Психологическая характеристика первоклассника
методическая разработка (подготовительная группа)

От успешной психологической  подготовки к школе зависит успешность первоклассника. кто такой успешный первоклассник?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая характеристика первоклассника.

С поступлением ребенка в школу начинается новый возрастной период. Меняется ведущая деятельность первоклассника. Теперь это не игра, а учеба. В отечественной психологии вопросами личности младшего школьника занимались такие ученые как Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман и др.

Учебную деятельность первоклассников можно определить иерархией мотивов. Она формируется в процессе жизни, и зависит от множества факторов. Мотивы учения связаны со стремлениями школьника и с его основными потребностями. На разных этапах обучения и развития ребенка, вместе с изменениями объективных отношений, изменяется и отношение школьника к действительности, а так же мотивы его учебной деятельности. Как показывает практика, у большинства первоклассников, начавших учиться в шестилетнем возрасте, еще не сформирована учебная мотивация. Доминирует игровая мотивация.

 Доминирование учебной мотивации подготавливается ходом психического развития школьника на ранних этапах онтогенеза. К кризису семи лет, игровая деятельность, как ведущая исчерпывает себя по образованию «зон ближайшего развития», но только при условии того, что ребенком были пройдены все ступени развития игры.

Для формирования учебной мотивации необходимы мотивы, имеющие косвенное отношение к обучению. Например, желание ребенка узнать что-то новое о себе и о мире, стремление школьника к новой социальной позиции. Эти мотивы формируются еще в дошкольном возрасте, и преобразуются в учебный мотив в ходе целенаправленного обучения.

Формирование учебной мотивации так же связано с развитием познавательного интереса к школе. Это обусловлено реакцией первоклассника на новые правила, на новых людей и обстановку.

И. В. Битянова  отмечает, что чисто формальный интерес к обучению (красивые школьные принадлежности и тд.) быстро угасает, поэтому с первых дней учебы нужно формировать заинтересованность в содержании знаний .

Развитие познавательной мотивации у ребенка младшего школьного возраста можно представить так:

  1. Интерес к внешним атрибутам школы.
  2. Интерес к результатам обучения, в частном случаи к оценкам.
  3. Интерес к способам приобретения знаний.

Благодаря еще детской непосредственности, уважению к своему учителю развивается социальный мотив. Первоклассник стремиться быть полезным для окружающих, ответственно выполняет порученные ему задания. Если у школьника доминирует социальный мотив, то он ходит в школу, что бы занять новую позицию в обществе – позицию школьника. Первоклассника интересует не возможность получить знания, а личностная оценка, которую ему дает педагог. Доминирование социального мотива приводит как к позитивным, так и негативным  результатам. В удачном случае, школьник ориентируется на успешных одноклассников, и постепенно начинает интересоваться знаниями. Но часто бывае6т так, что ребенок стремиться к похвале взрослого, и это «заслоняет» учебное содержание.

И. Ю. Кулагина пишет о том, что мотивы учения у первоклассника малоустойчивы, плохо осознаются. Что бы их сформировать, необходимы специальные усилия со стороны педагога.  Мотивационная система младшего школьника находиться еще на этапе становления. В силу этого, у первоклассника необходимо укреплять самостоятельность и любознательность, вместе с тем ориентировать его на обязательные школьные правила. Без поддержки взрослого человека мотивы первоклассника не всегда становятся действующими. Вследствие этого мотивационная сфера школьника не только влияет на успешность обучения, но и отражает процесс вхождения ребенка в школьную жизнь .

В начале школьной жизни у первоклассника нет потребности в теоретических знаниях как психологической основе учебной деятельности. Только в процессе реального усвоения школьником элементарных теоретических знаний возникает эта потребность .

Л.С.Выготский считал, что развитие психологической основы обучения не предшествует началу обучения, а совершается в неразрывной внутренней связи с ним, в ходе его поступательного движения .

Учебная деятельность представляет собой совместную деятельность ребенка со взрослым. В связи с этим ученик присваивает содержание  основных форм общественного сознания, имеющий теоретический характер. Овладевая этим содержанием, школьник вырабатывает теоретическое отношение к миру, формируется теоретическое мышление и сознание .

Психологами В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным были выделены основные структуры учебной деятельности. К ней они отнесли учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки. Как считали ученые, становление учебной деятельности процесс передачи права осуществления действий контроля и оценки от педагога к ученику. В данном случае контроль  становиться самоконтролем, а оценка – самооценкой. Д.Б.Элькониным было выделены параметры необходимые для успешного овладения учебной деятельности:

  • Умение подчинять свои действия правилам;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение слушать говорящего, выполнять задание по воспринимаемому зрительному образу;
  • Умение самостоятельно выполнять задания по воспринимаемому зрительному образу.

Данные параметры характеризуют нижний уровень развития произвольности, на котором строиться обучение первоклассников.

Д.Б.Эльконин говорил, что если сопоставить учебную и игровую деятельность, легко заметить различия между ними. Важно отметить, что учебная деятельность имеет обязательный, произвольный и результативный характер. При этом игровая деятельность осуществляется сугубо по желанию ребенка, основанного на свободном выборе сюжета и партнера. Для достижения результата, ребенку необходимо осознать его в виде соответствующей цели. Тем самым, важнейшей задачей психического развития младшего школьника является  его самостоятельность, в том числе и умственная .

 Как говорилось выше, учебная деятельность характеризуется также произвольностью. Успешность ее формирования зависит от того, насколько ребенок может управлять своими эмоциями, познавательной  деятельностью, отношениями с другими людьми. Регуляция  поведением у первоклассника тесно связана с произвольностью всех психических процессов, которые обеспечивают формулирование цели, позволяя ребенку следовать принципу «надо», а не «хочу». В связи с этим, произвольность психических процессов имеет центральное место в новообразованиях младшего школьного возраста .

Одновременно, важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Она состоит из ниже перечисленных учебных действий:

  • Анализ и преобразование условий задачи с целью обнаружения взаимосвязей изучаемого объекта или явления с другими объектами или явлениями;
  • Построение на этой основе содержательной абстракции и содержательного обобщения;
  • Выделение из абстракции и обобщения частных отношений и объединение их в единый объект;
  • Контроль за выполнением действий;
  • Оценка результативности решения задачи и эффективности усвоения способа действия.

Отсюда следует, что младший школьник овладевает общим способом мысленного построения схемы изучаемого объекта. Во время решения учебной задачи перед школьником встает необходимость мысленно представить конечный результат своих действий. Это возможно лишь с помощью мысленной  разработки предполагаемого результата. Наряду с этим, к новообразованиям младшего школьного возраста относят способность к действиям на внутреннем плане .

Интеллектуальное развитие первоклассников изучали такие психологи как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, М. М. Безруких, М. Р. Битянова и т.д.

К началу учебных лет познавательная сфера ребенка достаточно развита. Уже к 6 годам  у ребенка относительно сформированы все анализаторы, которые являются основой для развития разных видов чувствительности. К данному возрасту повышается звуковысотная различительная способность, улучшается острота зрения, точность цветоразличения.

        К 6 годам у детей сформированы пространственные отношения, например такие как «впереди - сзади», «выше - ниже», «слева - справа».

       При восприятии времени первоклассники уже понимают, что время нельзя вернуть, остановить, замедлить или ускорить. То есть, дети осознают, что время не зависит от желаний человека. Во временном пространстве ученик первого класса ориентирован на настоящее «здесь и сейчас».  

Мышление. С поступлением ребенка в школу наиболее существенные изменения можно заметить в сфере мышления. Оно приобретает обобщенный и абстрактный характер. Л. С. Выготский младший школьный возраст называл сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Тем самым, мышление становится центром сознательной деятельности ребенка в процессе обучения.

В процессе обучения мышление начинает приобретать теоретический характер. Первоклассник начинает мыслить научными понятиями, которые в будущем становятся основой мышления .

