Статья на тему "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм образования"
статья на тему

ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНЫХ

ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Винокурова Ольга Николаевна-воспитатель,

                                                     Федорова Олеся Георгиевна - воспитатель

                                        Муниципальное бюджетное дошкольное

                     образовательное учреждение

                                               детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад.

 

         Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в дошкольных образовательных организациях в свете введения ФГОС ДО.

         Ключевые слова: реализация, психическое развитие, вариативные формы, образовательный процесс, группы кратковременного пребывания.

Цель социальной политики в области дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.

Реализация поставленной цели решается в рамках таких приоритетных направлений:

¾              доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;

¾              развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;

¾              психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

Ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет с первых месяцев жизни скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития.

Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, могут приводить к нарушениям и отклонениям у детей преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, именно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или частые падения, просто оставленные без внимания, понижение слуха различной степени — все это может быть причиной отставания в речевом развитии.

Воздействие неблагоприятных биологических (или социальных) факторов очень существенно повреждают именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Малыши с ЗПР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Наследственный фактор играет существенную роль.

Для более раннего выявления у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

   При нормальном психическом развитии наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

  Современные мамы стремятся рано развивать своих детей.  Для них это, прежде всего, развитие инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса [1].

Один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России - вариативность образования.          Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

   Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Основные задачи:

1)                Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

2)                Обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

3)                Помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;

4)                Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

   Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий.

     Создание Службы ранней помощи в составе многопрофильных детских реабилитационных Центров очень актуально в связи с тенденцией к увеличению числа детей-инвалидов. Рождение ребенка-инвалида долгое время воспринималось как фатальность. Родители очень тяжело переживают сообщение о наличии у ребенка врожденной патологии или нарушения развития. Понимание того, что их ребенок не такой, как они себе представляли, является для родителей очень сильным потрясением [2].

В Службе ранней помощи (СРП) целью работы является психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка от 2-х месяцев до 4 лет, с выявленными нарушениями развития (либо риском нарушения, когда ребенку требует компенсаторная помощь, реабилитация и проч.), не посещающего дошкольное образовательное учреждение.

Введение вариативных форм образования детей раннего возраста достигает нескольких целей одновременно, но главная из них - это раннее развитие ребенка в соответствии с требованиями и запросами общества.

Общество ожидает от введения вариативных форм дошкольного образования, в нашем случае связанного с ранним развитием ребенка, решение стоящих перед ним определенных задач. Причем базироваться данные инновационные формы дошкольного образования должны на постулате о непременном   наличии трех слагаемых успешного воспитательно-образовательного процесса – квалифицированного, компетентного педагога, педагогически грамотного родителя и развивающей образовательной среды.

Реализация вариативных форм, помогающих достичь целей, поставленных современным ФГОС, напрямую связана с педагогической грамотностью родителей.

      Консультационный пункт (КП) предназначен для методического обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания и предназначен в основном, для оказания психолого-педагогической помощи родителям в целях поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения [3]. 

      Кроме того, по популярности у родителей, детей, не достигших трех лет, группы кратковременного пребывания или ГКП, по праву занимают первое место. Такая популярность обусловлена рядом   причин:

¾              во-первых, таким группам присуща малая наполняемость;

¾              во-вторых, для них характерен гибкий график посещения (3-5 дней в неделю);

¾              в-третьих, родители имеют подтвержденное законодательством право находиться вместе с детьми весь период пребывания в группе;

¾              в-четвертых, для детей, посещающих ГКП, реализуется полноценная образовательная программа.

Однако, необходимо отметить, что работа ГКП может быть реализована только при выполнении трех взаимосвязанных условий:

1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов и родителей [4];

2. Организация педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

3. Координация взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей [5].

Группа кратковременного пребывания – это группа детского сада, которая функционирует в гибком режиме и решает задачу обеспечения всестороннего развития детей.

Итак, мы пришли к выводу, что именно группа кратковременного пребывания является на данный момент наиболее приемлемой формой обеспечения права каждого ребенка на дошкольное образование

Внедрение в систему дошкольного образование ГКП в течение последних 12 лет показало, что группы кратковременного пребывания, а именно коррекционные группы кратковременного пребывания, отлично справляются с адаптацией ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okazanie_ranney_pomoshchi_v_usloviyah_variativnyh.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНЫХ

ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Винокурова Ольга Николаевна-воспитатель,

                                                     Федорова Олеся Георгиевна - воспитатель

                                        Муниципальное бюджетное дошкольное

                     образовательное учреждение

                                               детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад.

         Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в дошкольных образовательных организациях в свете введения ФГОС ДО.

         Ключевые слова: реализация, психическое развитие, вариативные формы, образовательный процесс, группы кратковременного пребывания.

Цель социальной политики в области дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.

Реализация поставленной цели решается в рамках таких приоритетных направлений:

  • доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
  • развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
  • психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

Ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет с первых месяцев жизни скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития.

Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, могут приводить к нарушениям и отклонениям у детей преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, именно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или частые падения, просто оставленные без внимания, понижение слуха различной степени — все это может быть причиной отставания в речевом развитии.

Воздействие неблагоприятных биологических (или социальных) факторов очень существенно повреждают именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Малыши с ЗПР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Наследственный фактор играет существенную роль.

Для более раннего выявления у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

   При нормальном психическом развитии наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

  Современные мамы стремятся рано развивать своих детей.  Для них это, прежде всего, развитие инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса [1].

Один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России - вариативность образования.          Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

   Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Основные задачи:

  1. Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
  2. Обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
  3. Помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  4. Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

   Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий.

     Создание Службы ранней помощи в составе многопрофильных детских реабилитационных Центров очень актуально в связи с тенденцией к увеличению числа детей-инвалидов. Рождение ребенка-инвалида долгое время воспринималось как фатальность. Родители очень тяжело переживают сообщение о наличии у ребенка врожденной патологии или нарушения развития. Понимание того, что их ребенок не такой, как они себе представляли, является для родителей очень сильным потрясением [2].

В Службе ранней помощи (СРП) целью работы является психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка от 2-х месяцев до 4 лет, с выявленными нарушениями развития (либо риском нарушения, когда ребенку требует компенсаторная помощь, реабилитация и проч.), не посещающего дошкольное образовательное учреждение.

Введение вариативных форм образования детей раннего возраста достигает нескольких целей одновременно, но главная из них - это раннее развитие ребенка в соответствии с требованиями и запросами общества.

Общество ожидает от введения вариативных форм дошкольного образования, в нашем случае связанного с ранним развитием ребенка, решение стоящих перед ним определенных задач. Причем базироваться данные инновационные формы дошкольного образования должны на постулате о непременном   наличии трех слагаемых успешного воспитательно-образовательного процесса – квалифицированного, компетентного педагога, педагогически грамотного родителя и развивающей образовательной среды.

Реализация вариативных форм, помогающих достичь целей, поставленных современным ФГОС, напрямую связана с педагогической грамотностью родителей.

      Консультационный пункт (КП) предназначен для методического обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания и предназначен в основном, для оказания психолого-педагогической помощи родителям в целях поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения [3]. 

      Кроме того, по популярности у родителей, детей, не достигших трех лет, группы кратковременного пребывания или ГКП, по праву занимают первое место. Такая популярность обусловлена рядом   причин:

  • во-первых, таким группам присуща малая наполняемость;
  • во-вторых, для них характерен гибкий график посещения (3-5 дней в неделю);
  • в-третьих, родители имеют подтвержденное законодательством право находиться вместе с детьми весь период пребывания в группе;
  • в-четвертых, для детей, посещающих ГКП, реализуется полноценная образовательная программа.

Однако, необходимо отметить, что работа ГКП может быть реализована только при выполнении трех взаимосвязанных условий:

1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов и родителей [4];

2. Организация педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

3. Координация взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей [5].

Группа кратковременного пребывания – это группа детского сада, которая функционирует в гибком режиме и решает задачу обеспечения всестороннего развития детей.

Итак, мы пришли к выводу, что именно группа кратковременного пребывания является на данный момент наиболее приемлемой формой обеспечения права каждого ребенка на дошкольное образование

Внедрение в систему дошкольного образование ГКП в течение последних 12 лет показало, что группы кратковременного пребывания, а именно коррекционные группы кратковременного пребывания, отлично справляются с адаптацией ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях ФГОС дошкольного образования"

С внедрением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Данная работа является одной из важнейших составляющих, обеспе...

Статья "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования"

Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в ...

Классификация вариативных форм образования

В данном материале представлена классификация вариативных форм образования....

Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.      Анализир...

Педагогическая статья: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ»

Аннотация: в статье говорится о технологии ранней помощи. Если у ребёнка до трёх лет выявлены нарушения в развитии, то важно вовремя оказать грамотную медико-психолого-педагогическую помощь ребёнку, е...

Служба ранней помощи- первая ступень к инклюзивному образованию.

Современный мир, развивается в условиях глобализации, переживая системные энергетические, финансовые, социокультурные кризисы....