Ритмическая гимнастика
статья (старшая группа) на тему

Иванова Людмила Николаевна

материал для ознакомления детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskaya_gimnastika.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №14 «Журавлик» ГО «город Якутск»

Ритмическая гимнастика

Выполнила: Иванова Людмила Николаевна

Воспитатель 1 категории

         Одной из  главных  задач ритмической гимнастики  — оздоровление занимающихся. Ритмическая гимнастика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей. Соединение несложных гимнастических упражнений с танцами, бегом, прыжками составляет основное ее содержание.
Практическая значимость занятий по ритмической гимнастике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Занятия по ритмике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. 
            Основой ритмической гимнастики в группе «Теремок» стала программа Е. Железновой «Ритмическая гимнастика». Цель занятий ритмической гимнастики – это сохранение и укрепление здоровья детей
            Цель проекта – Формирование здорового, всесторонне развитого ребенка. Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, эмоционально – психологического благополучия; формирование у родителей, педагогов, воспитанников представлений о здоровом образе жизни, осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
           Задачи реализации проекта:
1. Изучение и анализ литературных источников. 
2. Подготовка дидактического материала (пособия, атрибуты, инвентарь).
3. Создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
4. Реализация комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.
5. Обучение дошкольников технике основных базовых танцевальных шагов и движений.
6. Повышение профессиональной компетенции педагогов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
7. Активизация взаимодействия с родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья детей. 

Методы
• Изучение и анализ литературных источников.
• Педагогическое наблюдение.
• Беседы с родителями на тему: «Влияние ритмической гимнастики на здоровье детей».
• Метод многократного повторения гимнастических упражнений.


                           ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 Работу  начали  с определения детских музыкальных предпочтений путём беседы и наблюдения. Далее  сделали  подборку музыкальных композиций. На основе уже готового музыкального материала были разработаны комплексы ритмической гимнастики. Моя задача, как педагога, сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным, через новые и приятные ребенку мышечные ощущения. Другими словами, стремиться очаровать, заинтересовать ребенка движениями, которые они должны усвоить и выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.
Музыка в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет помимо эстетического фактора еще и корригирующую направленность. У детей нарушено внимание, чувство ритма, темпа, нарушения осанки, общей и мелкой моторики. Занятия по ритмике, вызывая у детей непосредственный интерес, дают возможность учить их подчинять свое поведение и действия определенным правилам.
Детям интересно на занятиях по ритмике. Они мгновенно реагируют на первые звуки включившейся музыки и выполняют упражнения. К занятию подключаются воспитатели: помогают детям расположиться на площадке, что бы никто ни мешал друг другу; контролируют выполнение всех заданий; сами также выполняют движения. С воспитателями в течение всего года проводится работа, по заранее подготовленному плану. Так, например, были проведены беседы о значении ритмической гимнастики дошкольников. Также в тесном сотрудничестве я работаю с родителями своих воспитанников. Вместе мы проводим различные физкультурные мероприятия, на которых, в качестве музыкальной паузы, все выполняют ритмическую гимнастику.

Принципы обучения ритмической гимнастики
1. Доступность:
- учёт возрастных особенностей;
- адаптированность материала к возрасту детей.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
3. Наглядность;
4. Дифференциация:
- учёт возрастных особенностей;
- учёт по половому различию;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждого ребенка.

Методы обучения ритмической гимнастики
• Словесный (объяснение и рассказ).
• Показ (сначала в медленном темпе):
- целостного разучивания упражнения;
- методом расчлененного разучивания упражнения.

Структура занятий по ритмической гимнастики
• Вводная часть – танцевальные и строевые упражнения по кругу (полька, галоп и др.), упражнения в парах.
• Основная часть – разучивание, закрепление или совершенствование комплекса по ритмической гимнастике, отработка элементов движения.
• Упражнения на укрепление осанки, на растягивание – «стрейчинг», упражнения на дыхание.

       На занятиях я приобщаю к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза). В то же время движения под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
На занятиях я развиваю у детей двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину, укрепляю мышцы спины и формирую правильную осанку, развиваю мышцы стопы гибкость, силу, выносливость и работоспособность; отрабатываю чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатываю у детей стремления выполнять движения качественно красиво; развиваю предметную ловкость путем использования различных предметов. А также знакомлю с различными жанрами музыки, развиваю умения эмоционально выступать перед зрителями, раскрепощаю детей эмоционально через музыкальные образы.
Считаю, что ребенка необходимо поддерживать тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснять ему ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата.
При проведении ритмической гимнастики ориентируюсь на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учу их двигательным действиям с предметами повышенной координации, обучаю перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях.
На основе изученных литературных источников, можно сделать следующие выводы: 
• Положительный результат в обучении движениям достигается тогда, когда идет взаимодействие с воспитателями и родителями.
• Доступность движений вызывает интерес для дальнейших занятий по ритмической гимнастике.
• Ритмическая гимнастика оказывает всестороннее воздействие на организм занимающихся.
Для закрепления разученных комплексов по ритмической гимнастике, в нашем саду было проведено спортивно-массовое мероприятие «Форт-Баярд» с родителями. «Форт-Баярд» - это спортивный праздник, в котором дети проходили различные испытания. Например, пролезть в паутине, сплетенную пауками, не задев веревки; пройти полосу препятствий; найти шары с буквами в бассейне и сложить из них слово на время. А в перерывах между испытаниями, мы показывали родителям разученные комплексы по ритмике. Дети с удовольствием танцевали, они не боялись выступать перед публикой. Родители не отставали и вместе с детьми танцевали всеми любимый танец «Помогатор». В конце праздника дети получили сладкие призы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На основе изученной литературы были разработаны комплексы упражнений по ритмической гимнастике.
Комплексы ритмической гимнастики
«Бибика» 
(Танцевально-образное упражнение с обручем, направлено на формирование правильной осанки и произношением звуков вслух)

