Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
консультация (младшая группа) на тему

Андреева Людмила Леонидовна

Рекомендации родителям по адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к условиям детского учреждения

Ребенок подрос и может посещать детский сад. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. В связи с этим процесс привыкания к ДОУ проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.

Как же подготовить ребенка к детскому саду?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что происходит с ребенком, когда он приходит из семьи в детский сад.

Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие раздражители. К 2-3 годам стереотип поведения довольно устойчив. При поступлении в ДОУ привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем это выражается?

У детей в период адаптации могут нарушаться: сон, аппетит, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (перестает проситься на горшок, не ест самостоятельно). Понижение аппетита, эмоционального состояния, ухудшение сна приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Ученые выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад, по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными заболеваниями. Заболевание длится7-10 дней, и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является, тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, постоянно зовет маму и т.п.). Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Признаки окончания адаптационного периода:

  • Глубокий, хороший, спокойный сон;
  • Хороший аппетит;
  • Бодрое эмоциональное состояние;
  • Полное восстановление имеющихся привычек и навыков;
  • Активное поведение;
  • Соответствующая возрасту прибавка в весе.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования психологов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

  • Возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, они становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми.
  • Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
  • Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни – плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней и поведение ребенка меняется. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражения выполняют требования педагога, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
  • Биологических и социальных факторов. К биологическим факторам относятся: токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания  в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детский сад. К социальным относятся: условия жизни в семье (соблюдение режима в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей навыков и умений, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для правильного развития, то ребенку будет очень трудно привыкать к условиям ДОУ.
  • Уровня тренированности адаптационных механизмов. Тренировка этих механизмов не происходит сама по себе, необходимо создать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в д/с неоднократно попадали в разные условия (посещали другие семьи, выезжали на дачу, посещали группу раннего развития и т.п.), легче привыкают к ДОУ.
  • Опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми. Умение положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать, убирать игрушки и т.п.). На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений, навыков самообслуживания (умение самостоятельно принимать пищу, проситься на горшок, частично раздеваться, одеваться…). Сформированность этих навыков обеспечивает ребенку самостоятельность и независимость от взрослого.
  • Отношения родителей к ребенку и к детскому саду. Успех адаптации зависит и от того как оценивают родители своего ребенка: вредно недооценивание возможностей своего ребенка или, наоборот, переоценка его достижений. От того как взрослые отзываются о д/с и его работниках в присутствии детей, зависит и отношение ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...