Опыты в кругу семьи
опыты и эксперименты на тему

Крылова Инга Михайловна

Собраны опыты, которые можноьпровести с детьми в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_v_krugu_semi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

ОПЫТ:   Возьми самую узкую баночку и наполни её водой. Перелей эту воду в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

Поставь на блюдце маленький пузырёк и ложкой налей в него воды до самого края. Что ты видишь?

Что происходит с водой, если её переливать в посуду разной формы?

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

ОПЫТ:   Убедись, что вода бесцветная. Приготовь два одинаковых стакана. В один налей воды, в другой молока. Цветными карандашами или фломастерами нарисуй на листке бумаги какую – нибудь картинку.

Начинай опыт. Поставь на картинку стакан с водой. Рассмотри сверху свою картинку. А теперь поставь на то же место стакан с молоком. Что ты обнаружишь?

Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко не виден. Вода – прозрачная жидкость.

ОПЫТ:   Возьми коробку цветных карандашей, приоткрой её и рассмотри через стакан с водой. Назови цвет карандашей. Что ты заметил?

Вывод: Вода цвет карандашей не изменила.

ОПЫТ: Нарежь несколько квадратиков из бумаги разного цвета. Листочек должен быть размером с дно стакана. Выложи из своих квадратиков разноцветную дорожку. Осторожно передвигай стакан с водой по дорожке. Наблюдай, что происходит.

Вывод: Вода кажется цветной.

ОПЫТ:   Возьми плоское стёклышко и накрой им свою картинку. Что можно сказать о стекле?

Вывод: Стекло, как и вода, прозрачна.

ОПЫТ: Давай убедимся в том, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для опыта приготовь баночку с водой, маленький гвоздик на нитке, чистую кисточку, акварельные краски, тонкую палочку. Намочи кисточку и окуни её в краску любого цвета. Добавляй краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметь момент, когда гвоздик станет невидимкой.

Вывод:  При добавлении краски вода меняет цвет.

ОПЫТ: Приготовь блюдце и баночку. Попроси взрослых налить в них горячей воды из чайника. Подожди немного. Потрогай воду в баночке и блюдце. Что ты заметил? А чайник не трогай. Он ещё горячий.

Вывод: Вода может быть холодной, тёплой или горячей – в зависимости от температуры.

ОПЫТ: Приготовь небольшой пузырёк, тоненькую прозрачную пластмассовую трубочку и кусочек пластилина. Пузырёк до края наполни самой холодной водой. Трубку в горлышке бутылочки закрепи пластилином.  Осторожно погрузи пузырёк в кружку с горячей водой. Наблюдай.

Вывод: При нагревании расширяется не только вода, но и другие жидкости.

ОПЫТ: Приготовь холодное блюдце и столовую ложку.  Будь очень осторожен.  Поднеси к носику чайника, из которого идёт пар, холодное блюдце. Наблюдай.

Вывод: Блюдце становится мокрым, капель становится больше.

ОПЫТ: Понадобится блюдце и 5 чайных ложек воды. Подумай, куда поставить воду, чтобы блюдце кто – нибудь случайно не опрокинул. Через два – три дня посмотри, цела ли вода.  Что ты обнаружил?

Вывод: Вода испарилась.

ОПЫТ: Давай посмотрим: можно ли ускорить испарение воды?

Намочи руки водой из – под крана и быстро – быстро помаши ими. Что ты чувствуешь? Почему это происходит? Частички воды испаряются с твоих рук и уносят с собой тепло. Руки ощущают прохладу.

 

ОПЫТ: Посмотрим, как вода меняет своё состояние. Налей в блюдце немного воды из – под крана и поставь её на 2-3 часа в морозилку. Что получилось?

Вывод: вода застывает.

ОПЫТ: Возьми две одинаковые формочки. В одну насыпь рыхлого снега.  В другую - снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук.  Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?

Вывод: Снег скорее растает там, где его меньше. А воды будет больше там, где было много снега.