Восприятие. Процесс восприятия это целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, которое осуществляется при помощи органов чувств. Восприятие первоклассника неплохо развито. Школьник называет и различает цвета, формы предметов, соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве. Согласно этому, у ребенка младшего школьного возраста неплохо сформированы сенсорные эталоны .

 Однако же восприятие первоклассника еще малодифференцированное. Ребенок воспринимает сложные фигуры как целое, без анализа частей и их взаимосвязи. Когда младший школьник рассматривает предмет, он выделяет лишь яркие, бросающиеся в глаза свойства. Постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста восприятие детей совершенствуется, становиться произвольным, превращаясь в нацеленное наблюдение. Это образование происходит благодаря перцептивной активности ребенка – целенаправленному исследованию воспринимаемого предмета.

Память. Память младшего школьника приобретает ярко выраженный характер. Ее изменения связаны с тем, что школьник осознает особую мнемическую задачу, отделяет ее от всякой другой.  А так же у первоклассника идет интенсивное формирование приемов запоминания. Педагог руководит приемами осмысленного запоминания, а также приемами воспроизведения. Учит школьников приемами расчленения материала на смысловые части, составление плана ответов.

Внимание. Особенно активно в младшем школьном возрасте развивается такой процесс как внимание. Без достаточной сформированности внимания, процесс обучения в школе усложняется.  Во время урока педагог привлекает внимание школьников к учебному процессу, удерживает его, переключает с одной работы на другую. Первоклассники уже намного внимательней, чем дошкольники. Но все еще у школьников преобладает непроизвольное внимание. Им сложно долгое время концентрироваться на одной и той же работе.

Постепенно, в учебной деятельности развивается произвольное внимание младшего школьника. В процессе обучения ребенок научается выполнять свою работу самостоятельно, а не под постоянным контролем учителя. Школьник сам начинает ставить цели и контролировать их. Именно контроль за своей деятельностью есть произвольное внимание .

Речь. Развитие мышления и речевое развитие неразрывно связаны между собой. К первому классу ребенок должен освоить речь – она должна стать «поистине родной». В начале младшего школьного возраста пропадает такая характерная черта дошкольной речи – эгоцентричность. Начинает быстро развиваться внутренняя речь. Она выполняет такую функцию как  планирование. Формируется контекстная форма речи, содержание которой раскрывается в контексте. Начало обучения в школе дает толчок для развития письменной речи, которая в будущем совершенствоваться .

Сферу общения первоклассника рассматривали следующие авторы: Г. А. Цукерман, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.

Ребенок, начавший посещать школу, психологически вступает в новую систему отношений с окружающими людьми. Живя в том же окружении, школьник начинает понимать, что на него возлагается новая ответственность. Ему не только надо посещать школу, но и подчиняться всем правилам учебной деятельности. Так называемая свобода дошкольной жизни сменяется подчинением новым требованиям школьной жизни. Родители первоклассников начинают по-новому контролировать своих детей, в связи с необходимостью посещать регулярно школу, выполнять домашние задания. Предъявляемые требования к ребенку, пусть даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность по отношению к себе. Данного рода ответственность, изначально создает у ребенка чувство одиночества и отчужденности от семьи, так как он сам должен организовывать свою новую жизнь. Безусловно, родители озабочены школьными проблемами ребенка. Именно семья, помогает освоить требования предъявляемые школьнику, принимать их как необходимое  условие учебной деятельности.  Благодаря такой поддержке у ребенка формируется потребность в признании. Характер адаптации к школе и внутрисемейные отношения развивают в нем чувство личности .

Особое место занимает взаимоотношение ребенка с учителем. Первоклассник наделяет учителя качествами родителя: он уважаем и любим ребенком, но в то же время внушает страх. Такого рода страх и благоговение перед учителем вполне нормаль для младшего школьного возраста. Помимо этого первоклассник находится в эмоциональной зависимости от педагога. Но постепенно ребенок начинает осознавать истинные достоинства и недостатки своего учителя. Взрослым, в частности родителям, важно  помочь школьнику побороть страх перед учителем, научить воспринимать его как обычного человека. Восприятие педагога школьником зависит и от стиля общения, который присущ самому учителю. В школе, так же как и в семейных отношениях, стиль общения  варьирует: от авторитарного до попустительского .

Общение со сверстниками так же играет не последнюю роль в психическом развитии первоклассника. Усвоение новых правил, а так же необходимость адаптации к новой социальной ситуации приводит к росту конформности. Однако же по мере приспособления младших школьников к новым условиям происходит групповая дифферентация: в классе появляются свои лидеры и «изгои». Согласно этому, в младших классах популярность определяется  отношением и оценкой, которую дает ребенку учитель, а также реальной успеваемостью школьника.

Г. А. Цукерман была исследована роль кооперации со сверстниками в психическом развитии первоклассника. Ее выводы были таковы, что школьник усваивает лучше учебный материал, работая совместно в группе сверстников, чем в совместной работе с учителем. Мнение Г. А. Цукерман совпадает с мнением Ж. Пиаже, который противопоставлял отношения «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник» .

 Г.А.Цукерман было выдвинуто предположение о том, что сотрудничество между сверстниками отличается от сотрудничества между ребенком и взрослым. В отношениях между взрослым и школьником разделены функции: взрослый человек ставит цели, контролирует и оценивает действие ребенка. Любое новое действие школьник по-началу выполняет со взрослым, постепенно помощь взрослого сходит на нет, действие интериоризируется, далее первоклассник выполняет его самостоятельно. Исходя из вышесказанного, возникает замкнутый круг. С одной стороны ребенок не может освоить новое действие без взрослого, однако же при участии взрослого младший школьник не может полностью освоить действие (действие оценки и контроля). Они так и остаются за взрослым.

В силу этого, помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий. Бывает, что ученики совершают ошибки в действиях, которые уже сформированы. Для того, что бы найти и исправить ошибку им необходимо побуждение от взрослого. Г. А. Цукерман объясняет это тем, что учитель передает операциональный состав действия школьникам, но остается держателем целей и смыслов. Пока учитель остается быть центром учебной ситуации, за ним остается действие контроля и последние слово,  потому что учебные действия не интериоризуются школьниками полностью .

Взаимоотношения между сверстниками воздействует на процесс интериоризации иначе, чем взаимоотношение взрослого и ребенка. Г. А. Цукерман говорит, что взаимоотношение сверстников это звено между началом формирования нового действия при работе со взрослым и самостоятельным внутренним действием. Взаимоотношения с одноклассниками дает  школьнику опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В процессе анализа взаимоотношений детей Г. А. Цукерман выделяет две характеристики данной деятельности. Первое это независимость от взрослого. Учитель организуют работу, а ученики ее выполняют самостоятельно. Благодаря этому обеспечивается учет позиций партнера, что приводит к развитию рефлексивных действий. Второе это нацеленность детей на способ своих действий и действий партнера .

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что ведущем направлением психического развития первоклассника является интенсивное интеллектуальное развитие ребенка. Развивается словесно-логическое мышление. Основными психическими новообразованиями первоклассника являются анализ, планирование, рефлексия. Формируется внутренняя позиция школьника и учебная мотивация. Именно в этом периоде у ребенка складываются умения общаться, строить отношения с одноклассниками и педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка

Консультация для родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Рекомендуемая схема адаптации к ДОУ. Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно....

Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"

В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...

"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представле...

Психологическая характеристика детей 3-4 лет. Консультация для родителей.

    Развитие самообразования и выделения образа "я" стимулирует развитие личности и индвидуальности.Малыш начинает чётко осознавать , кто он и какой он.Внутренний мир ребёнка начинает...

"Аутичность дошкольников - психологическая характеристика и проявление в обществе"

"Аутичность дошкольников - психологическая характеристика и проявление в обществе"...

Психологическая характеристика готовности детей к обучению в школе

Статья на тему: "Психологическая характеристика готовности детей к школе"В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное у...