Школа для родителей "Раз словечко, два словечко..."
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бердюгина Ирина Владимировна

 Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

 

       Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени – это мало, но в то же время за этот промежуток времени можно успеть очень многое. На что в первую очередь обращайте внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dlya_roditeley_raz_slovechko_dva_slovechko.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

           Школа для родителей «Раз словечко, два словечко…»

Цель: 

​ Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

​ Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.

​ Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.

​ Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.

  Задачи.

​ Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.

​ Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

​ Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.

Ожидаемые результаты.

​ Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей.

​ Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.

​ Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.

​ Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам развития речи детей.

​ Повысить уровень развития речи детей.

                                                           План:

  1. Сообщение темы.
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть.
  4. Заключение.
  5. Обратная связь «Вопрос-ответ

                                               

                                     Ход мероприятия

  1. Вступительное слово

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас сегодня на школе для родителей «Раз словечко, два словечко…» А будем мы говорить о значении речевого развития наших детей.

  1. Теоретическая часть

      Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

       Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени – это мало, но в то же время за этот промежуток времени можно успеть очень многое. На что в первую очередь обращайте внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

     Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и не уделяют должного внимания тому, как они говорят.

     А вспомните, ещё совсем недавно мы переживали за речь наших детей. Когда дети были маленькими, мы очень ждали, когда они произнесут первое слово, когда начнут говорить активно. Ведь так? И сейчас, мы предлагаем вам задуматься о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

     - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(логопед записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

      Идеальный результат: нам бы всем хотелось, чтобы ребенок достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, умел применять свои высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах, у ребенка были сформированы предпосылки грамотности. А что же получается на самом деле?

       Сейчас я предлагаю вам прослушать «Весёлые рассуждалки» ваших детей. (Включаю аудио запись высказываний детей.)

       В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

      Но на самом деле, это совсем не сложно используя каждую минутку общения с ребёнком  на пользу развития его речи.

И сейчас  я хочу Вам рассказать, как интересно и с пользой можно организовать общение с ребёнком. У меня к вам огромная просьба – принимать активное участие и, пожалуйста, поделитесь с нами: может быть, вы играете в такие же игры дама или в других вариациях, а может быть, сами придумываете какие-то интересные игры.

  1.  Практическая часть. Игра.

     Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь.

     Я предлагаю вам подборку игр, которые вы можете проводить с детьми без специальной подготовки, в любом месте и в любое время.

    Игра «Подбери признак».

Целью, которой является развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

Логопед называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), родители отвечают.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

      Игра "Найди противоположное слово".

В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).

Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

Огонь горячий, а лед .....(холодный).

Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

Река широкая, а ручей ....(узкий).

Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

       Игра «Пословицы и поговорки».

Цель игры - развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

«Ученье - свет, а неученье - тьма».

«Меньше говори, а больше делай».

«Труд кормит, а лень портит".

«Готовь сани летом, а телегу зимой».

«Большая работа лучше большого безделья».

«Лето собирает, а зима подъедает».

«Чужбина - калина, родина – малина».

       Игра «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов».

Предлагаю несколько картинок, из которых нужно выбрать подходящую.

- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами

Он на севере живет, вместо сена мох жует.

- Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы.

- Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.

- Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

      Игра «Речевые аналогии».

Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).

      Игра «Назови лишнее слово»

Среди имен существительных

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Среди имен прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Желтый, красный, сильный, зелёный; и т.д.

Среди глаголов

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

Ненавидеть, презирать, наказывать;

Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

Пришел, явился, смотрел;

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

      Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

     Дидактические игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

  1. Заключение.

      Успешное взаимодействие воспитателя и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

        И в завершении рекомендации:

​ Поддерживайте проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

​ Развивайте умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

​ Поддерживайте использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

​ Развивайте речевое творчество, учитывайте индивидуальные способности и возможности детей.

​ Воспитывайте интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

​ Развивайте умения письменной речи: читайте отдельные слова и словосочетания, учите писать печатные буквы.

​ Развивайте умения анализировать содержание и форму произведения, развивайте литературную речь.

​ Обогащайте представления об особенностях литературы: о родах (фольклор авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

  1. Обратная связь «Вопрос-ответ» - родителям предлагаются короткие опросники о пройденном семинаре-практикуме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...