КОНСУЛЬТАЦИЯ О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
статья по теме

Афонина Валентина Петровна

«Речевые нарушения у детей»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 

О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

ПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semey.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА  С  СЕМЬЕЙ

«Речевые нарушения у детей»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

О СПЕЦИФИКЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

ПРИ НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Время появления первых слов у ребенка с нарушениями развития не имеет резкого отличия от нормы. Однако, сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение  сугубо индивидуальны.

            Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и

4-6 лет.

            Интересно отметить, что современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком 2,5 – 3 лет, а не 4 -5, как это было раньше.

             Уже первые слова ребенка могут сигнализировать о неблагополучном начале развития речи: «ма» - вместо «мама», «па» - вместо «папа», или слово «папа» относят к отцу и другим лицам.

              Независимо от того, начал ли ребенок произносить первые слова целиком или только отдельные их части, необходимо различать «безречевых» детей по уровням понимания ими чужой речи. У одних детей уровень понимания речи включает  в себя довольно тонкое понимание значений слов. О таком ребенке родители обычно говорят: «Он все-все понимает, вот только не говорит».

              Другие дети с трудом ориентируются в обращенном к ним словесном матери-але. Яркой особенностью неправильного развития речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае ребенок повторяет только первоначально приобретенные слова /чаще всего их не более 10/, но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место и при нормальном речевом развитии, но не более, чем в течение 5-6 месяцев после появления 3-5 слов.

               В дизонтогенезе речи /нарушенном развитии/ указанное явление может иметь место в течение нескольких лет жизни ребенка. Такое состояние речи у дошкольника с сохранным интеллектом и слухом диагностируется как жлементарный мутизм /избирательный отказ от речи/.

               Возникновение активного желания имитировать слова взрослого обеспечивает ребенку его перевод из категории «неговорящих» в категорию «плохо говорящих».

               Интересной особенностью аномальной детской речи является стремление ребенка к употреблению открытых слогов (котик – котика, мяч – мяса, гвоздь – гозя,

автобус -  буся). Ребенок как бы достраивает слово. Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога тоже характерный симптом для детей с нарушением речевого развития. Он сопутствует им в течение долгих лет жизни.

По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнару-живается, как только ребенок сталкивается со словом сложной слоговой структуры

/  «матаней» -«милиционер», «весипедис» - «велосипедист»…/.

               

                 Характерной особенностью нарушенного развития речи является неумение объединять слова в простейшие двусоставные предложения.  Но наступает момент, когда ребенок связывает приобретенные слова друг с другом. Характерной чертой этих словесных комбинаций является то, что слова, соединенные в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой.

                 Хаотичные сочетания слов используются ребенком в какой-то одной форме, не изменяются по падежам, числам, лицам, временам.

                  Одни дети имеют очень убогий глагольный словарь, заменяя названия действий одним общим словом «деи» - «делает», другие знают названия нескольких действий, но у них отсутствуют окончания изъявительного наклонения «-ет», «-ит»…

                  Из-за дефектов произношения, аграмматизмов и укорочения длины слов, высказывания детей непонятны окружающим. Например, «Девочка несет флажок» -

«Де аси  азо».

                  Уже на самых ранних этапах развития родного языка у детей с нарушениями развития речи обнаруживается острый дефицит  в тех или иных моментах языка, которые являются носителями грамматических значений.

                  Возраст, когда дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложении, может быть самым различным: 3, 4, 5 и в более поздний период.

                  Динамика речевого развития при разных формах недоразвития речи бывает разной. Очень многое зависит от того, как внимательно относятся к ребенку взрослые. Если вы заметили, что ваш малыш отстает от сверстников по развитию общей моторики речи, обязательно проконсультируйтесь у специалистов. Занимайтесь с ребенком, больше говорите, рассказывайте обо всем, что окружает вас. Ваше терпение и любовь помогут преодолеть все тредности.

МАТЕРИНСКИЙ ГЛАЗ – АЛМАЗ,

А СЛОВО – ЗОЛОТО.

           Если ребенок говорит не более 3-5 слов, и у него отсутствует речевое подража-ние, избегайте стимулирования речевого развития словами: «скажи», «повтори»,

«назови».

           С такими детьми необходимо проводить подготовительную работу, которая заключается в том, чтобы научить их воспринимать, понимать, реагировать на слова взрослого. И даже в том случае, если ребенок, по мнению родителей, делает это хорошо, советуем проработать  с ним предлагаемый материал первых тем занятий и выполнить то, о чем вы просите. Не огорчайтесь, если на первых этапах работы придется прибегать к неоднократным повторениям.

  • Итак, сначала научите ребенка показывать то, что вы попросили, кого называли: «покажи папу, бабушку, маму»… Если, кроме этого, ребенок может называть родных, встретьте это радостным одобрением, даже если слова грубо искажены ( «ма» - «мама», «Ле» - «Оля»…).
  • Если дети хорошо выполняют просьбы, совершают разнообразные действия с предметами и игрушками, рассматривайте с ними картинки по тематике ваших занятий.

 

  • Рассматривая сюжетные картинки, расскажите ребенку их содержание. Можно использовать детские журналы, «Букварь», «Русский язык в картинках». Избегайте прямых вопросов по картинке: «Кто это?» или «Что это?» Пусть ребенок показывает то, что он умеет делать сам, а в чем-то ему поможет мама.
  • Читая детям, отстающим в развитии, книжки и стихи, постарайтесь тоже учесть наши советы. Не увлекайтесь длинными текстами со сложными словами.
  • Не бойтесь читать и рассказывать один и тот же текст по нескольку раз, но только с обязательным перерывом во времени, например, через 2-3 дня. Дети любят то, что им знакомо. При повторном чтении задавайте вопросы по тексту, предложив ребенку ответить на них показом или каким-нибудь звукосочетанием.
  • В предложенных играх-заданиях почаще спрашивайте звукоподражание. Ребенок должен произносить его 4-6 раз: это способствует развитию артикуляции звуков и удлинению речевого выдоха. Хорошо сочетать произно-шение звукоподражания с движениями: имитируя с ребенком танец куклы, предложите ребенку подавать голос /топ-топ, хлоп-хлоп/ и притопывать ногой или хлопать в ладоши.
  • Поощряйте любой ответ ребенка: показ картинки, жесты, звукоподражание, нечленораздельные фрагменты слов. У ребенка должна создаться потребность общаться со взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре.

                                Терпение и труд – все перетрут.

Список литературы:

  1. Л.С. Белова, О.В. Звержевич  «Поговори со мною, мама»
  2. И. Селиверстов «Игры в логопедической работе»
  3. И. Лопухина «550 игр и упражнений по логопедии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее образование в процессе обучения родному языку на дошкольной ступени

Статья посвящена актуальным проблемам развития родного языка в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе....

Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи".

Консультация для родителей "Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи"....

Консультация для педагогов "Обучение детей родному языку"

В материале раскрываются проблемы обучения чувашскому языку...

Консультация учителя-логопеда «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

   Сегодня я коротко привлеку ваше внимание к речи детей подготовительного возраста. Я подскажу Вам, как можно самим проверить речь своего ребёнка и что сделать, если у Вас возникли с...

Консультация для родителей на тему: «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

laquo;Родной язык – святой язык, отца и матери язык,Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,А сказки бабушки потом я научился пони...