Методическая разработка «Формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Якушева Евгения Сергеевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_rr.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста»

Введение

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей и чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Одним из важных составляющих компонентов речи является её морфологическая сторона - изучающая части речи и их грамматические признаки, и помогающая облекать мысли в материальную оболочку, делать речь организованной и понятной для окружающих.

В детском саду не ставится задача изучения теоретических законов грамматики, правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи, воспитывается привычка говорить грамматически правильно. Развитие морфологической стороны речи в дошкольном возрасте сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка: сложная система окончаний существительных, усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий и т.д.

Таким образом, перед дошкольными педагогами стоит актуальная задача по формированию у детей азов грамматики, а, следовательно, и морфологической стороны речи. Ведь усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи.

1. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста

1.1 Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников

Усвоение речи ребенком - это сложный процесс, который в своем развитии проходит ряд стадий: от зачаточного (использование отдельных языковых явлений) до полного овладения языковыми нормами.

Первая стадия - пассивная речь (понимание обращенной речи), выражающаяся в действенной или ориентировочной реакции на слово.

Вторая стадия - появление активной речи.

А.Н. Гвоздев в своем исследовании формирования грамматического строя русского языка выделил три основных периода становления и развития речи ребенка и дал развернутую характеристику процесса:

Первый - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (до 1 года 10 месяцев.). Этот период включает два этапа: время однословного предложения и время предложений из нескольких слов. Характерными особенностями этого периода являются ситуативность и яркая интонационная окраска используемых слов-предложений, частичное или полное отсутствие звукового выражения грамматических отношений между словами. Особо важным моментом первого периода является начало членения слов на морфологические элементы. В данный период происходит:

Происходит двустороннее развитие предложения: синтетический (объем предложения расширяется до трех-четырех слов) и аналитический (отдельные слова, входящие в состав предложения, становятся значимыми единицами) рост предложения

Расчленение слов на морфологические элементы охватывает ряд грамматических категорий, преимущественно используемых ребенком в речи в данном периоде – существительных (единственное и множественное число, именительный, винительный и родительный падежи, уменьшительная форма) и глаголов (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время). Такое расчленение является доступным для ребенка благодаря тому, что поток звуков в речи для него неразрывно связан со значениями и в соответствии со сменой и повторяемостью разных элементов значений происходит выделение и отграничение соответствующего им внешнего выражения в звуках. В дальнейшем эти «звукозначения» станут опорной базой для самостоятельного образования ребенком новых грамматических форм слова по аналогии.

Второй - период усвоения грамматической структуры предложения (с 1 года 10 месяцев до 3 лет). Период начинается с появления морфологической членимости слов, благодаря которой ребенок в своей речи широко использует самостоятельно образованные слова и их формы как в виде образований по аналогии, так и в виде форм, совпадающих с общепринятыми. Характерной особенностью второго периода является усвоение ребенком грамматических категорий и практических типов словообразования и словоизменения, появление в речи и усвоение предлогов и союзов. А.Н. Гвоздев в этом периоде выделяет три части:

- время формирования первых форм;

- время использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей слов;

- время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

Третий - период усвоения морфологической системы языка (с 3 до 7 лет), когда происходит практическое усвоение ребенком типов склонения и спряжения. Морфологические элементы вместо смешения постепенно разграничиваются по отдельным типам спряжения и склонения, усваивается сначала система окончаний, а затем - чередования в основах [3.268].

Таким образом, освоение ребенком грамматического строя языка происходит на основе грамматической структуры предложений и в виде усвоения грамматических категорий, характеризуемых наличием определенного значения.  

В первую очередь ребенок усваивает категории с отчетливо выраженным конкретным значением (единственное и множественное число существительных, образующееся по аналогии от общей основы и легко воспринимаемое наглядно).

Категории, выражающие отношения, вызывают у ребенка определенные трудности в усвоении и правильном использовании. Например, падежи первоначально для ребенка являются лишь носителями определенных синтаксических значений, а их второстепенное значение усваивается позднее. Различение падежных форм начинается с противопоставления именительного падежа и винительного и родительного падежей. Дательный падеж появляется несколько позже. Творительный падеж появляется после 2-х лет и до 6-ти лет остается не вполне усвоенным.

