РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ ЗАДАЧИ "ДА - НЕТ"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Мингазова Эльмира Сайфулловна

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ ЗАДАЧИ "ДА - НЕТ"

 


Игра "Да - нет" прочно вошла в арсенал педагогов дошкольных учреждений как метод формирования ряда навыков мышления. В свою очередь каждая разновидность игры решает свои специфические узко дидактические задачи. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве (на линии, на плоскости, в объёме) формируют умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта. Поиск объектов по описанию разнообразных признаков ("Загаданный объект", "Незнакомое слово") помогает в усвоении биологической классификации и формировании навыков работы с признаками, которые нельзя или сложно упорядочить в геометрическом пространстве. "Распутывание" загадочных ситуаций развивает способность применения полученных мыслительных навыков в зависимости от конкретной проблемы.

В этой работе мы остановимся только на одной разновидности игры "Да-Нет" - поиске объекта во множестве, упорядоченном в ряд (линейная задача).

Традиционно в работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта в ряду производится на основе признака пространственного расположения (в центре, слева, справа, между…). Известен также опыт работы на числовой оси.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_na_osnove_lineynoy_zadachi.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ ЗАДАЧИ "ДА - НЕТ"


Игра "Да - нет" прочно вошла в арсенал педагогов дошкольных учреждений как метод формирования ряда навыков мышления. В свою очередь каждая разновидность игры решает свои специфические узко дидактические задачи. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве (на линии, на плоскости, в объёме) формируют умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта. Поиск объектов по описанию разнообразных признаков ("Загаданный объект", "Незнакомое слово") помогает в усвоении биологической классификации и формировании навыков работы с признаками, которые нельзя или сложно упорядочить в геометрическом пространстве. "Распутывание" загадочных ситуаций развивает способность применения полученных мыслительных навыков в зависимости от конкретной проблемы.

В этой работе мы остановимся только на одной разновидности игры "Да-Нет" - поиске объекта во множестве, упорядоченном в ряд (линейная задача).

Традиционно в работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта в ряду производится на основе признака пространственного расположения (в центре, слева, справа, между…). Известен также опыт работы на числовой оси.

Однако в практике мы часто встречаемся с рядами объектов, построенными на основе иных признаков, значения которых также упорядочиваются в ряд.

Немного теории

Любая образовательная программа строиться на базовой информации. Большую часть общеобразовательной программы в дошкольном звене занимает работа по познанию свойств (значений признаков) объектов материального мира. Однако при этом зачастую рассматриваются конкретные признаки конкретных объектов, вне какой бы то ни было общей картины мира. Поэтому кроме общеобразовательных сведений нам важны некоторые общефилософские подходы к трактовке происходящих в мире процессов и явлений Приведённые ниже положения являются весьма упрощённой моделью, рассчитанной на работу с детьми до 6-летнего возраста.

1. Материальный мир состоит из множества разнообразных объектов: природных и рукотворных.

2. Природные объекты умеют производить какие-то действия. Рукотворные объекты имеют каждый свой назначение - то, для чего его человек придумал (функцию).

3. Все объекты между собой чем-то схожи, но имеют и отличия (признаки и значения этих признаков).

4. Все объекты между собой взаимосвязаны. Эти связи могут быть близкие и далёкие, но есть всегда.

5. Каждый объект состоит из частей. Каждая часть может рассматриваться как самостоятельный объект. И каждая группа объектов может быть рассмотрена как отдельный объект, состоящий из частей.

6. Все объекты изменяют с течением времени свои свойства (значения признаков)

7. Одни и те же свойства могут быть хорошими или плохими, полезными и вредными, если смотреть на это в разных ситуациях и с разных точек зрения.

8. В одном и том же объекте могут сочетаться противоположные свойства (значения признаков.)

9. У каждого признака есть спектр значений, который в большинстве случаев можно представить в виде упорядоченного ряда.

10. Крайние значения признака в ряду спектра всегда противоположны друг другу. В центре ряда есть значение признака, которое является пунктом перехода к новому качеству.

Общие рекомендации

Все игры описаны по следующей схеме:

  Название игры.

  Описание игрового материала.

  Целеполагание.

  Перечень заданий:

http://www.trizminsk.org/i/pti.gifОбыгрывание материала.
http://www.trizminsk.org/i/pti.gifИгры с признаками, значения которых упорядочены в ряд.
http://www.trizminsk.org/i/pti.gifИгры с признаками, значения которых не упорядочиваются в ряд.