ОПЫТ: Набери в банку снега, только не очень сильно утрамбовывай его. Воткни термометр в снег и наблюдай за движением столбика. Сначала он будет ниже отметки на шкале, которая называется «нуль». Про такую температуру говорят, что она ниже нуля. Потом столбик медленно поползёт вверх и ненадолго остановится на нуле.  В это время в банке будет «каша» – снег пополам с водой. А когда столбик поднимется выше нуля, снега в банке не останется. Только вода.

Вывод: Температура снега ниже нуля. Температура воды выше нуля.

                           

ОПЫТ: Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпни. Накрой блюдце крышечкой. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каёмка.

Вывод: Снег впитал пыль.

ОПЫТ: Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчётом, чтобы в неё можно было положить уличный термометр. Забросаем термометр снегом и слегка разровняем холмик лопаткой. Через полчаса достанем термометр и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрим, что произошло с высотой столбика.

Вывод: Под снегом температура выше нуля.

ОПЫТ: В три одинаковые стеклянные банки налей воды разной температуры: горячей, тёплой и холодной. Одновременно опусти руки в две банки: с горячей и с холодной водой. Подержи их с минуту. Потом одновременно опусти обе руки в банку с тёплой водой. Что ты чувствуешь?

Вывод: Вода кажется прохладной после горячей и тёплой – после холодной.

ОПЫТ: Налей в банку немного воды из – под крана. Поставь её на какую–нибудь картинку, для того чтобы убедиться: такое количество воды прозрачно. Теперь поставь банку в морозилку и, когда вода превратится в лёд, проверь его прозрачность.

Вывод: Лёд такой же прозрачный, как вода.

ОПЫТ: На внутренней стороне формочки сделай пометку – нарисуй чёрточку. Набери воды в банку и осторожно перелей её в формочку. Уровень воды должен совпадать с твоей пометкой. Теперь поставь формочку с водой в морозилку на 2-3 часа. Достань формочку из морозилки. Попробуй отыскать свою пометку. Оказывается, её теперь не видно. Лёд занял больше места, чем занимала вода.

Вывод: При замерзании вода расширяется и занимает больше места.

ОПЫТ: Накрываем сухой банкой цветок в горшке. Наблюдение начинаем через 2-3 часа. Бумажной салфеткой промокни жидкость, которая собралась капельками на дне и стенках банки. Ка ты думаешь, что это?

Вывод: Это вода.

ОПЫТ: Одновременно вылей в оба цветочных горшка приготовленную воду. Наблюдай: когда вся жидкость с поверхности просочится вниз.

Вероятно, это произойдёт не одновременно: в одном горшке раньше, в другом – позже.

ОПЫТ: Положи в стакан кусочек сахара и попроси взрослых наливать тебе чай тоненькой струйкой, стараясь попадать только на сахар. Сахар постепенно размывается, а потом … Исчезает? Конечно, нет. Ты уже знаешь, что в природе нет вещества, которые способны исчезать. Но все вещества переходят из одного состояния в другое, смешиваются друг с другом.

Зачерпни ложкой немного чая из стакана и попробуй. Попроси маму капнуть в твою ложку чая из чайника.  Сравни вкус.

Вывод: Сахар легко растворяется в воде.

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ.

ОПЫТ: Нальём в чистую банку воды из холодильника, поставим её в тёплое светлое место и начнём наблюдения. Через несколько минут на стенках банки появятся прозрачные пузырьки.

Опустим осторожно в банку ложечку и станем помешивать воду. Пузырьки снимаются с места, начинают кружиться, постепенно поднимаясь к поверхности, и «исчезают».

Так есть в воде воздух или его нет?

Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в ней воздух.

ОПЫТ: Нальём в банку кипячёной воды и поставим её на подоконник. Будем ещё раз наблюдать появление пузырьков воздуха на дне и стенках банки.

Вывод: В водопроводной есть воздух, в кипячёной воде нет воздуха.

ОПЫТ: Возьми большую стеклянную банку с широким горлом и наполни её до половины водой. Подкрась воду акварелью. Чуть – чуть! Теперь возьми баночку поменьше. Такую, которая легко входит в большую. Крепко держи баночку за дно и осторожно, горлышком вниз, начинай опускать в подкрашенную воду. Наблюдай, что происходит.