Определенные трудности у ребенка вызывает использование в речи предлогов, их несоответствие или пропуск.

В период от 2 до 4 лет в речи ребенка наблюдается использование слов, имеющих окончания разных склонений, что свидетельствует об отсутствии четкой границы между склонениями. В возрасте 5-6-ти лет в речи ребенка окончания разных падежей у одного слова уже относятся к одному типу, то есть постепенно происходит окончательное разграничение склонений.

Эти ошибки, характерные для формирующегося грамматического строя речи, свидетельствуют о том, что решающим фактором в усвоении ребенком грамматического строя является функция морфологического строения элементов языка, связанная с семантикой: сложное и длительное усвоение ребенком категории рода в виду отсутствия у него отчетливого значения.

Исследования Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Д. Слобина, А.М. Шахнарович доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.

В психолингвистических исследованиях рассматривается и оформление высказывания, которое требует не только владения значениями слов, но и учета лингвистических и психологических законов их сочетания. Понимание высказывания во многом зависит от ситуации общения, от точки зрения говорящего и конструкции фразы, а также от порядка слов. Например, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что овладение грамматическим строем языка активно происходит на основе диалогической речи ребенка и взрослого.

В.И. Ядешко, изучая особенности овладения детьми различными типами и видами предложений, подчеркивала, что появление в речи грамматических оформленных предложений возможно при условии овладения ребенком достаточно большим словарем и грамматическими формами. Наблюдая за высказываниями детей во время игр, бесед, занятий, исследователь сделала вывод, что дети 3-4 лет чаще употребляют простое нераспространенное предложение, а на пятом году жизни увеличивается количество полных распространенных и сложных предложений. Этим доказывается необходимость побуждения ребенка к высказыванию мыслей в форме сложного предложения [9. 96].

Таким образом, исследования, посвященные формированию разных аспектов грамматического строя речи, показывают, что для овладения устной и письменной речью необходимо развитие чувства языка, «интуитивной», «подсознательной грамматики», создание условий для оптимального овладения языковыми закономерностями возможно в том случае, если ведущим в обучении выступает формирование языковых обобщений, которые «составляют ядро психологического механизма усвоения языка».

1.2 Особенности формирования у детей морфологической стороны речи

В дошкольном возрасте, грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка.

Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Но обеспечение ребенка богатым речевым общением, идеальными образцами для подражания, недостаточны для усвоения правильных грамматических форм и это объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической [1.400]. В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Например, ребенок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием -ом, -ем: мячиком, камнем (творительный падеж). По этому типу он образует и другие слова («палочком», «иглом»), не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания. Взрослый исправляет ошибки, закрепляя употребление правильного окончания -ой, -ей.

Исследования Г.М. Ляминой, показали, что, у детей, 3,5 лет, глаголы в процессе речевого общения употребляются преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния.

Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь.

Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3—7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2—2,5 раза употребление глаголов, в то время как в высказываниях о природе их мало (11-16%).

Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17—20%).

По мнению Г.М. Ляминой показали, что в ситуациях межличностного общения дети этого возраста произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

В старшем дошкольном возрасте уровень лексики, используемой в связной речи, характеризуется в первую очередь способностью пользоваться образными средствами: дети при характеристике предметов наряду с обозначением цвета и размера чаще начинают раскрывать и другие признаки (типа «пушистый», «скользкий»). Приобретают большую образность сложные определения: «Березы темные от заката»; «Тут солнце светит на дом, и дом как золотой». Но число таких определений в самостоятельных, не стимулируемых образцом взрослого, высказываниях не увеличивается.

Т.А. Ладыженская в своих исследованиях подчеркивает, что у части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрастает по сравнении с пятым годом жизни число глаголов и это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям.

В то же время, многими исследователями отмечено, что в старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2—3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы, в частности А.Р. Лурия, склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хороший»—«плохой» [6, 415].

2. Задачи и методика выполнения работы

Для определения методов и приемов формирования морфологической стороны речи у детей средней группы (4-5 лет) необходимо выполнить следующие задачи:

- провести практическую работу по исследованию особенностей формирования морфологической стороны речи у детей 4-5 лет;

- разработать практические занятия, способствующие формированию морфологической стороны речи.

