Предшкольное образование для детей с нарушениями речи – особая адаптивно-развивающая среда (Концептуальные основы)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Идея создания группы "Предшкольный класс" возникла в результате длительной опытно-экспериментальной работы. Разрабатывая идею непрерывного образования детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что для детей, поздно начавших говорить, необходима организация плавного перехода от требований  детского сада к школьным. Таким звеном представлялся нам "Предшкольный класс". Это должна была стать особая развивающая среда, отличная от школьной, но ненавязчиво включающаа в себя ее элементы. Этот материал посвящен  концепции организации этой адаптационно-развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предшкольное образование для детей с нарушениями речи – особая адаптивно-развивающая среда

(Концептуальные основы)

Готовность детей к школе – одна из острых педагогических проблем на протяжении уже многих десятилетий. В большинстве программ для дошкольных учреждений  в разделах, посвященных старшему дошкольному возрасту, предусмотрена работа по подготовке детей к школе. Многие программы рассматривают процесс подготовки к школе как систему, сочетающую в себе умственную, нравственную и эмоциональную подготовку ребенка к новой системе отношений, эстетическое и физическое воспитание будущего школьника. Такая система может формироваться только постепенно и является результатом всей воспитательно-образовательной работы в детском саду, «начиная с самой младшей группы».

Однако на практике существует множество различных подходов к решению данной проблемы. За частую они сводятся к предварительному ускоренному (в лучшем случае за год) натаскиванию детей по программе 1 класса той школы, в которую ребенок пойдет.  При этом «умея» читать и считать, дети оказываются не способны к принятию новой социальной позиции, возросшей ответственности, новым нагрузкам, что приводит к «школьному стрессу», «школьной дизадаптации». Практика показывает, что личностные проблемы у младших школьников часто сочетаются и с объективными трудностями в усвоении школьной программы, такими как дисграфия, дислексия, дизорфография, дискалькулия. Что является последствием форсированного обучения письму и счету, осуществленного в обход развития психологических предпосылок к овладению данными процессами.

Причины возникновения указанных трудностей современные педагоги и психологи связывают общественно-соцальными причинами, заставляющими родителей отдавать детей в школу, не учитывая индивидуально-личностных особенностей развития детей. Одной из таких причин является продление обучения в школе, переход на обучение с 6 лет, желание обучать детей в «престижных» школах.

Особенно сильно проявляются проблемы школьной дизадаптации у детей, столкнувшимися с проблемами в развитии в период дошкольного детства. В эту группу входят и дети с речевыми трудностями. В силу нарушения развития отдельных функций, позднего созревания некоторых психических процессов у детей в данной группе может отмечаться сочетание интеллектуальной готовности к усвоению школьных знаний и социально-личностной незрелости. Часто процесс адаптации осложняется еще и соматической ослабленностью.  Среди проблем в обучении на первый план выступают затруднение формирования произвольности в поведении и деятельности, дефицит внимания, преобладание игровой мотивации в деятельности, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, низкий самоконтроль. В свою очередь, указанные проблемы усугубляют проявление объективных трудностей, связанных с остаточными проявлениями речевого недоразвития. На основе практических исследований сотрудников ГДОУ № 85 Центрального района Санкт-Петербурга по апробации инновационной образовательной модели «Начальная школа – детский сад для детей с нарушениями речи» было выявлено, что несоответствие особенностей развития детей с нарушениями речи и требованиями школы сохраняются на протяжении всего периода обучения в начальной школе и требует особых методов работы. Но особенно остро проблема дизадаптации встает в процессе обучения в первом классе. Наиболее сложно обучение давалось учащимся, поступившим в школу до 7 лет, что было объяснимо незрелостью нервной системы учащихся.

Проблемы, выявленные в процессе экспериментальной работы на этапе обучения детей в начальной школе, позволили говорить о необходимости создания условий для специальной подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению в школе. Данная подготовка необходима независимо от вида школы, в которую в дальнейшем пойдет ребенок. Исследования процесса обучения детей с остаточными проявлениями недоразвития речи, показали, что в силу слабого состояния здоровья, особенностей протекания психических процессов многие навыки, сформированные в детском саду, у детей оказывались не стойкие, быстро утрачивались или были развиты недостаточно. В связи с чем, возникла необходимость специальной работы по их совершенствованию, т.е. продления периода перехода из дошкольного звена на ступень начального общего образования. Решением представлялось разработка особой программы, в которой  общих образовательные и воспитательные задачи, выделенные в программе детского сада, решались бы в сочетании со специфическими задачами  подготовки детей к школе, а так же коррекции нарушений речевого развития. Важным условием существования такой группы, было сохранение ценности детства. Так появился наш "Предшкольный класс" - особая развивающая среда, состоящая из нескольких взаимосвязанных модулей: Образовательного, Коррекционного, Творческого, Здоровье сберегающего, Социального. В процессе организованной совместной с педагогами и самостоятельной деятельности у детей нашего предшкольного класса формируются значимые для успешной адаптации в школе навыки и процессы, корректируются и компенсируются отклонения в развитии.