Вывод: Вода в баночку не входит.

ОПЫТ: Берём всё ту же маленькую баночку и опускаем её вверх дном в тазик с водой. Давим на дно баночки, но какая – то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем её.

Вывод:

ОПЫТ: Возьми бутылку и вороночку. Как правило, горлышко бутылки значительно шире, чем стебель воронки. Обмотай его полоской бумаги, чтобы он входил в горлышко как можно плотнее. Потом место стыка промажь пластилином, чтобы невидимка не ускользнул незаметно и не испортил тебе опыт.

ОПЫТ: Банку до самого края наполни водой и накрой картонкой. Придерживая крышку, осторожно опрокинь банку вверх дном и убери руку. Что тебя удивляет?

Да, конечно.  Вроде бы вода должна была вылиться, а она не льётся. Будто кто-то снизу картонку поддерживает. Может быть, в самом деле так?

Попроси кого-нибудь взмахнуть поблизости от банки газетой. Что случилось? Конечно, взмах потревожил невидимку. Он подвинулся… вода выплеснулась.

ОПЫТ: Достань  из холодильника свою бутылку с трубочкой. Опрокинь её в банку с водой так, чтобы конец трубки оказался под водой.

Теперь нужно быстро обернуть бутылку горячей тряпкой. – Бульк! Бульк! – Невидимка подаёт голос…

Отчего же вдруг ему стало тесно?

Вывод: Холодного воздуха помещается в бутылку много.

ОПЫТ: Вставь яйцо в горлышко бутылки. Ты убедишься, что оно плотно закрывает горло, но не проходит в него до конца. Сними яйцо, а бутылку на несколько минут поставь в горячую воду.

Согреется стекло.  От него нагреется заключённый в бутылке воздух. И что произойдёт с ним?

Теперь нужно снова закрыть горло бутылки яйцом и подождать. Воздух в бутылке начинает остывать, а от этого сжиматься. Шлёп! – яйцо проскакивает в бутылку. А протолкнул его воздух, который давил на «пробку» сверху.

 

ОПЫТ: Возьми тонкую бумагу и оторви от неё несколько маленьких кусочков. Положи их на край стола и резко взмахни газетой.  Что будет?

Бумажки разлетятся, хотя до них никто не дотронулся пальцем. Почему же это произошло?

ОПЫТ: Возьми два одинаковых листа бумаги. Один сожми в плотный комок. Теперь встань на табуретку и выпусти одновременно из рук лист и комок. Наблюдай за их поведением.

Вывод: Комок падал быстрее ровного листа.

ОПЫТ: Нужна стеклянная трубка, кусочек сырой картошки и палочка, по размеру немного длиннее трубки. Из этих деталей собирают воздушный пистолет.

С двух сторон в трубку врезаем по картофельной пробке. Ставим трубку одним концом на стол и палочкой пробуем продвинуть вторую пробку вниз. Пробка продвигается с трудом. А если перестать её придерживать палочкой,  тут же возвращается на место. Что её выталкивает?

Конечно же воздух. Он заполняет трубку. Когда ты продвигаешь верхнюю пробку вниз, воздух пружинит – выталкивает её обратно.

Продолжим наблюдения. Подними трубку и резко протолкни одну пробку навстречу другой. Что произошло?

Вывод: Сначала пробка продвигалась легко. Когда перестали держать пробку, заряд из пистолета вылетел. Его выбросил воздух.

ОПЫТ: Приготовь глубокую тарелку, банку и картонный кружок чуть больше горлышка банки. Наполни банку водой из-под крана до  самого края, накрыв картонным кружком, осторожно опрокинь вверх дном.  Теперь банку нужно поставить в тарелку с водой. Кружок тихонечко сдвинем, банку слегка качнём – выпустим из неё немного воды, на место которой туда сразу же пройдёт воздух. Часть воды при этом окажется в тарелке.

ОПЫТ: Зажжённую свечу накрываем бутылкой без дна или стеклом от керосиновой лампы.

