Консультация "Защита ребенка от наркозависимости"
консультация на тему

Консультация "Защита ребенка от наркозависимости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zashchita_rebenka_ot_narkozavisimosti.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Защита ребенка от наркозависимости»

        Наркотики, алкоголь, табак и дети... Эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков, алкоголя, никотина  год от года растет. Среди них – не только дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но и внешне благополучные дети, не вызывающие особых тревог у педагогов и родителей.

        Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых, но мы твердо убеждены – формировать «иммунитет» против ПАВ следует с раннего возраста.

        Необходимо выработать стратегию и тактику профилактической работы, позволяющую воспитывать у детей правильное антинаркотическое поведение. В настоящее время установлено, что причиной приема наркотиков является так называемая психологическая готовность детей к аддиктивному поведению, т.е. готовность к употреблению одурманивающих веществ. Признаками такой готовности являются:

  • неумение преодолевать трудности;
  • отсутствие способности налаживать отношения с окружающими;
  • неспособность регулировать собственное поведение.

Все это является следствием нарушения воспитания, искажающего процессы социализации личности (т.е. полноценного вхождения человека в общество).

        Готовность к аддиктивному поведению формируется, когда оказываются нереализованными социальные потребности ребенка:

  • потребность в позитивной оценке авторитетных для него взрослых (безусловная любовь к ребенку и адекватная оценка);
  • потребность в самоуважении (осознание ребенком своей индивидуальности, неповторимости);
  • потребность в общении (со взрослыми и сверстниками).

        Удовлетворять детские потребности, особенно в дошкольном возрасте, призвана, прежде всего, семья, которая также играет главную роль в передаче нравственных ценностей детям. Семья – основной институт социализации человека. Здесь ребенок усваивает родной язык, культурные и социальные правила поведения и нормы, получает необходимую безопасность. Ошибки семейного воспитания, особенно в период «большой социализации» (А.В. Мудрик) ребенка в возрасте от 0 до 7 лет, заставляют его потом, в подростковом возрасте, искать понимания, общения, возможности проявить себя, самореализоваться уже вне семьи – и иногда в рамках аддиктивного поведения. Именно поэтому профилактика наркомании у дошкольников предполагает прежде всего установление позитивных детско-родительских отношений, которые позволили бы ребенку удовлетворять личностно значимые потребности, т.к. обстановка в семье является решающим фактором антинаркотического воспитания. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье.

        Как было отмечено, в дошкольном возрасте реализуется первый этап развития аддиктивного поведения. Это познавательный этап, который начинается в 3-5 лет и длится до 8-9 лет. В этот период ребенок впервые знакомится с ситуацией злоупотребления психоактивными веществами взрослыми (это алкоголь, табакокурение). Дети начинают подражать взрослым, переносят такие формы поведения в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте идет накопление информации, в том числе и наиболее запоминающейся, запретной, т.к. запрещенная информация, подпитывая любопытство детей, усваивается лучше.

        Вместе с тем, говоря об экологии детства, Е. Погодина подчеркивает, что дошкольники просто не в состоянии «переварить» всю «правду о жизни», а излишняя информация об устройстве организма и влиянии наркотиков на здоровье может вызвать у детей устойчивое чувство страха за себя и своих близких. Следовательно, для профилактики наркомании в дошкольном возрасте нужно, прежде всего, не вдаваться в специфические подробности употребления наркотиков, не запугивать ребенка этими людьми (ведь он запомнит только страх, а не его причину), не рассказывать в подробных деталях о последствиях применения наркотиков, а принимать профилактические меры, организуя работу с родителями. При этом следует учесть, что без инициативы и заинтересованности родителей реализовать программу антинаркотического воспитания просто невозможно. Согласно данным проведенных исследований, меры, предпринимаемые родителями, - это фактор, оказывающий наибольшее влияние на поведение детей, которые воздерживаются от употребления наркотиков.

        Следовательно, раннее антинаркотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений и реализовываться посредством:

  • ориентирования на здоровый образ жизни, вырабатывания ценностного отношения к своему здоровью, адекватной регуляции своего состояния и самочувствия (обучение способам саморегуляции);
  •  формирования чувства собственного достоинства, позитивной самооценки (работа по формированию адекватной самооценки у ребенка в детском коллективе, реализация позитивного родительского плана детско-родительских отношений);
  • обучения ребенка безопасному поведению, приемам выхода из конфликтных, небезопасных ситуаций, даже при давлении извне, то есть умение сказать «нет»;
  • создания правильных представлений о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, управления чувствами;
  • формирования навыков определения круга действительных ценностей семьи;
  • воспитания навыков принятия самостоятельных ответственных решений, отстаивания своих убеждений, развития самостоятельности и самоконтроля.
  • правильно организованного детского досуга.

     Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.

        И самое главное, помните, что родители воспитывают своих детей не только словами, но и собственным примером!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)

Антинаркогенная программа поможет решить вопросы профилактики употребления психоактивных веществ старшими дошкольниками....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Организация профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Анкета, составленная мною, для педагогов-дошкольников, направленна на выявление уровня знаний педагогов по организации профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательн...