Родительский лекторий «Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательнее». (старшая группа)
материал (старшая группа) на тему

Кирюшкина Наталья Сергеевна

Родительский лекторий «Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательнее». (старшая группа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

«Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательнее».

(старшая группа)

Подготовила:

Кирюшкина Наталья Сергеевна

педагог – психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада

комбинированного вида

№ 38 «Золотой улей»

Бугульминского

муниципального района

Республики Татарстан

Бугульма, 2017 год

Родительский лекторий

«Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательнее».

Цели и задачи:

- расширить и обобщить знания родителей о значении развития внимания у детей дошкольного возраста;

- показать родителям игровые приемы и упражнения, дать практические рекомендации, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста;

- способствовать развитию сотрудничества и взаимопонимания родителей и детей, оптимизации внутрисемейных отношений.

Ход:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем лектории «Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательнее» (слайд 1). Прежде чем мы перейдем к теме лектория, предлагаю вам выполнить небольшое задание.

Умеете ли вы следовать инструкции (слайд 2)?

Выполните этот текст, имея в распоряжении три минуты.

1.До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2.Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.

3.Обведите ваше имя.

4.В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5.В каждом квадрате поставьте крестик.

6.Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7.Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер «100».

8.Громко назовите номер, который вы написали, чтобы всем было слышно.

9.Обведите этот номер.

10.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11.Обведите этот знак треугольником.

12.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

13.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении 4.

14.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленьких дырочки.

15.Громко крикните: «Я закончил!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему не у всех получилось выполнить это задание? Наверняка подвело внимание. Итак, что же такое «внимание»?

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направлено на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно.

Внимание у человека формируется с рождения. В конце первого месяца жизни у младенца появляется непосредственное внимание к сильно действующим раздражителям (громкий звук, яркий свет). Примерно с 1,5 – 2 – месячного возраста ребенок начинает концентрировать внимание на указательных жестах, движениях головы, движениях тела. Он начинает выделять лицо матери, реагировать на ее мимику. В раннем возрасте, от года до трех лет, развитие внимания происходит при освоении ходьбы, активном усвоении речи и предметной деятельности. Ребенок начинает реагировать на обращенные к нему слова, словосочетания, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления внимания окружающих людей. К 5 годам возрастают концентрация, устойчивость внимания, появляются элементы произвольности. К концу дошкольного возраста внимание становиться произвольным. Дети способны достаточно хорошо сосредоточиваться на выполнении какого-либо задания, при этом, не отвлекаясь и не делая ошибок. Но, к сожалению, в реальности не всегда так происходит.

Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, приходилось ли вам замечать, что ваш ребенок невнимателен? В чем это проявляется? Как вы думаете, что может повлиять на качество внимания ребенка?

Причины нарушения внимания могут быть разными.

Скажите, пожалуйста, может ли водитель быть внимательным на дороге, если он находится в пути 20 часов без отдыха? Конечно же, нет, потому что наступает усталость. То же самое происходит и с ребенком, когда вместо 15 – 20 минут родители заставляют его выполнять задания 40 минут и более. Или когда 4 – 7 дней в неделю ребенок загружен дополнительными кружками. Наступает невнимание от переутомления. Следует помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная, поэтому все дополнительные занятия с ребенком должны носить игровой характер и включать паузы для активного или пассивного отдыха. Это может быть прогулка на свежем воздухе или какое-то любимое занятие, когда ребенок сможет расслабиться, отвлечься.

Выполните, пожалуйста, следующее вычисление (слайд 3):

a + b = a + (37k – 1000a) = 37k – 999a = …

Скажите, пожалуйста, вам понятно, что нужно сделать?

Иногда родители говорят о том, что ребенок может длительное время играть в любимые игры, заниматься своими делами, но становится невнимательным при выполнении интеллектуального задания. Возможно, что он просто не понимает, как нужно выполнит это задание. В этом случае необходимо помочь ему, объяснить тот материал, который он не усвоил ранее, вместе разобрать несколько похожих упражнений и убедиться в том, что ребенок понял, что и как ему нужно делать.

