Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4-5 лет.
статья (средняя группа) на тему

Березина Елена Игоревна

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся очень заметными.

Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, развитие у ребенка умений осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению, продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На пятом году жизни наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует обучать детей правильно изменять трудные для них слова, на этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.

Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

Так же предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше, однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, его используют в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами), воспитатель добивается от детей четкости и внятности

произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно.

В средней группе формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсальна для упражнения детей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже.

Упражнение для усвоения категории винительного падежа можно включить в игру-драматизацию «День рождения куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.

Что они подарили Кате?

Миша подарил мячик, Коля – маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согласуя его с существительным.

С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.

Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?

Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Становлению грамматической стороны речи способствует художественная литература, содержащая образцы конструкций предложений, употребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др.

Слушая или пересказывая сказку, дети интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам, навыки употребления глаголов закрепляются в играх например «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, положи, рисуй, ).Для употребления глаголов создаются специальные ситуации («Вы хотите послушать сказку?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посуду?»), в повседневном общении («Маша, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок? Сережа, как ты думаешь, Поля хочет с тобой играть?»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_berezina_-1.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4-5 лет.

  На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся очень заметными.

    Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, развитие у ребенка умений осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению, продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На пятом году жизни наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует обучать детей правильно изменять трудные для них слова, на  этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.

Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

Так же предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше, однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, его используют в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами), воспитатель добивается от детей четкости и внятности произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно.

В средней группе формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсальна для упражнения детей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже.

Упражнение для усвоения категории винительного падежа можно включить в игру-драматизацию «День рождения куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.

Что они подарили Кате?

Миша подарил мячик, Коля – маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согласуя его с существительным.

С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.

Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?

Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Становлению грамматической стороны речи способствует художественная литература, содержащая образцы конструкций предложений, употребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др.

Слушая или пересказывая сказку, дети интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам, навыки употребления глаголов закрепляются в играх например «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, положи, рисуй, ).Для употребления  глаголов создаются специальные ситуации  («Вы хотите послушать сказку?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посуду?»), в повседневном общении («Маша, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок? Сережа, как ты думаешь, Поля хочет с тобой играть?»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...

Методические рекомендации по оптимизации процесса формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.

Говоря о занятиях по обучению родному языку как части единого целого воспитательно-образовательного процесса, надо подчеркнуть, что на них основной деятельностью должна быть речевая. Речевая деятельно...

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к су...

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте ставятся такие задачи как правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собст...

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребёнка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциона...