Стоит поразмыслить! "Чему и как мы учим детей"
материал по теме

Сулейманова Елена Владимировна

Все родители хотят вырастить своих детей людьми, умеющими думать, ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но далеко не все знают, как это сделать, а многие даже и не задумываются о том, что имеется в виду сложная педагогическая задача.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 07_chemu_i_kak_my_uchim_detey.docx131.4 КБ

Предварительный просмотр:

Стоит поразмыслить!

Чему и как мы учим детей?

        Все родители хотят вырастить своих детей людьми, умеющими думать, ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но далеко не все знают, как это сделать, а многие даже и не задумываются о том, что имеется в виду сложная педагогическая задача.

        Стремясь сделать своего ребенка самым умным, родители зачастую спешат дать ему набор знаний, суждений делающих его похожим на маленького взрослого. Такие знания и умения они с удовольствием демонстрируют окружающим, гордясь тем, чего удалось достигнуть. Вот, маленькую Наташу поставили на стул, и она громким голосом читает: «Я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна…» А вот четырехлетний Петя, на удивление всем гостям бойко считает до ста. Не отстают и родители Васи – ему только три, а он находит на кубиках почти все цифры. Ну, и конечно, почти все они знают буквы. Но вот вопрос – нужно ли это Наташе, Пете, Васе? Что это? Подлинные знания об окружающем их мире или обыкновенная тренировка памяти?

        Ребенок – чистая доска. Его можно научить всему. Но зачастую знания, которые навязываются ребенку взрослыми, приводят к тупиковым ситуациям. И тогда испуганные родители обращаются к врачам, психологам, педагогам.

Встает вопрос: чему и как учить ребенка? Так в каждом возрасте ребенку нужно дать именно то, что присуще этому возрасту. Не надо стремиться к умственной акселерации. Надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Например, развить мелкие движения пальцев легче всего в раннем и дошкольном возрасте, а если это не произошло, то догнать упущенное в школьном возрасте оказывается очень трудно. И ребенок не может справиться с письмом палочек, а у взрослого остается ужасный неразборчивый почерк.

Также в дошкольном возрасте должны сформироваться правильные представления обо всех предметах, об их форме, цвете, величине. Все это, как говорил крупнейший советский психолог А. В. Запорожец, имеет огромное значение для всестороннего развития индивида.

Важно не только то, чему учить ребенка, но и как его учить, чтобы обучение было развивающим.

Развитие – это присвоение ребенком общественного опыта, накопленного человечеством. Передача ребенку опыта может происходить по-разному. Многие виды человеческого опыта необходимо передать малышу точно, т.е. путем прямого обучения. Так, например, все культурно-гигиенические навыки: как надо есть, как пить, как мыть руки и т.д. Ребенок должен все это увидеть и точно воспроизвести. В этом случае мы можем говорить о развитии подражания, наблюдательности, внимания, памяти.

Ни один навык, ни одно умение не формируется без воспроизведения. Человек не может овладеть письмом без упражнений в написании букв, не может научиться строгать доски, не упражняясь многократно в этой деятельности. Но, ни объем знаний,  усвоенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по подражанию, не могут сами по себе обеспечить развитие творческих возможностей человека. Есть много сторон деятельности, овладение которых требует не подражания взрослому, а самостоятельного поиска со стороны ребенка. Как показывают современные психологические и педагогические исследования, дошкольник рано проявляет способность к такому самостоятельному поиску. Это имеет исключительное  значение, так как человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий все в разжеванном виде, окажется неподготовленным к творческой деятельности, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.

Самостоятельность мышления ребенка может развиваться в процессе решения практических задач, в конструировании, но, самое главное, она развивается в ИГРЕ.

Нельзя упустить и то, что  для самостоятельности мышления и творческого поиска исключительно важно желание ребенка сотрудничать со взрослым. Чего же ребенок всегда желает в дошкольном возрасте? Конечно, играть! Ведь игра является ведущей деятельностью данного возраста.

Из вышесказанного можно сделать вывод. ЧЕМУ же учить детей? Тому, что соответствует их возрасту. Не стоит из ребенка делать маленького взрослого! КАК же учить наших детей? Ответ прост – ИГРАЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стоит ли учить детей музыкальной грамоте.

Учите ребенка музыке, музыкальной грамоте – это того стоит! ...

Учим детей и учимся сами!

/основные рекомендации взрослым, касающиеся взаимодействия с детьмис различными проблемами/....

Мы учимся сами и учим детей

Рекомендации по развитию и воспитанию детей...

Учим детей учиться исследуя новое

Развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности. Формирование основ научного мировоззрения....

10 опасных фраз, над которыми стоит дважды подумать, прежде чем говорить их детям

Родительство рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребёнка и достижению им автономии в доброжелательной, безопасной и психологически комфортной среде, создаваемой поведен...

Исследовательский проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»

Изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды....

Консультация "Стоит ли учить детей раннего возраста читать"

Консультация «Cтоит ли учить детей раннего возраста читать?»Стоит ли учить детей раннего возраста читать?Подготовка детей к школе это важная часть работы воспитателя детског...