Игра и игрушка в жизни дошкольника.
консультация (средняя группа) на тему

Зебрева Антонина Николаевна

Игра ведущая деятельность в жизни ребенка. Игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развиваются внимание, восприятие, память, мышление. Игры имеют большое значение прежде всего для умственного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igra_i_igrushka.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и игрушка в жизни дошкольника

   Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Многие дети любят играть в мелкие игрушки и обязательно их должно быть много. Другие наоборот, предпочитают большие, мягкие, шумные и т.д. Есть дети, которые играют только своей любимой игрушкой. Как правило, такие дети чаще всего испытывают трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
    В своих играх дети распределяют роли своим игрушкам, с ними разговаривают, им рассказывают свои «секреты». Родители, если вы внимательны, то из игры своего ребенка можно узнать очень многое. Например: как прошел его день в детском саду, кто ему нравится, с кем он дружит, как он скучал без вас, кому из взрослых подражает в своей игре и т.д. Задача родителей и воспитателей поддержать ребенка, подыграть ему, занять партнерскую позицию. Тем самым, дать возможность ребенку самому выстроить сюжет игры.
    Игра развивает ребенка. С помощью игры дети становятся более общительными, внимательными, послушными. В каждой игре устанавливаются какие-то правила. Это дисциплинирует ребят, приучает выполнять определенные требования, соблюдать последовательность. У ребенка появляются положительные коммуникативные качества.
Невозможно представить жизнь маленького ребенка без фольклора. Это потешки, сказки, загадки, прибаутки. Таким образом, через устное народное творчество в жизнь маленького ребенка входит театрализованная игра.   Театрализованная игровая деятельность детейэто прежде всего развитие речи ребенка. Маленькие дети учатся подражать животным, говорить как они, выполнять их движения и повадки. Эти игры учат детей доброте, сопереживать героям сказок, вызывают положительные эмоции. Хорошо, когда дети не просто представляют себя зайчиком или ежиком, а могут одеть на себя маску или костюм нужного героя. 
     Для ребенка это счастье быть каким-то персонажем, а особенно супергероем.
     Дети хорошо понимают добро и каждый хочет быть положительным героем. Отрицательные роли дети играют крайне неохотно, или вовсе отказываются от них. Сюжетно-ролевая игра для ребенка, это не что иное, как знакомство с реальной жизнью.
     Дети получают навыки взаимодействия с другими детьми, приобретают организаторские способности, узнают новые профессии и их значимость для общества. Ребенок должен уметь играть в разные игры и в этом ему должны помочь взрослые
      Игры с конструктором учат усидчивости, творческому подходу, фантазии, мышлению.  Развивают мелкую моторику, что очень важно для умственного развития малыша
     Через настольно-печатные и дидактические игры ребенок познает окружающий мир. Начинает понимать, что природа и человек – это единое целое
Через игрушку ребенок получает первые элементарные математические представления. Каких игрушек много, каких мало. Обращает внимание на цвет, форму, размер. Таким образом, на основе игры реализуются все задачи воспитания, развития и обучения детей.
    Пожелания родителям: быть больше в контакте со своим малышом, играть с ним, чувствовать его мир. Совместная игра с родителями приносит ребенку массу положительных эмоций, а это положительно сказывается и на его здоровье. Помните, что игра является фундаментом развития личности ребенка.
   Игры и игрушки ребенка тесно связаны между собой. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек. Игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, должна соответствовать возрастным особенностям и различным типам игры

