Повышаем интерес к образовательной деятельности с помощью блоков Дьенеша
консультация на тему
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshaem_interes_detey_k_obrazovatelnoy_deyatelnosti_cherez_bloki_denesha.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышаем интерес детей к образовательной деятельности с помощью блоков Дьенеша
Актуальность: в наше время очень актуальна и важна проблема умственного развития. Чрезвычайно важна и актуальна проблема вопроса подготовки ребенка к образовательной деятельности в школе.
Дошкольное образование признали уровнем образования, а значить мы обязаны работать в соответствии с ФГОС. Но требования ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном возрасте это не УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для формирования предпосылок учебной деятельности в помощь воспитателям есть много разработок, игр, пособий, но я остановилась на БЛОКАХ ДЬЕНЕША.
Почему?
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками!
Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Играя с блоками Дьенеша, вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее. Как станет удивлять Вас быстротой и гибкостью мышления!
Так что же такое блоки Дьенеша?
Дидактическое пособие для освоения математики, разработанный венгерским научным деятелем Золтан Дьенешем. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Фигуры делятся по таким признакам:
1. Цвет: синие, красные, желтые
2. Размер: маленькие и большие
3. Толщина: толстые и тонкие
4. Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник
Из чего состоит пособие?
1. Логические блоки
Сами фигурки -основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество игр. Главное предназначение - научить понимать свойства предметов.
2. Карточки
Изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры.
-цвет определяется пятном
-размер определяется силуэтом домика, одноэтажный-маленький, многоэтажный-большой
-контуры геометрических фигур соответствуют форме
-толщина- два изображения человечков. Первый-толстый, второй-худой
-в комплекте есть карточки с отрицанием. Перечеркнутый крест накрест знак.
3. альбомы
В альбомах представлены разные игры с фигурками, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания можно самостоятельно усложнять, вносить разнообразия.
Исходя из всего этого, я поставила ЦЕЛЬ моей деятельности
ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-формировать представления о математических понятиях
-углубить представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
-закрепить навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.
-формировать умения обдумывать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий
-формировать мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
Развивающие:
-развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-обогащать активный словарь
-развивать целенаправленность, самоорганизованность.
-развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми в ходе игры.
Воспитывающие:
-воспитывать навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.
ГИПОТЕЗА: играя с блоками Дьенеша, у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности, что повышает интерес к образовательной деятельности и способствует к успешной адаптации к школе .
Условия реализации:
Реализуем по принципам:
-системность
-наглядность
-интеграция
-креативность
-индивидуальность
Занятия проходят в несколько этапов, которые разработал Дьенеш.
- Свободная игра. Цель - научить малыша решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты
- Плавно переходим на игру с правилами. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией.
- Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Надо подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами
- Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы
- Последний этап - самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем предлагаются разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.
Ожидаемые результаты
Образовательные:
-у ребенка сформированы представления о математических понятиях
-углублены представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
-закреплены навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.
-сформированы умения обдумывать, умеет планировать свои действия, осуществляет решение в соответствии с заданными правилами, проверяет результат своих действий.
-ребенок анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует, абстрагирует.
Развивающие:
-развивается речь, умеет аргументировать свои высказывания, строит простейшие умозаключения.
-у ребенка обогащен активный словарь
-ребенок целенаправлен, самоорганизован.
-ребенок легко общается и взаимодействует со взрослыми и детьми в ходе игры.
Воспитывающие:
-у ребенка воспитаны навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывает свои действия со сверстниками и взрослыми.
Заключение
Современные родители большое внимание уделяют умственному развитию своих детей, готовы отдать ребенка на всевозможные кружки и организации. Но вместе с этим забывают о простейших играх, которые можно приобрести за небольшие средства.
Особенность блоков Дьенеша в том, что их еще можно изготовить самому взрослому, а также вместе с ребенком. Что обязательно сделает игры еще более интересными и насыщенными.
Задачами педагогов является не только обучить и научить детей, но и заинтересовать ими родителей и научить их играть с ребенком в домашних условиях, используя блоки Дьенеша. Ведь только совместная работа СЕМЬЯ-САД, совместные усилия ПЕДАГОГА-РОДИТЕЛЯ могут повысить интерес к образовательной деятельности в целом.
Таким образом, моя ГИПОТЕЗА подтвердилась. Играя с блоками Дьенеша у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности и у него повышается интерес к образовательной деятельности.
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
1. «Что изменилось». Перед ребенком выкладывается несколько фигур,
которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую,
или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в
мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки
(все большие или все толстые). Все фигурки опять же
складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и
характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо
называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
3. «4-й лишний» Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из
них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
4. «Найди не такие» Положите перед ребенком любую фигуру и попросите
его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Сообщение на МО_Е.А. Бурянина
5. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие
же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по
цвету.
6. «Продолжи ряд» или «Цепочка». а) Выложите
перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный,
желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и
толщине). Предложите ему продолжить ряд.
б) Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы
каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом,
формой, размером, толщиной.
в) Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур
одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и
цвету и т.д..).
г) Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но
разные по форме и т.д.
д) Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и
размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
7. «Найди пару». Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру:
большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
8. «Клад». а) Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и
пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную
картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете
отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» -
«Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше
про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает
наводящие вопросы. б) По аналогии можно спрятать в коробочку одну из фигур, а
ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в
коробочке.
9. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в
другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их
уравнять.
10. «Второй ряд». Выкладываем в ряд 5-6 любых
фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под
каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой
формы (цвета, размера).
11. «Чего не хватает». Предлагаем таблицу из девяти
клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно
подобрать недостающие блоки.
12. Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке
один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего.
Например, внутри обруча - все красные блоки,а вне обруча - все остальные. Детям
задают вопросы:
- Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
- Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные).
Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все
красные блоки, и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется
через свойство тех, которые лежат внутри.
Сообщение на МО_Е.А. Бурянина
13. Игра с двумя обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и
красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает
кому-нибудь встать:
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все
круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает
затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей
части двух обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают
на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств -
формы и цвета.
14. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый
игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается.
Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному:
фигурами другого цвета (формы, размера).
15. Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-
картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький
треугольник и т.д.
16. «Художник» Из логических блоков Дьенеша можно составлять
плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. Ребенку надо
подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
17. «Заселим в домики». Необходимо распределить блоки по
соответствующим нарисованным домикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность с использованием блоков Дьенеша и применением здоровьесберегающих технологий
В конспект включены игры детей средней группы с блоками Дьенеша...
Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием блоков Дьенеша. Тема: «Дорожка для колобка»
Цель: Познакомить детей со свойствами различных материалов (природный материал - камни); закрепление дифференциации понятий: большой - маленький, лёгкий - тяжёлый, холодный – тёплый.Задачи:1. Ра...
Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №30 «Ёлочка» Фролковой Надежды Ивановны на тему:«Развитие познавательных интересов детей 2-3 лет с помощью блоков Дьенеша»
Выступление воспитателя МБДОУ детский сад №30 «Ёлочка» Фролковой Надежды Ивановны на заседании районного методического объединения по развитию детей раннего возраста №3на тему: «...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша
Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...
Рабочая программа дополнительно-образовательной деятельности "Цветная логика. Блоки Дьенеша"
рабочая программа...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности, c использованием блоков Дьенеша и квадрата Воскобовича «Приключения Квадрата» (cредняя группа)
Программное содержание:Формировать логическое мышление дошкольников через развивающие игры и упражнения с использованием квадрата Воскобовича;Закрепить в самостоятельной деятельности умение различать ...