Играем с пальчиками – развиваем речь
план-конспект занятия на тему

Баздрева Римма Валентиновна

Мастер – класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_master_klas.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

             «Играем с пальчиками – развиваем речь»

                   Мастер – класс для родителей

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр в работе с детьми.

Задачи:

  • показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
  • поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребенка;
  • способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: родители и дети.

Форма проведения: мастер – класс.

Оборудование: сыпучие материалы (песок, манка), прищепки, баночки, тарелочки, пуговицы, детские резинки, бутылочки из - под детского питания, макеты со шнуровками и пуговицами.

                                         Ход мастер – класса:

- Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на мастер – классе «Пальчики играют – речь развивается». Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

  И потрите их немножко.

  Дружно хлопните раз пять (хлопают в ладоши)

  1,2,3,4.5.

  Продолжаем потирать! (потирают руки)

  Мой сосед такой хороший!

  Я ему пожму ладоши.  (пожимаю руки с одной стороны)

  И другой сосед хороший –

  И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

  Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

   Крикнем дружное: «Ура!»  (машут руками)

- Спасибо.

И чтобы сразу включится в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».

- Детей вы любите, да или нет? (Да)

- Чтоб ребяткам своим во всем помогать,

  Вы, хотите, что – то новое узнать? (Да)

 Чтоб дух мастер – класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (Да)

Тогда вас прошу мне во всем помогать.

Приветствие кончилось, можно начать.

           

                                   Теоритическая часть:

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и запомню, дай попробовать – и я пойму».

    Переходим к практической части.

                         

                                           Практическая часть:

                                             

Пальчиковая гимнастика.

 Наши предки, наверняка, о чем – то таком догадывались.  Ведь хорошо знакомые нам «Сорока ворона», «Ладушки», «Коза – рогатая» не что иное, как тонизирующий массаж. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

      Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Заряд положительных эмоций – это три.

Я сейчас покажу вам пару упражнений пальчиковой гимнастики.

                   Пальчиковые упражнения со словами

           Дом

Вот стоит огромный дом (руки поднять над головой, пальцы соединить под углом)

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный.

                                 Игры на самомассаж

«Моя семья»

(При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.)

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

Вот вся моя семья.

     Заготавливаем капусту

Руками эмитируем соответствующее движения:

- Мы капусту рубим, рубим! (2 р.)  (прямыми, напряженными ладонями имитируем  

                                                            движения топора: вверх – вниз.)

- Мы капусту режем, режем! (2 р.)  (энергичные движения прямыми ладонями

                                                                вперед – назад)              

-  Мы капусту солим, солим! (2 р.)   (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»)

 - Мы капусту жмем, жмем! (2 р.)    (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно    

                                                                 на двух руках, то поочередно).  

- Мы морковку трем, трем! (2 р.)       (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают

                                                                 ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой

                                                                   руки. Затем меняем руки.

«Дети охотно всегда чем- то занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому препятствовать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коломенский.

Один из вариантов развития мелкой моторики - это игры с предметами. В нашем случае прищепками. Прищепки могут быть разной формы и из разного материала.

                            Пальчиковые игры с прищепками.

Первая игра «Сортировка»

Сортировка цветных прищепок в цветную тару. Эта игра помогает нам изучить с ребенком цвет или закрепить его.

Вторая игра «Забор»

Ребенок должен повторить ту последовательность, которую вы выложили. Эта игра развивает мышление, зрительную память.

Третья игра с картонными заготовками с изображением солнышка, тучки, елочки, ежика.

С помощью прищепок дополняется образ. Эта игра на развитие творческого воображения и для закрепления цвета.

Четвертая игра «Стирка».

Малыш закрепляет вещи кукол или носовые платочки на веревочке, чтобы их не сдул ветер. Игра развивает координацию движений и мелкую моторику.

Пятая игра «Веселый счет»

Для этой игры нужны бумажные тарелочки, в каждой по центру приклеить цифры от1 до 5, цифры выделить цветом. Ребенок должен прицепить столько прищепок к тарелочке, сколько ему указывает цифра и еще соотнести прищепку по цвету цифры. Эта игра помогает ребенку выучить счет и закреплять цвет и развивает мелкую моторику.

 Игры с пуговицами.

Выкладываем вместе с ребенком образ цветка, домика, флажка и т. д. пуговками на листе картона. Чтобы пуговицы на картоне не рассыпались, его поверхность предварительно смазать пластилином. С помощью пуговиц закрепляем цвет, форму, счет, развиваем воображение и мелкие мышцы пальцев.

Игра с резинками.

Предложить ребенку натянуть детские резинки на бутылочки от детского питания. Это упражнение сложное, зависит от того, насколько тугая резинка. Развивает мышцы пальцев, цвет, счет.

Игры с сыпучими материалами.

Предложить малышу порисовать пальчиками на подносе с песком, манкой, пшеном и т. д.

Развиваются тактильные ощущения, воображение.

Для того, чтобы развивать у ребенка мелкую моторику не обязательно покупать дорогие игрушки. Прищепки, пуговки есть в каждой семье и, если вы подкупите еще разноцветных, то они не будут лишними в быту, а детям принесут много пользы. Главное в таких занятиях это терпение, потому что с первого раза, мало кому удается, а потом необходимо проявлять максимум фантазии и придумывать что – то новое для того, чтобы эти игры не наскучили вашему малышу. А сейчас мы позовем наших малышей и игры с прищепками, пуговками и сыпучими предметам проведем вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...

" Играем с пальчиками- развиваем речь"

Сообщение из опыта работы по развитию мелкой моторики и связной речи у дошкольников....

консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".

большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....

Конспект организованной образовательной деятельности 2-3 лет "Играем с пальчиками развиваем речь"

Развитие речи, закрепление пройденного материала в младшей группе...

Буклет "Играм с пальчиками-развиваем речь"

В буклете представлены игры с пальчиками, с кубиками, с пуговицами, с кольцами, с палочками....

Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР

Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...