Дошкольное детство (3-7 лет)
     Игра становится ведущей деятельностью в жизни ребенка и приобретает отчетливый сюжетно-ролевой характер. Все многообразие игрушек приспособлено в основном для этого возраста. В это время появляются яркие отличия в игре мальчиков и девочек, и, даже играя вместе, они выполняют уже совершенно разные роли
Куклы, кукольная мебель, посуда, бытовая утварь, наборы маленького доктора, парикмахера – обязательные предметы девчоночьей комнаты. В детской мальчика – машинки, кораблики, самолетики, конструкторы, солдатики, пушечки, танки, пистолеты, ружья. Каждое время приносит свои воинственные образы. В наши дни – это динозавры, роботы, герои триллеров, которые мирно уживаются в мальчишеской комнате с традиционными солдатиками
     Взрослые, включаясь в детские игры, могут направлять их таким образом, чтобы деструктивные действия преобразовывались в безобидные или смешные: вместо взрыва – устроить салют; бороться – не с врагом, а со стихией, штормом, бурей; рисковать и отличиться – не в бою, а в опасном кругосветном путешествии
Если в игре малышей предмет определяет ее сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметную обстановку в зависимости от выбранной темы. Они часто пользуются словом, жестом, заменяя необходимые по замыслу действия. В этом возрасте большое значение приобретают игрушки-атрибуты. Например, для капитана корабля важно иметь не корабль, а бинокль, кортик, фуражку

Роль игры в развитии психики ребенка:
1.    В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками
2.    Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры.

Появляется соподчинение мотивов – "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". 
3.    В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 
4.    Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 
5.    В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 
Психологи утверждают: игра – это серьезно. Такое же отношение должно быть у взрослых к игрушке – ключевому элементу любой детской игры.

Возрастное назначение.
-Воспитательное значение обусловлено их педагогической направленностью. Влияют на умственное, физическое и эстетическое развитие детей.
-Игрушки с первых дней жизни развивают осязание, координацию, дают первое пред-ставление о форме, цвете и размере (погремушки, подвески, матрёшки, кубики и т.д.). Игрушки для физического развития. Развивают силу, ловкость, меткость, координацию (обручи, скакалки, кегли, ружья, велосипеды).
-Образно-сюжетные игрушки. Знакомят детей с окружающей средой (куклы, фигурки людей, животных и рыб, предметы домашнего обихода).
-Политехнические игрушки. Знакомят детей с наукой и техникой (конструкторы, модели машин, механизмов, и приборов, химические и электромонтажные наборы, электронные, магнитные, пневматические, радио и электродинамические игрушки).
-Знакомящие детей с трудовыми процессами (лопатки, грабли, предметы для детского технического творчества (наборы столярного и слесарного инструментов), переводные картинки, детские швейные машинки).
-Способствующие музыкальному и художественному развитию детей (детские музыкальные инструменты, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, панорамы, ёлочные и карнавальные украшения).
-Игрушки-забавы (смешные, танцующие, прыгающие фигурки животных, сказочные персонажи, головоломки и фокусы.
-Настольные игры. Развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Дошкольные.
Простейшие музыкальные, игрушки-забавы, кукольная мебель и посуда,
песочные наборы, велосипеды, транспортные игрушки, конструкторы-трансформеры, мозаика и др.
Игрушки с более сложной отделкой и конструкцией, мячи, кегли, железные дороги, тематические наборы («Детский сад», «Больница», «Магазин», «Барби» и др.), музыкальные и дидактические (обучающие) игрушки, карнавальные наборы, наборы цифр и букв, простейшие инструменты, настольные игры, книжки-панорамы, азбука, счётные палочки, велосипеды.
Мягконабивные изготавливают из искусственного и натурального меха, различных ворсовых тканей. Набивным материалом служат синтетическая вата, поролон, пластмассовые шарики.
Воспитательное значение игрушек.
- Это обязательный спутник детских игр.
- Участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребёнка.
- Отвечают за потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел. Войти в роль. Делают действия ребёнка реальными.
- Не редко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображения и чувства ребёнка.
- Приучают ребёнка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание. Вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества.
- Помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности.
- Способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей.
- Объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.
- Наиболее доступное детям произведение искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему" Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"

Задачи :Дать разъяснительное представление родителям о роли игры и игрушек в жизни детей.Дать знания родителям о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.Вооружить знаниями о целесообразном педагогиче...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы "Игра и игрушка в жизни дошкольника"

обсуждение с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника...

Игра и игрушка в жизни дошкольника

Примерные рекомендации родителям....

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра игрушка в жизни ребенка" (консультация с элементами тренинга)...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы «Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы «Игра и игрушка в жизни дошкольника»...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы «Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы «Игра и игрушка в жизни дошкольника»...