Родительское собрание "Растим любознательных"
консультация (средняя группа) на тему

Носова София Сергеевна

Целью проведения собрания является вовлечение родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности у детей дошкольного возраста и определение факторов, влияющих на развитие любознательности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_lyuboznatelnye.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ПЕТУШОК»

Родительское собрание

«Растим любознательных»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Воспитатель: Носова С.С.

ПРОКУДСКОЕ 2018

Цель: вовлечение родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности у детей дошкольного возраста и определение факторов, влияющих на развитие любознательности дошкольников.

Подготовительный этап: анкетирование родителей, создание презентации, подготовить карточки с вариантами ответов, пазл с выводами, памятки, приглашения.

Организационный этап: подготовить музыкальный зал, места для команд Знаечек и Умеечек, оформить выставку книг для детей, место (ширма или доска) для сбора пазла.

Ход.

Слайд1

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Слайд

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Слайд

(музыка из передачи «Сто к одному») Сегодня мы проведём родительское собрание в виде игры «Сто к одному». Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей. Родители уже поделились на две команды: Знаечки и Умеечки. По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем вывешивать на доску.

Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность? (Ответы родителей) 

Слайд

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Слайд

Итак, начинаем нашу игру. Каждая команда получает по карточке, на которых написано несколько вопросов, которые нередко задают дети. (Раздаются карточки с 6-7 вопросами).

- Я попрошу выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег?

7. Почему надо учиться?

- Итак, время закончилось. Какой первый по популярности вопрос вы выбрали? (Ответ команд поочерёдно. На экране появляется первый вопрос).

- Какой второй вопрос вы выбрали? (Ответ команд поочерёдно. На экране появляется второй вопрос)

- Какой третий вопрос выбрали команды? (Каждая команда зачитывает свой вопрос. На экране появляется третий вопрос). Сколько совпадений у каждой команды? Хорошо! Эти вопросы мы выявили в результате анкетирования родителей, наблюдений за детьми. Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод?

Слайд

Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (Вывешивается вывод на доску)

Слайд

А как, по-вашему, отвечать на детские "почему", чтобы интерес, заключенный в вопросе не угасал, а развивался? Представьте такую ситуацию:

Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: «Мама, почему идёт дождь? » Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей)

Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет.

Слайд

Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию: Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: «Мама, как называется эта бабочка? » Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам: «Для чего мама предложила это ребёнку? ». На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд)

Слайд

Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

Слайд

А мы с вами делаем следующий вывод (на доску): отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

Слайд

Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу. Уважаемые родители, какие книжки лучше выбирать для детей? (Даются книги разного формата и разной толщины).

Выберите, пожалуйста, одну книгу, которую вы бы приобрели для ребёнка 4-5 лет. Время на задание 30 сек. (Ответы родителей) 

- Почему вы выбрали именно эту книгу?

Слайд

По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Слайд

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины.

Вам предлагаются карточки, в которых нужно определить последовательность знакомства с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек. (Даются карточки). Посмотрите на экран и проверьте сами себя.

Слайд

На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки «Идёт коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и т. д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор. Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического. (Потешки для детей 4-5 лет)

Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте. (Русские Про Иванушку-дурачка. Обраб. М. Горького; Лисичка-сестричка и волк. Обраб. М.Булатова; Зимовье. Обраб. И.Соколова-Микитова; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Обраб. А.Н.Толстого; Журавль и цапля. Обраб. В.Даля; Лиса и козёл. Обраб. О.Капицы; Лисичка со скалочкой. Обраб. М. Булатова; Жихарка. Обраб. И.Карнауховой; Чудесные лапоточки. Небывальщина. Обраб. Н.Колпаковой.

Разных народов Мордовская. Как собака друна искала. Обраб. С.Фетисова; Украинская. Колосок. Обраб. С.Могилевской; Английская. Три поросёнка. Пер. С.Михалкова; Немецкие. Из сказок братьев Гримм: Заяц и ёж. Бременские музыканты. Пер. А.Введенского; Японские: Врун. Ивовый росток. Пер. Н.Фельдман.)