Что происходит? Свеча довольно быстро гаснет. А почему? Ведь сверху бутылка открыта. Почему не пускает в неё воздух, необходимый для горения свечи? Подумай!

Согретый пламенем свечи воздух расширяется, поднимается вверх, закрывая путь новым порциям воздуха. Свеча «задыхается» – пламя гаснет.

ОПЫТ: Нам понадобятся две посудинки, две банки – большая и маленькая, два кубика – подставки и кружка горячей воды. Всё готово? Можно начинать.

На кубики ставим посудинки и наполняем их водой из кружки. Воду надо налить поровну. Сверху накрываем посудинки опрокинутыми вверх дном банками: большой и маленький. Задача – установить, в какой посудинке вода остынет быстрее.

В начале опыта температура воды была одинакова: наливали же мы её из одной кружки. А что произойдёт через час? Наблюдай и расскажи! Чем отличались условия опыта? Только количеством воздуха, который окружал воду. В одной банке его было больше, а в другой – меньше.

ОПЫТЫ С ПОЧВОЙ

ОПЫТ: Наполни одну ёмкость почвой, вторую – песком, а третью – мелкими камешками.

В каждую посади равное количество семян. Полей осторожно водой. Поставь все ёмкости на окно. Жди всходов.

Вывод: Первыми появились всходы на почве. Потом проросли семена на песке. Ничего не выросло на камешках.

ОПЫТ: В чистую, сухую жестяную банку из-под консервов положи комочек почвы и попроси кого-нибудь из взрослых поставить её на самый маленький огонь. Приготовь чистое, без царапин стёклышко. Как только почва начнёт согреваться, подержи стёклышко над жестянкой и посмотри, что произошло.

Вывод: Под действием нагревания вода в почве превратилась в пар, пар встретил на своём пути преграду – стёклышко – и снова стал водой.

ОПЫТ: На дно банки насыпаем почву, сверху – слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3-5 дождевых червей. Слегка польём содержимое банки водой и поставим банку в тёмное прохладное место.

ОПЫТ: Возьми щепотку сухой глины и потри её между пальцами. Потом потри между пальцами немного песка.  Что ты заметил?

Вывод: Глина состоит из пылинок. Песок состоит из песчинок.

ОПЫТ: В банку налей немного воды, а на перекинутый от края до края «мостик» повесь полоску из ткани. Пусть тряпочка касается воды.  Что ты обнаружил?

Вывод: Тряпочка стала мокрой. Количество воды в банке уменьшилось.

ОПЫТ: Возьми 3 пластиковые бутылки, срежь у них дно и наполни бутылки до половины сухой почвой (чернозёмной, глинистой, песчаной). Обвяжи широкую часть каждой бутылки сложенным вдвое куском марли или капрона и осторожно поставь бутылки на блюдца. Подливай в блюдца воду, наблюдай, как она продвигается в почве.

(Литература: Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс, 2004. – 72 с.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры в кругу семьи.

Правильно говорить — это одна сторона дела. С ребенком необходимо дома проводить занятия (упражнения, игры), способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, дост...

Буклет для родителей (в помощь уч.логопеду)"Игротека в кругу семьи"

У родителей порой  не так много времени в детском саду,они в спешке забирают своих детей домой, торопятся...Бывает так, что педагоги размещают интересный материал на стендах, а прочитать успевают...

Речевые игры в кругу семьи

Развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит...

КАК ИНТЕРЕСНО ПРОВЕСТИ ДОСУГ В КРУГУ СЕМЬИ

Как проходят выходные дни в вашей семье? Как интересно провести досуг в кругу семьи?...

В кругу семьи. Поговорим о согласованности требований к ребенку в семье.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возрастав семье. Статья раскрывает вопросы согласованности требований к ребенку в семье, закрепление нра...

Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»

Программное содержание:•    формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. •    воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...

Мастер-класс для родителей "Занимательные опыты в кругу семьи"

Кухня – идеальное место для научной лаборатории. Дети это понимают сразу, и едва научившись ползать, единогласно признают кухню лучшим местом в доме. Тут столько можно найти интересных предметов...