а) 1-ый куплет: стоя на месте энергичное вращение обруча вправо-влево («имитация езды на машине»), после слов : «Едем, едем» - произносим вместе: «БИ-БИ» и нажимаем на «гудок» (в середину обруча); ходьба на месте с энергичным вращением обруча; поворот вокруг себя.
Припев: 
1-8 – руки вверху, ноги на ширине плеч, наклоны с обручем вправо-влево;
1-8 – прыжки на двух ногах обруч перед собой; положить обруч на пол.
1-8-– «имитация красить машину» сверху вниз; 
1-8 – взять обруч с пола – прыжком ноги врозь обруч в прямых руках перед собой «нажимаем на гудок».
б) 2-ой куплет: ходьба на месте с энергичным вращением обруча; поворот направо-прямо-влево-прямо.
Припев: тот же.
Проигрыш: мелким шагом «едем» вперед и назад.
Припев: 2 раза тот же.
Методические рекомендации – перед каждым припевом вслух произносим слова «БИ-БИ». Композиция поднимает эмоциональный фон, направлена на укрепление осанки.
«Олимпийский огонь»
(Танцевально-ритмическое упражнение с флагами, направленное на ориентацию в пространстве)

а) 1-ый куплет: ходьба на месте, высоко поднимая колени, флаг в правой руке, левая за спиной.
Припев:
1-2 – шаг правой ногой в сторону, флаг наверх;
3-4 – приставить, флаг опустить.
5-6 –шаг левой ногой в сторону, флаг наверх;
7-8 – приставить, флаг опустить.
б) 2-ой куплет: ходьба вперед-назад по линиям, по очереди; поворот вокруг себя, флаг наверху.
в) 3-ий куплет: ходьба по кругу друг за другом, флаг наверху: ходьба врассыпную.
Проигрыш – в колонне друг за другом по очереди выполнять круговое движение флагом («канон»).
Припев: тот же.
г) 4-ый куплет: ходьба по кружочкам («звездочки»), флаг наверху; построиться врассыпную, флагом махать вправо-влево.
Методические рекомендации - четкий ритм песни, вырабатывает умение слушать музыку, маршевая композиция подходит для спортивных мероприятий в качестве физкультурной паузы.

 Результаты работы по проекту:
Повысился общий уровень физического состояния детей. Комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка направлено на оздоровление и культивирование здорового образа жизни, поэтому в образовательный процесс детского сада активно внедряются новые здоровьесберегающие технологии: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии. А также обеспечивается единство медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления и развития физической подготовленности детей.
Дети воспринимают и передают в движении образ и основные средства выразительности, изменяют движения в соответствии с фразой, темпом и ритмом. 
В эмоциональной сфере наблюдается выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Наличие творческих проявлений: у детей развивается умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, придумывать собственные оригинальные движения.
Дети проявляют способность не отвлекаться от музыки и процесса движения, способность запоминать музыку и движения, скорость двигательных реакций на изменения музыки, точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног.



В результате проведенной работы, мы решили поставленные задачи. На основе изученной литературы, мы разработали комплексы по ритмической гимнастики. Вместе с родителями готовили костюмы для детей, а также спортивный инвентарь, в частности, флаги. С воспитателями разучивали и закрепляли упражнения. Окончанием работы над проектом стало проведение Всероссийской научно-практической конференции на тему «Коррекционно-развивающее взаимодействие в условиях ДОУ комбинированного вида», где показывали спортивно-массовое мероприятие «Форт-Баярд». На празднике проходили захватывающие соревнования и испытания на ловкость и быстроту, а также дети показывали ритмические композиции. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика, как форма организации утренней гимнастики.

Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре в...

Утренняя гимнастика в форме ритмической гимнастики с резиновыми жгутами для подготовительной группы

Интересный комплекс утренней гимнастики с резиновыми жгутами для детей поподготовительной группы. Упражнения выполняются под музыку.Цель: Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к з...

Утренняя гимнастика в форме ритмической гимнастики с пампонами

коспект утренней ритмической гимнастики направленный на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование  привычки к здоровому образу жизни.Основные задачи: продолжать учить согласовывать дви...

Ритмическая гимнастика и фитболл гимнастика, для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизникаждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ре...

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Ритмическая гимнастика в сказках с элементами суставной, дыхательной гимнастики и упражнений для профилактики плоскостопия "По следам бременских музыкантов"

Ритмическая гимнастика в сказках с элементами суставной, дыхательной гимнастики и упражнений для профилактики плоскостопия...

Консультация для воспитателей "Проведение ритмической гимнастики с целью включения ее элементов в утреннюю гимнастику"

Консультация для воспитателей "Проведение ритмической гимнастики с целью включения ее элементов в утреннюю гимнастику"...