После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки. (М.Горький. Воробьишко; Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост; Т.Александрова. Светофорчик; В.Бианки. Первая охота; Ю.Дмитриев. Что такое лес; С Козлов. Как ослику приснился страшный сон. Зимняя сказка; М.Москвина. Что случилось с крокодилом?; Э.Мошковская. Чужая морковка. Вежливое слово; Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги); В.Осеева. Волшебная иголочка; Г.Остер. Одни неприятности. Эхо. Хорошо спрятанная котлета; Д.Самойлов. У слонёнка день рождения; Р.Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках; Г.Цыферов. В медвежачий час (главы из книги); В.Чирков. Что натворило «Р».

Г.Х.Андерсен. Огниво. Стойкий оловянный солдатик; Э.Аттли. Про маленького поросёнка Плюха; А.Баллинт. Гном Гномыч и Изюминка; Д.Биссет. Вступление. Про поросёнка, который учился рычать на тигров; Э.Блайтон. Знаменитый утенок Тим; Х.А.Ланглесия. Крокодиловы слёзы; А.Милн. Винни Пух и все-все-все; Д.Радович. Крокодил; Дж.Родари. Собака, которая не умела лаять (из книги «Сказка, у которой три конца»); Э.Хогарт. Мафин и его весёлые друзья; Т.Эгнер. Приключения в лесу Ёлки-на-горке.)

И уже, начиная с 4-х летнего возраста, детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах. (В.Бианки. Подкидыш; А.Введенский. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке (главы из книги); В.Вересаев. Братишка; С.Воронин. Воинственный Жако; Л. Воронкова. Как Алёнка разбила зеркало (главы из книги «Солнечный денёк»); В. Драгунский. Тайное становится явным; Р.Зелёная, С. Иванов.  Ворона; М. Зощенко. Глупая история. Показательный ребёнок; Е. Ильина. Чик-чик ножницами; Ю.Казаков. Зачем мыши хвост; Н.Носов. Заплатка. Затейники; Л.Пантелеев. На море (главы из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Е.Пермяк. Торопливый ножик; М.Пришвин. Журка. Ребята и утята; Н.Романова. Котька и птичка. У меня дома пчела; Я.Сегель. Как я был обезьянкой; Н.Сладков. Неслух; Е.Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой. Почему Тюпа не ловит птиц. Лисята. Воробей.

Л.Берг. Пит и воробей; С.Вангели. Подснежники; И. и Л. Сандберг. Мальчик и сто автомобилей; Д.Эдвардс. Шалунья-сестричка.)

Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.

Слайд

Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии) (на доску)

Слайд

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный) спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам. Придумайте загадку и загадайте её команде напротив.

Слайд

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька.

Слайд

На карточках даны загадки. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:

1-й команде «Надевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином». (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

2-й команде «Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна, туя, кедр, пихта) Послушаем отгадки на загадку «Надевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином». А сейчас отгадки на загадку «Зимой и летом одним цветом».

Слайд

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Слайд

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: «Ура! Наши победили!» Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.

Слайд

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло? Итак, задание командам: команда «Умеечек» доказывает, что компьютер нужен ребёнку дошкольного возраста, а команда «Знаечек» доказывает противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди. (Когда у команды «Знаечек» закончатся доводы, педагог делает заключение)

Слайд

Компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т. д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Итак, последний вывод нашей дискуссии: необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

Слайд

Итак, уважаемые родители! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей «Как развивать любознательность у ребёнка». Это и есть решение нашего родительского собрания.

Слайд

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно.

Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

Решение собрания:

  1. Создать условия для развития детской любознательности.
  2. Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников.
  3. Придерживаться рекомендаций памятки «Как отвечать на детские вопросы».
  4. Пополнить предметно-развивающую среду группы играми развивающего характера.

и!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Растить любознательных»

Родительское собрание «Растить любознательных» Подготовка ХОД СОБРАНИЯ ...

Растить любознательных. Родительское собрание.

Рекомендации родителям: как развивать любознательность дошкольника. Рабочие материалы к собранию - выступление, диагностика, анкета, памятка для родителей....

Растим любознательных. Практический материал к родительскому собранию.

Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть...

Родительское собрание на тему "Растить любознательных".

Целью собрания является, обучение родителей правильно развивать познавательную активность у детей. Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него....

Воспитание любознательности средствами природы. "Круглый стол" (Родительское собрание)

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание. "Любознательные почемучки или ребёнок пятого года жизни"

В презентации рассматриваются особенности развития детей пятого года жизни....