Исследование особенностей формирования морфологической стороны речи у 10 детей 4-5 лет проводилось в следующих направлениях:

- умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

- понимание и согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).

В методике обследования использовались разные формы: наблюдение, беседа, задания на выявление уровня владения морфологическими конструкциями.

1. Детям давалось игровое задание на умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Перед ними ставили две куклы и с помощью вопросов рассматривали их вид (внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь):

- Во что одета кукла Маша? Какое у неё платье, какого цвета? (В бальное платье, синего цвета.) Какие у неё волосы? (Волосы светлые, белые.) Какого цвета на голове бант? Какие глаза? (Глаза голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (Носки, туфли.) Какого они цвета?

- Во что одета кукла Даша? Что это? (Брюки, свитер.) Какого они цвета? Что у неё на ногах? (Туфли, носочки.) Какого цвета?

- У Маши… (платье синее), а у Даши… (брюки и свитер.) У Маши волосы… (светлые, с бантом), а у Даши… (светлые, но без банта).

2. Детям было предложено задание на проверку навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).

Задание выглядело как игра "Расставим посуду на место". Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена и она очень сильно удивлялась тому, что:

- Кастрюля под столом;

- Чашки с блюдцами на окне;

- Чайник под стулом;

- Ложки и вилки в сковороде;

- Сковорода около шкафа.

Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне:

- Где стоит кастрюля? (Под столом.)

- Куда мы её поставим? (На плиту.)

- Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)

- Куда мы их поставим? (В шкафчик.)

- Ложки и вилки где лежат? (В кастрюле.)

- Куда мы положим ложки и вилки? (В стол или ящик стола.)

- Где стоит сковорода? (Около шкафа.)

- Куда мы её поставим? (На плиту около кастрюли.)

4. Характеристика навыков употребления грамматических форм детьми

По результатам обследования была составлена таблица отражающая состояние сформированности морфологической стороны речи в заданном направлении у детей среднего дошкольного возраста. (Приложение 1)

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

У большинства детей сформированы навыки использования в речи согласования имён существительных с прилагательными в роде и числе.

Во многих случаях дети затруднялись в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов.

5. Содержание и методика формирования морфологической стороны речи у детей 4-5 лет

Основное направление работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Конспекты занятий на формирование морфологической стороны речи у детей представлены в приложениях 2, 3.

При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.

Картотека дидактических игр по формированию морфологической стороны речи представлена в приложении 4.

Заключение

Морфологическая сторона речи - одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях. Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Работа по формированию морфологической стороны речи в дошкольных образовательных учреждениях проводится в следующих направлениях:

- Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

- Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.

- Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка — тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий.

Основными формами обучения грамматическим навыкам являются занятия преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций, а также работа над грамматическими ошибками в повседневной жизни.

Список используемой литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

3. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1949. – 268 с.

4. Градусова Л.В. Левшина. Н.И. Дементьева И.С. Диагностик а речевого развити я детей дошкольног о возраста: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск : МаГУ, 2010.-96 с.

5. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000

6. Сохин, Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматическим строем в свете физиологического учения И.П. Павлова / Ф.А. Сохин // Советская педагогика. -1975. - №7. - С. 42-55.

7. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспит. дошк. образоват. учрежд. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2008. – 287 с.

8. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2005. – 384 с.

9. Ядешко, В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет / В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1966. – 96 с.

Протокол определения уровня сформированности морфологических навыков

Спис. № ребенка

Результаты

1

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Согласование слов в падеже, употреблении слов с предлогами, овладение значений и употреблении предлогов усвоено

2

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены слабо. Согласование слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов усвоено частично

3

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов

4

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены слабо. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов

5

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов

6

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов

7

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов

8

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены не в полном объеме. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов

9

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов

10

Внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь куклы смог описать. Формы родительного падежа единственного и множественного числа усвоены. Затруднялся в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами, в овладении значений и употреблении предлогов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Буклет "Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста"

разработан к семинару  .Помогает нагяднее увидеть и сравнить задачи разных возрастных групп....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь- могучий фактор психического развития человека. Она влияет на формирование сознани...

ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребёнка, с познанием окружающего мира, с развити...

Методическая разработка "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со вз...