. Тарловский, О. Тихомиров (Сборник изд-ва Самовар)

5.    Юз Алешковский «Кыш, Двапортфеля и целая неделя», «Кыш и я в Крыму»

6.    С. Прокофьева «Зеленая пилюля» и др.

7.    В. Крапивин «Оруженосец Кашка» (книги Крапивина будут вас радовать до подросткового возраста)

8.    Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

9.    Ю. Сотник «Как я был самостоятельным» и др.

10.С. Розанов «Приключения Травки»

11.И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса»

12.Л. Пантелееев «Честное слово» и др.

13.В. Каверин «Песочные часы»

14.В. Осеева Рассказы

15.И. Токмакова Рассказы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.        

Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться.

Другое дело, когда дети поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский садик. Ребенок стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права. Например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности – например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе.

Советы родителям будущих первоклассников для формирования мотивационной готовности:

  1. Уважайте и любите своего ребенка!
  2. Поощряйте успехи, не акцентируйте внимание на неудачах.
  3. Организуйте экскурсии в школы, знакомьте с основными атрибутами школьной жизни.
  4. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе (читайте стихотворения, рассказы о школе).
  5. Проявляйте истинный интерес к делам, занятиям ребенка, учитывайте эти интересы.
  6. Никогда не отказывайте в игре с ребенком.
  7. Давайте возможность проявлять самостоятельность и ответственность в делах.
  8. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой. Постарайтесь выявить причину временных трудностей и помогите в их решении.

  1. Не подавляйте физическую активность ребенка (хорошее физическое развитие способствует психологическому комфорту).
  2. Создавайте благоприятный психологический микроклимат в семье.
  3. Чаще хвалите и радуйтесь даже незначительным успехам ребенка.
  4. Читайте как можно больше книг и журналов развивающей направленности.
  5. Выделяйте как можно больше времени на игры и занятия с ребенком, но старайтесь не перегружать его (чередуйте виды деятельности).
  6. Развивайте и поддерживайте интерес у ребенка к обучению.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроках и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

Рассказы о школьниках для детей дошкольного и младшего школьного возраста

  1. В. Драгунский  Рассказы
  2. Н. Носов  Рассказы
  3. «Смешные рассказы о школе» Ю. Коваль, В. Медведев, Л. Каминский, В. Драгунский (Сборник изд-ва Самовар)
  4. «Школьные приколы» С. Георгиев, М. Дружинина, О. Кургузов, Б. Заходер, С. Михалков, В. Голявкин, Л. Каминский, А. Барто, А. Усачев, М. Тарловский, О. Тихомиров (Сборник изд-ва Самовар)
  5. Юз Алешковский «Кыш, Двапортфеля и целая неделя», «Кыш и я в Крыму»
  6. С. Прокофьева «Зеленая пилюля» и др.
  7. В. Крапивин «Оруженосец Кашка» (книги Крапивина будут вас радовать до подросткового возраста)
  8. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
  9. Ю. Сотник «Как я был самостоятельным» и др.
  10. С. Розанов «Приключения Травки»
  11. И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса»
  12. Л. Пантелееев «Честное слово» и др.
  13. В. Каверин «Песочные часы»
  14. В. Осеева Рассказы
  15. И. Токмакова Рассказы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему: "Мотивационная готовность к школьному обучению".

Самообразование на тему "Мотивационная готовность к школьному обучению". Мотивационная готовность к школе— это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил ...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

В преддверии поступления в школу, информация о мотивационной готовности к школьному обучению....

Консультация «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.          Психологическая готовность ...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению...

План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению

План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней....

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребе...

Использование сказок М. Панфиловой для формирования мотивационной готовности к школьному обучению дошкольников 6-7 лет

Государственные требования таковы: подготовка дошкольников к школе должна быть построена не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой их психического развития &ndash...