Целеполагание определяется во всех случаях исходя, прежде всего, из требований базисной образовательной программы дошкольного учреждения. Кроме задач, связанных с познанием признаков объектов и их значений, в играх решается проблема активизации в речи детей сравнительных степеней этих значений.

В зависимости от конкретных задач воспитатель выбирает тот или иной вариант игры. Важно усвоить, что в процессе сужения поля поиска нет жёстких алгоритмов. Путь выбирается в конкретной ситуации в зависимости от поставленной задачи. Дети поощряются за самый оригинальный, точный, "полезный" вопрос.

"ДНИ НЕДЕЛИ"

Цель: закрепление знания последовательности дней недели, формирование умения перечислять их в определённом порядке, начиная с любого.

Материал: моделирование дней недели цветными карточками (семь одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек). Цветовое обозначение каждого дня недели постоянное, используется в календаре природы в ежедневной практике.

Возможный вариант цветового моделирования: понедельник - красный, вторник - оранжевый, среда - желтый, четверг - зеленый, пятница - голубой, суббота - синий, воскресенье - фиолетовый.

Задания:

1. Обыгрывание наглядного материала:

  расставь карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели,

  перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника,

  назови и покажи рабочие и выходные дни,

  назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д.,

  назови и покажи 1-й, 4-й и т.д. день недели, начиная с понедельника,

  в какой день недели вы в саду много поете, узнаете много о математике, в какой день недели есть занятия физкультурой?

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании загаданного дня:

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд.

2.1.1.Работа с пространственными и цветовыми признаками:

  Этот день недели обозначен зелёным цветом? (деление цветовой дорожки недели на 2 части),

  Этот день слева от зелёной карточки? И т.д.

2.1.2.Работа с принятым порядком дней:

  Это четверг?

  Этот день раньше четверга?

  Этот день между пятницей и воскресеньем? И т.д.

2.2. Работа с признаками, значения которых НЕ упорядочиваются в ряд: 

  Этот день выходной?

  В этот день мы ходим в бассейн? И пр.

"МЕСЯЦЫ ГОДА"

Цель: закрепление знаний последовательности месяцев в году, их отношения к конкретной поре года.

Материал: карточки с изображением природы в различные поры года (по три на каждую пору - ранняя, средняя, поздняя осень и т.д.), или со схемами-моделями, выбранными вместе с детьми для обозначения каждого месяца.

Задания:

1. Обыгрывание наглядного материала:

  разложи карточки по временам года,

  построй "Паровозик времени", назови каждый "вагончик",

  найди все зимние (осенние и т.д.) месяцы, назови их,

  назови первые (средние, последние) месяцы каждой поры года,

  что раньше? (называются пары месяцев, например: январь или декабрь?),

  что попало не на место?..

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании:
2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: 

  этот месяц в первой половине года (между январём и июлем)?

  этот месяц перед маем?

  этот месяц после августа?

2.2. Работа с признаками, значения которых НЕ упорядочиваются в ряд:

  Это зимний (весенний и т.д.) месяц?

  Это начало какой-то поры года?

  В этот месяц есть праздник, который мы отмечаем в детском саду?

"АЛФАВИТ"

Цель: знакомство с последовательностью букв в алфавите, их характеристиками (внешний вид, разряды звуков, которые буквы обозначают - гласные и согласные, твёрдые и мягкие и т.д.).

Материал: алфавит, написанный в виде ряда, в виде таблицы (5-6 рядов букв), касса букв.

Задания:

1. Обыгрывание алфавита.

  покажи и назови первую (последнюю) букву в ряду (в таблице),

  покажи и назови первую букву своего имени (фамилии),

  покажи и назови буквы, которые ты знаешь,

  найди все буквы, которыми обозначаются гласные звуки,

  я назову слово, а ты найди букву, с которой оно начинается,

  найди похожие по написанию буквы,

  найди буквы, в написании которых только прямые отрезки (П, Г, Ш, К и т.д.),

  найди парные буквы (обозначающие пары звонких и глухих звуков) и т.д.

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании загаданной буквы:

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд. 
2.1.1. Отгадывание загаданной буквы в ряду:

  Это буква О?

  Это справа (слева) от буквы О? И т.д.

Примечание: если ребёнок не знает букву, он указывает на неё: "Это справа от этой буквы?" Воспитатель, отвечая, букву называет: "Нет, это не справа от буквы О."

Вместо понятий "справа-слева" через 2-3 игры вводятся понятия "до" и "после".

2.1.2.Отгадывание загаданной буквы в таблице:

  Эта буква в третьем ряду сверху?

  Эта буква выше третьего ряда сверху?

  Эта буква в первом ряду?

  Это буква Г? (разбиение ряда букв на две части),

  Это перед буквой Г? и т.д.

2.2. Работа с признаками, значения которых НЕ упорядочиваются в ряд:

  Эта буква обозначает гласный звук?

  Эта буква обозначает согласный звонкий (шипящий, свистящий звук)?

  Эта буква обозначает один звук?

  Эта буква состоит только из прямых отрезков? (по начертанию).

Примечание: аналогично можно организовать игры с алфавитом любого другого языка, например, английского.

"НОТНЫЙ РЯД"

Цель: закрепление знания последовательности нот в октаве, характеристик музыкального звука.

Материал: наборное полотно в виде нотного стана, фигурки нот.

Задания:

1. Обыгрывание наглядного материала:

  расставь и назови нотки по порядку,

  покажи и расскажи, где находится нота … (на какой линеечке, между какими другими нотами),

  отгадай нотку по описанию (обратный ход: воспитатель называет место расположения, а ребёнок - ноту),

  найди, какая нотка потерялась, найди и назови, какая нота стала не на своё место в ряду).

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании загаданной ноты:

  Это нота "фа"?

  Эта нота перед (ниже) "фа"?

  Эта нота после (выше) ноты…?

  Эта нота между нотой "фа" и нотой "си"? и т.д.



"РАЗМЕР"

Цель: упражнять в построении серриационных рядов на основании признаков размера, закрепить различение параметров размера: высоты, длины, ширины, толщины, объёма.

Материал: наборы картонных полосок или деревянных цилиндров (например, из набора дидактических материалов М. Монтессори). В каждом наборе полоски (цилиндры) различаются по цвету и одному из параметров размера: по толщине, по ширине, по длине, по высоте…

Задания:

1. Обыгрывание наглядного материала:

  построй полоски (цилиндры) от самого высокого, до самого низкого (аналогично по всем параметрам размера),

  найди полоски (цилиндры) одинаковой высоты (длины). Чем они различаются? (цветом, шириной…)

  построй лесенку от меньшего к большему, от большего к меньшему и т.д.

2.Варианты сужения поля поиска при отгадывании.

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: 

  эта полоска (цилиндр) красного цвета? (разбиение ряда на две части),

  эта полоска (цилиндр) справа (слева) от красного?

  эта полоска (цилиндр) шире (уже), красного?

Примечание: аналогично по всем параметрам размера: шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше, больше - меньше.

2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд.

  эта полоска (цилиндр) тёплого (холодного) тона по цвету?

  эта полоска (цилиндр) чистого цвета? (Чистых цветов три: красный, синий, жёлтый).

  эта полоска (цилиндр) между синим и жёлтым… и т.д.


"ЦВЕТОВАЯ ГАММА"

Цель: закрепление названий различных цветов и оттенков, понятий "темные и светлые тона", "теплые и холодные тона", последовательности цветов спектра радуги, умения определять цвета и оттенки по сравнению.

Материал: карточки, раскрашенные в различные цвета и оттенки. Можно использовать пособие "Цветовой спектр" из комплекта сенсорных материалов М. Монтессори.

Задания:

1. Обыгрывание наглядного материала:

  расставь карточки в ряд так, как тебе нравится, назови цвет каждой карточки,

  где в природе ты можешь встретить такой цвет?

  покажи цвет своего настроения,

  покажи и назови свой любимый цвет, любимый цвет твоей мамы,

  найди тот цвет, который я назову,

  построй ряд от белого к чёрному,

  построй ряд зелёных (жёлтых, красных и т.д.) тонов, построй ряд от самого тёплого к самому холодному тону и т.д.

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании загаданного цвета:

2.1. Игры со спектральными рядами:

  это цвет, похожий на… ? (разбиение спектрального ряда на 2 части. Ребёнок подбирает сравнение, указывая на карточку, лежащую в центре ряда. Например: "Это цвет спелой землянички?"),

  этот цвет светлее (теплее, темнее, холоднее, ярче, тусклее - в зависимости от того, по какому признаку построен спектр)?

2.2. Работа с признаками, значения которых НЕ упорядочиваются в ряд:

  Это холодный тон?

  Этот цвет есть в радуге?

  Это основной цвет?

  Этот цвет получается от смешивания красок ….. и…..?

  Этот цвет есть в одежде у кого-либо из наших детей?…


"ОВОЩИ - ФРУКТЫ"

Цель: упражнять в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик.

Материал: предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

Задания:

1. Обыгрывание наглядного материала:

  Разложи картинки на две группы. По какому признаку ты это сделал?

  Раздели картинки по признаку "цвет" (величина, форма).

