«С чего начинается песня?»
консультация на тему

Вакуленко Наталья Михайловна

Распевание и вокальные упражнения в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_raspevanie_18.02.18.docx265.72 КБ

Предварительный просмотр:

«С чего начинается песня?»

Распевание и вокальные упражнения в детском саду

 «Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых складок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства.

Распевание необходимо, особенно в младшем возрасте, когда закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования.

По программе распевание на занятиях занимает минимальное время, поэтому отношение музыкального руководителя к данному разделу должно быть более ответственным. Формальное распевание не приносит никакой пользы и вредно отражается на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей. Для распевания лучше всего брать небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальныефразы и предложения простейших песен с плавным голосоведением. Если требуется расширить диапазон голосов детей, то, безусловно, начать распевание следует со звука соль1, чтобы «достать» звук ре2, который является предельным для дошкольников звуком. Звук до1 для дошкольников - «чужой». Он звучит напряженно и невыразительно, поэтому его следует избегать. Диапазон распевок и вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен малой или большой терции. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон несколько расширяется. Об этом говорится в книге И. И. Левидова «Охрана и культура детского голоса». В старшей группе распевание следует проводить в пределах терции, а к концу года доводить диапазон до кварты. В подготовительной к школе группе распевание тоже начинать с терции, а концу года заканчивать квинтой.

Каждое вокальное упражнение имеет свою специфику, поэтому оно ставит перед педагогами и детьми различные цели и задачи.

Например, песня «Как под горкой, под горой» служит для выработки кантиленного звука. Небольшой диапазон, напевность и плавность голосоведения делают эту песню незаменимой для распевания.

Песня «Василек» имеет краткие музыкальные фразы, она так же напевна и проста. Только мелодия предыдущей песни движется поступенно снизу вверх, а в песне «Василек» - сверху вниз.

При распевании нельзя ограничиваться только одним темпом. Кроме медленного, петь в умеренном – скором и быстром темпах. Изменение темпа ведет за собой изменение длительностей и ритма. Быстрый темп помогает добиваться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет почти такую же роль, как и скороговорки в развитии речи.

Вместе с тем никогда не следует забывать о медленном темпе. Если дети будут петь лишь восьмые и шестнадцатые ноты, они никогда не научатся петь. Именно четвертные, половинные и целые длительности нот закладывают фундамент вокально-певческих навыков. Только медленный темп может научить детей протяжному, напевно-кантиленному исполнению.

Изменение темпа ведет за собой также изменение характера звуковедения. В медленном темпе лучше всего использовать легато, а в быстром – стаккато. Применение разнообразных методических приемов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения, не дает детям быстро утомляться, к тому же в таком случае дети успешнее овладевают вокально-певческими навыками.

Для распевания на одном звуке лучше всего использовать попевку «Андрей-воробей». Из-за шутливого характера текста эту песенку любят дети всех возрастных групп. Для распевания достаточно ограничиться всего лишь первым музыкальным предложением.

Эта песенка помогает детям удерживать высотное положение звука. Упражнениена одном звуке дошкольники нередко поют фальшиво. Как помочь им добиться правильного интонирования?

В понимании детей звук можно «положить» куда-либо. Некоторые физические явления дошкольники осуществляют и придают им предметные значения. Стало быть, дети могут «перекладывать» звук с полки на полку. Особенно это легко продемонстрировать на фланелеграфе. Показывая движением руки, как петь, выше или ниже - помогает воспитанникам точнее интонировать звуки, особенно когда распевка построена на звуках различной высоты с модуляцией в разные тональности.

Говоря о вокальных упражнениях, невольно хочется сравнить их с физическими упражнениями типа разминок. Известно, что волейболисты, упражняясь с одним и тем же мячом, проделывают свыше десяти манипуляций (удары по мячу снизу, сверху, сбоку с различной силой и быстротой). Точно так же происходит и с вокальными упражнениями. Только здесь совсем другие манипуляции.

Многократный повтор упражнения немыслим без варьирования, без постановки новых задач. Дети привыкают к методическим приемам, которые часто используются педагогом на музыкальных занятиях. Вполне понятно, что если они будут распеватьпопевку только в одном темпе, к которому привыкают, то в быстром темпе уже не споют как положено. Но если дети регулярно распеваются в разных темпах, то естественно, дети без труда споют в любом темпе. Однообразный темп распевокпротиворечит основам современного хороведения.

Творческая работа музыкальных руководителей заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения, нужно постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда и исходит выбор диапазона, темпа, характера звуковедения. Здесь всегда можно внести элемент новизны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...