Приобщение детей к традиционным русским праздникам
статья на тему

Мишкина Вера Николаевна

В статье представлен материал о  необходимости ознакомления детей с традиционными русскими праздниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_priobshchenie_detey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

   ГБДОУ

Детский сад № 82

компенсирующего вида  

Невского района

Санкт-Петербурга

В.Н. Мишкина

Статья

«Приобщение детей к традиционным русским праздникам»

Жизнь русских людей  всегда состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Отличительной чертой будничной жизни была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степенность разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира.

   Будням противопоставлен праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.

   Праздничных дней в России до XIX века было много: 145-150 дней в году.

Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми праздниками, так как начинаясь в декабре, когда солнце «поворачивалось на лето», они продолжались весь год и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были Святки, Масленица, Ивано-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те праздники, которыми отмечались четыре самых важных природно-астрономических явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие.

   Наряду с древними земледельческими праздниками в русском быту было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться после принятия на Руси христианства, и получили окончательное оформление в народной среде к XVIв. Праздники проводились в честь значительных событий священной истории, особо чтимых святых, чудотворных икон. Постепенно древние обряды влились в христианские праздники, обогатив их событиями из жизни природы, столь близкой земледельцу. Так сформировался крестьянский “круглый год”. в этом праздничном круге важнейшие события духовной истории согласовывались с генеральными этапами жизни “матери сырой земли-кормилицы”, пробуждаемой к творческой жизни трудом человека.

   Эпоха Петра Великого стала временем зарождения в России гражданских праздников. Среди них можно назвать празднества встречи Нового года, в честь побед русского оружия. Морские, тезоименитства императорской семьи. Все перечисленные праздники составляли единую праздничную картину жизни русского народа.

   Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, то есть двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а так же еще пять, посвященных евангельским событиям.

   Наиболее почитаемыми были: Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января), Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля), Святая Троица (отмечается на 50-тый день после Пасхи), три осенних праздника, посвященных Богоматери – Успение (28 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Покров (14 октября), а кроме того, Иванов день (7 июля), Петров день (12 июля), Ильин день (2 августа), Никола зимний (19 декабря), Егорьев день

(6 мая). Большим праздником считался храмовый, престольный праздник, проводившийся в честь святого покровителя села, деревни, городского квартала. Среди праздников, восходящих к древней земледельческой традиции, почиталась Масленица.

   Наряду с большими праздниками внутри общин справлялись и малые: в честь святых покровителей различных ремесел, в память местночтимых святых, в дни начала и окончания полевых работ. Малыми праздниками считались так же кануны больших праздников, например, сочельники, воскресенье перед Масленицей, суббота перед Троицей, пятница перед Ильиным днем. О таких праздниках говорилось: “Сколько дней у Бога в году, столько святых в раю, а мы, грешные, им празднуем”. Важным праздником в России считалось воскресенье. В древности этот день назывался “неделя”, то есть время, когда нельзя работать (“делать”), надо отдыхать и молиться Богу. С конца XIII-  начала XIV веков этот день получил в память о воскресении Христовом свое современное название.

    Все праздники отмечались всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни. Игнорирование празднества людьми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. Кроме общинных, в русском быту существовали праздники семейные, в том числе именины. Свадьба, крестины, похороны, отмечались в семейном кругу, с участием других членов общины.

   Каждый из праздников имел свою,  отмеченную данной традицией программу, своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, песни, словесные формулы, нередко и свои специфические блюда. В то же время праздники имели много общего. Необходимыми элементами многих из них был молебен и крестный ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды и хмельных напитков, пляска, игры, посещение ярмарок с их балаганами, каруселями, медвежьими потехами. В программу праздничных дней включалось так же выполнение обрядов и обычаев годового цикла, связанных с хозяйственной деятельностью русского земледельца.    

   Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважения. Оно выражалось прежде всего в прекращении всех дели работ: “День свят – все дела спят”, в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении людей быть красивыми и нарядными,  в желании сделать общение более радостным и приятным. Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу, и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одетые люди – неуважением к празднику.

   Праздничный день требовал преображения.. деревня выглядела обновленной. Улицы были очищены от грязи и снега, сорная трава скошена, фасады домов отремонтированы. Праздничный облик внутри дома достигался благодаря идеальной чистоте, новыми половиками, полотенцами с “украсами”, развешанным у окон и в красном углу, затепленным у икон лампадам, расставленной на полках праздничной утвари, и даже растворявшимся повсюду запахом пирогов (слоао “пирог” образовано от корня “пир”). Люди появлялись в церкви и на улице в “доброй”, то есть красивой, добротной одежде, “достойной дню”: чем значительнее праздник, тем ярче и богаче костюм.

   Кроме того, праздник требовал подчеркнутого, уважительного отношения людей  друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже к незнакомым, нищим, странникам. А так же участие всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе.

   Праздники играли значительную социальную роль в жизни русских людей. Прежде всего они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне. Молебен и крестный ход, общая праздничная гульба – все это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздник на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Обсуждение важных новостей помогало осознанию общих интересов жителей не только одной общины, но и всего уезда, губернии, страны. Немало важно и то, что праздники, с их гуляньями, весельем, плясками, песнями, кулачными боями, общением молодежи, позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение других членов общины, передать свои умения молодежи.

 Праздник считался совершенно необходимым для человека в круговерти жизни: “Мы целый год трудимся для праздника”, “Жизнь без праздника, что еда без хлеба”. Праздник воспринимался как дело святое, угодное Богу и святым: “Праздник – есть наш долг Богу”.

 Праздник требовал подчеркнутого, уважительного отношения людей  друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже к незнакомым, нищим, странникам. А так же участие всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе.

Немало важно и то, что праздники, с их гуляньями, весельем, плясками, песнями, кулачными боями, общением молодежи, позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение других членов общины, передать свои умения молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по приобщению дошкольников к традиционной русской народной культуре.

Советы родителям по приобщению дошкольников к традиционной русской народной культуре....

Методическая разработка "Народная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре."

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуаци...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством плетения из лыка традиционной и обрядовой куклы»

1.  Формировать представления детей о традиционных и обрядовых куклах,    изготовленных из лыка.2.  Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении...

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

рекомендации родителям по приобщению дошкольников к традиционной русской народной культуре.

Рекомендации родителям по приобщению дошкольников к русской народной культуре....

Весна пришла!Тематический праздник Веснянка!Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях.

Игра-упражнение “CОЛНЫШКО” (На развитие общей моторики, проводится под музыку) Маленькое солнышко Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко) А большое солнце, Вижу из окошка...