В процессе разработки программы «Предшкольного класса» было  скорректировано содержание раздела образовательной программы  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой с учетом   задач «предшкольного класса» для детей с нарушениями речи (5 – 8 лет).  Коррекция производилась с  учетом возможности выбора маршрута на каждом этапе обучения,  на основе принципа преемственности дошкольной и школьной образовательных программам. В нее парциально (дополнительно) введены разделы программы «Предшкольная пора» под ред. Н.В. Виноградовой.  

  Основная идея "Предшкольного класса" для детей с нарушениями речи

•Идея непрерывного воспитания и образования

•«Предшкольный класс» - как новая адаптационно-образовательная среда с коррекционно-развивающим компонентом

•Сопровождение – как помощь ребенку, преодолевающему проблемы речевого развития  

Цели

•Создание новых средовых условий для социальной адаптации детей с проблемами речевого развития

•Обеспечение благоприятных условий для плавного перехода ребенка к новым социальным ролям «я – ученик», «я – школьник»  

Принципы

•Непрерывность сопровождения

•Приоритет  интересов ребенка

•Совещательный характер деятельности специалистов  и родителей •Интеграция и дифференциация дошкольного и элементов начального школьного образования  

Задачи

•Обогащение сферы личного и социального опыта ребенка через освоение новых видов деятельности в различных адаптационных средах.

•Обеспечение сохранения  самоценности дошкольного периода развития.

•Укрепление и развитие эмоционально-положительного  отношения ребенка к школе, желания учиться. •Формирование  социальных  черт личности  будущего  школьника: ответственность, активность, самостоятельность.

•Использование здоровьесберегающих технологий.

Наполнение содержательного компонента образовательной программы «Предшкольный класс» -

как развитие  ребенка в новых адаптационных средах через

освоение содержательно-дидактических единиц:

-«Познаем других людей и себя»

-«Познаем мир»

-«Исследуем и экспериментируем»

-«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

-«Учимся родному языку»

-«Играя –  учимся творчеству» (музыка, рисование, ручной труд)

-«Учимся заботится о своем здоровье»

 Выделение содержательно-дидактических единиц программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

 «Познаем других людей и себя»

Раздел представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

 «Познаем окружающий мир»

Раздел направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Математики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)  

 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Раздел включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:  

•    формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

•    логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

•    символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

 «Учимся родному языку»  

Раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.  

 

«Играя – учимся творчеству».

Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:  

•    пространственная ориентировка;

•    умение анализировать форму предмета и изображения;

•    развитие воображения;

•    освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Этот раздел направлен на развитие воображения, в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется такому качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).

Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

•    принятие и удержание учебной задачи;

•    самостоятельный выбор средств для достижения результата;

•    точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах – использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного «часа игры».

 

«Исследуем и экспериментируем»

Раздел направлен на  развитие поисково-познавательной деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Реализуется этот раздел также как и раздел  «Играем и фантазируем» во время игрового часа (для класса кратковременного пребывания детей) или во время самостоятельной деятельности детей. Особое внимание уделяется развитию таких качеств: •    способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. •    собственного познавательного опыта в обобщен ном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). •    поисково-познавательной деятельности, мыслительных, моделирующих, преобразующих действия. •    инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру. Особую роль в реализации содержания данного раздела играет развивающая среда, в рамках которой ребенок самостоятельно может исследовать, изучать, экспериментировать, проверять и применять свои  

       Новые технологии освоения содержания

 - Интегрированные комплексные занятия с адаптивными элементами учебной деятельности

 - Двухкомпонентные и трехкомпонентные занятия специалистов

 - «Игровой час» - как метод организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности детей

- Занятия в диалоге

- «Портфолио» достижений детей.

Реализация содержания программы «Предшкольного класса» осуществляется в процессе взаимодействия детей и педагогов в системе специально организованной развивающей среды.

Содержание программы «Предшкольного класса» рассчитано на детей разного уровня развития:

- Прошедших этап подготовительной группы  нашего детского сада. Они имеют возможность обобщать и закреплять полученные ранее представления, совершенствовать и корректировать развития психических функций;

- Выпускников старшей группы.  Они приобретают новые знания, умения и навыки. Для них возможна организация реализация программы за два учебных года;

- Дети, пришедшие из других детских садов или не посещавшие их вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Презентация "Актуальные вопросы предшкольной подготовки детей с нарушением речи".

Предпосылки к учебной деятельности§Хорошее физическое развитие ребенка§Развитый физический слух§Развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика§Нормальное функционирование ЦНС§Владение знаниями и...

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи

Адаптировання основная общеобразовательная программа дошкольного образования (АООП ДО - далее) для детей с нарушениями речи составлена мною для работы в группах компенсирующей направленности с учетом ...

консультация для воспитателей ДО "Особые образовательные потребности детей с нарушением речи"

Вашему вниманию предлагается презентация, которая является  консультацией для воспитателей ДО. Данное мероприятие востребавано перед проведением планого обследования воспитанников ОО и набором де...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с нарушениями речи (проект)

Все основные положения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федер...

"Педагогическая модель физического воспитания детей третьего года жизни в адаптивно-развивающей образовательной среде "

в статье рассматривается педагогическая модель физического воспитания детей раннего возраста, основанная на организации адаптивно-развивающей образовательной среды в дошкольной образовательной организ...