Еще одной причиной невнимания может быть однообразная деятельность. Вспомните себя: как долго вы можете удерживать внимание, когда выполняете монотонную работу? В этом случае можно внести какую-то изюминку, например, устроить небольшое соревнование: «Кто красивее напишет букву «А»?», «Кто больше решит примеров?», а может, вы проявите фантазию и превратите скучный пример в интереснейшую историю.

Очень важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении: если он чем-то подавлен, то ему, скорее всего, трудно будет сосредоточиться на выполнении задания. Поговорите с ним, дайте понять, что вы его понимаете. Возможно, лучше отложить начатое дело и закончить его позже.

Еще одной причиной невнимания может быть наличие большого количества раздражителей в комнате. Если перед глазами ребенка находится коллекция машинок, с которой он обожает возиться, то наверняка все его мысли будут о том, как бы поскорее закончить выполнение задания и поиграть. В этой ситуации целесообразно убрать из поля зрения ребенка все, что его отвлекает.

Состояние здоровья ребенка также может быть одной из причин нарушения внимания, Если ребенок плохо себя чувствует, то ожидать безошибочного выполнения задания не приходится. А если невролог поставил вашему ребенку диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания», то в этом случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись.

Если вы исключили все перечисленные причины невнимания ребенка, тогда попробуйте потренировать этот психический процесс с помощью незатейливых игр.

1.Хлопками задайте ребенку определенный ритм и попросите его повторить.

2.Вы называете разные слова: дом, тетрадь, яблоко, суп, машина, груша, воробей, самолет и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее фрукт. Усложнение игры: ребенок хлопает в ладоши, услышав название фрукта, и топает ногами, услышав название транспорта.

3. После уборки комнаты попросите ребенка рассказать, что изменилось, например: цветы на подоконнике стоят в другом порядке или там, где раньше стояла машинка, теперь лежат гантели.

4.Игра «Хитрый счет». Участники хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» три раза мяукают. Третий раз на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами. Далее на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами, на счет «семь» семь раз хлопают в ладоши. Для усложнения можно увеличить темп игры или менять задания.

5.Упражнение «Найди отличия». Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти на них отличия.

6.Предложите ребенку найти на картинке как можно больше «спрятанных» животных.

7.Игра «Считалка – бормоталка». Предложите ребенку повторить любое короткое стихотворение. Затем предложите повторить считалку, но вместо последнего слова ребенок должен хлопнуть в ладоши. Далее ребенок повторяет стихотворение столько раз, сколько в нем слов. Каждый раз делая хлопки на последние слова, пока не прохлопает все стихотворение.

8.Предложите ребенку в тексте (газетном или журнальном), просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву. Или, например, зачеркивать букву «Л» и подчеркивать букву «В».

В мягкой форме обсудите с ребенком, что получилось, что вышло не совсем удачно. Убедите его в том, что с каждым занятием результаты будут все лучше и лучше. Для ребенка важно чувствовать вашу поддержку.

Педагог – психолог вместе с родителями встречает и приветствует детей.

1.Упражнение «Давайте поздороваемся».

Инструкция педагога – психолога: «Вместе со своими мамами и папами вставайте в круг. Будем здороваться необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – потереться носами, когда три раза – обняться. Будьте внимательны! Замечательно!

2.Упражнение «Найдите два одинаковых кубика» слайд 4.

3.Упражнение «Найдите две одинаковых коробки карандашей» слайд 5.

4.Упражнение «Найдите 5 отличий» слайд 6.

5.Упражнение «Найдите отличия» слайд 7.

6.Упражнение «Шифровка» слайды 8,9.

7.Игра «Смотри внимательно!» слайды 10,11.

8.Игра «Вежливое слово».