  Найди все картинки с овощами и фруктами, которые ты когда-либо пробовал. Расскажи, какие они на вкус.

  Разложи картинки на три группы: что едят только сырым, и сырым и варёным, только варёным?

  Разложи овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому (от самого светлого к самому тёмному, от самого мягкого к самому твёрдому, от самого тобой любимого к самому нелюбимому).

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании.

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: 

  Это яблоко (деление ряда на 2 части)?

  Этот фрукт (овощ) слаще (кислее), чем яблоко?

Примечание: аналогично строится работа на основе другого признака: этот фрукт (овощ) твёрже, чем…, ты любишь его больше, чем…

2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд:

  Это фрукт?

  Это фрукт едят сырым?

  Его кладут в компот?

  Он растёт в наших садах?

  Мы ели его когда-нибудь на полдник?

"ЖИВОТНЫЙ МИР"

Цель: Отработка навыков классификации, закрепление знаний о природном мире (животный мир), умение строить сериационный ряд по заданному признаку.

Материал: картинки с изображением различных представителей животного мира (картинки должны включать изображения представителей разных классов)

Задания:

1. Обыгрывание наглядного материала:

  "Что мы знаем?" - обыгрывание характеристики животных, изображенных на картинках по плану:

  • кто это изображен?
  • характеристика представителя животного мира
  • место обитания
  • энциклопедические сведения о нем.

  Игра "Кто больше..." (подобрать слова, относящиеся к характеристике одного животного, например, белого медведя).

  Игра "Наоборот" (ведущий указывает картинку и называет какое-либо значение признака. Дети находят картинку с противоположным значением того же признака) Например, медведь лохматый. А змея - гладкая. Заяц белый. А крот чёрный.

  Игра "Построй ряд" (по заданному воспитателем признаку дети из картинок строят сериационный ряд от самого… до самого… Например, от самого крупного до самого мелкого, от самого опасного до самого безопасного для человека, и т.д.)

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании.

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд
(игры с серриационными рядами, построенными по разным признакам):
 

  От самого опасного для человека до самого безопасного,

  От самого крупного до самого мелкого,

  От самого пушистого к самому гладкому,

  От самого смелого к самому пугливому…

2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд: 

1. Игра в рамках биологической классификации.
2. Игра с набором признаков по разным основаниям:

  Это домашнее животное?

  Это хищник?

  Это млекопитающее?

  Это животное самое высокое?

  Это животное гладкошерстное?

  Это животное опаснее для человека, чем…?

"СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ"

(данная серия игр основывается на методике И.Н.Мурашковской "Сказка, отворись")

Цель:
упражнять в выстраивании сюжетной линии знакомых произведений с помощью схематизации, закреплять знание последовательности сюжетных событий в литературном произведении.

Материал: "раскадровка" (схематизация сюжета литературного произведения, подготовленная вместе с детьми после первого чтения).

Задания:

1. Обыгрывание наглядного материала:

  Нарисуем "мультик" - подготовка раскадровки.

  "Быстро-быстро рассказываем сказку" - называние каждого кадра одним предложением.

  "Что за чем?" - выкладывание перетасованных кадриков.

  "Всё в сказке перепуталось?" - исправить неправильный порядок кадров.

  "Лови ошибку" - все кадры выкладываются правильно, а местами меняются только 2.

  "Что было раньше, а что позже по событиям?"

  "Что потерялось?" - прячем один кадр.

  "Сказка задом наперёд" - перевирание сказки.

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании.

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: 

  "Я загадала какое-то место из сказки".

  Это тот момент, когда (называние события, которое на схеме обозначено примерно в центре)?

  Это было до этого события? Это было после того, как…

2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд:

  В этом событии участвует… (герой)?

  Это событие в первой половине сказки?

  Это было до появления … (героя)?

  Это происходило в лесу?…

* * *



Игры, описанные в данной работе - лишь пример того, как можно знакомить детей с разнообразием значений признаков материального мира. По аналогии и в зависимости от поставленных задач можно разработать другие варианты. Мы приглашаем коллег к самостоятельному поиску.

Успехов всем! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольное образование для детей с нарушениями речи – особая адаптивно-развивающая среда (Концептуальные основы)

Идея создания группы "Предшкольный класс" возникла в результате длительной опытно-экспериментальной работы. Разрабатывая идею непрерывного образования детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что...

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера (развивающие игры и задания)

Cистема работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии - цветных палочек Кюизенера...

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера (развивающие игры и задания)

Cистема работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии - цветных палочек Кюизенера...

«Развивающие игры как основа математических представлений и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связанны с деятельностью орг...

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....