Инструкция. Педагог – психолог высказывает различные просьбы («попрыгайте», «закройте глаза», «дотроньтесь до мочки уха» и т.п.). Если просьба высказана с употреблением вежливых форм обращения («пожалуйста», «будьте любезны», «будьте добры») то дети и родители выполняют просьбы. Если просьба высказана без вежливых форм обращения, то дети и родители просьбу не выполняют.

9.Игра «Четыре стихии».

Инструкция. Педагог – психолог предлагает детям и их родителям: при слове «земля» - опустить руки вниз, при слове «вода» - вытянуть вперед, при слове «воздух» - поднять вверх, при слове «огонь» - вращать кистями. После того, как дети и родители освоили движения, педагог – психолог может специально сбивать участников игры, допуская намеренные ошибки. Например, сказать «Воздух!» - а показать движение «земли».

10. Игра «Будь внимателен. Слушай хлопки».

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок - принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка - позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка - возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Будь внимателен. Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

11.Игра «Магазин одежды и обуви».

Инструкция. Ведущий говорит играющим, что они отправляются в магазин. Магазины бывают разные и продают там разные товары: продукты, одежду, обувь, мебель, игрушки, посуду и т.п. Сегодня мы отправляемся в магазин одежды и обуви. Ведущий называет разные предметы, а игроки, когда услышат название одежды, хлопают в ладоши, а когда услышат название обуви - топают ногами.

12.Рефлексия (слайд 12).

В заключении я предлагаю вам передавать мяч по кругу и закончить фразу «Я понял (а): чтобы помочь ребенку стать внимательным, нужно …»

Спасибо за активность, уважаемые родители! Надеюсь, что вам удастся учесть все возможные причины невнимательности, а предложенные игры и упражнения позволят не только потренировать детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительский лекторий «Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательнее». Подготовила: Кирюшкина Наталья Сергеевна педагог – психолог Детского сада № 38 «Золотой улей»

Слайд 2

Выполните этот текст, имея в распоряжении три минуты. 1.До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте. 2.Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа. 3.Обведите ваше имя. 4.В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов. 5.В каждом квадрате поставьте крестик. 6.Напишите свою фамилию в верхней части листа. 7.Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер «100». 8.Громко назовите номер, который вы написали, чтобы всем было слышно. 9.Обведите этот номер. 10.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа. 11.Обведите этот знак треугольником. 12.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1. 13.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении 4. 14.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленьких дырочки. 15.Громко крикните: «Я закончил!» Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Слайд 3

Выполните, пожалуйста, следующее вычисление: a + b = a + (37 k – 1000 a ) = 37 k – 999 a = …

Слайд 12

«Я понял(а): чтобы помочь ребенку стать внимательным, нужно …»

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ (конспект собрания-студии с родителями детей старшей группы))

У каждого ребёнка имеется определённый запас знаний, приобретённый в детском саду, при общении со сверстниками и взрослыми, при просмотре телепередач и т.д. Этот запас знаний будет пополнятся на протя...

Как помочь ребёнку стать внимательным?

- Охота на кота. Детям предлагаются тексты, вырезанные из журналов, газет (одинаковые по количеству слов и длине). По команде, дети должны вычеркнуть из текста три буквы (К, О, Т), кто сделал это быст...

Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательным?

Портрет невнимательного ребенка. Причины недостаточного внимания. Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?...

Конспект родительского собрания "Как помочь ребёнку стать внимательнее"

В материале даны рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста, а также представлены игры и задания по данной теме....

Рекомендации родителям «Как побороть невнимательность ребенка»: как помочь исправить ситуацию

Кто такой невнимательный ребенок и что с ним делать? В данном материале Вы узнаете причины невнимательности ребенка, познакомитесь со способами работы с невнимательными детьми....

Родительское собрание "Взаимодействие ребенка и взрослого через проектную деятельность" (старшая группа)

Презентация: "Взаимодействие ребенка и взрослого через проектную деятельность"; Оргпроект собрания; Конспект собрания...