«Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством плетения из лыка традиционной и обрядовой куклы»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

1.  Формировать представления детей о традиционных и обрядовых куклах,

    изготовленных из лыка.

2.  Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении

    предметов, материалах, характерных признаках.

3.  Обучать детей работе с лыком (скручивание, плетение, выравнивание,

    обрезка)

4.  Развивать у детей интерес к традиционной игрушке, умение узнавать

    знакомые образы (солнышко, птица, конь, барышня, коза и др.), видеть

    их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства

    выразительности (элементы украшений).

5.  Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для

    оформления детского сада, дома.

6.  Воспитывать интерес и уважение к русской истории, традициям народа.

7.  Развивать мелкую моторику (через завязывания узелков из различных

    видов нитей, плетение из лыка, работу с ножницами).

8.  Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

9.  Приобщать детей к истокам русской народной культуры через потешки,

    сказки, поговорки, пословицы.

10. Познакомить детей с русским народным костюмом, его основными частями:

    рубаха, сарафан или понёва, фартук, душегрея, головной убор;

    декоративными украшениями: кайма, вышивка, кружева. Выделить различия

    народного костюма в зависимости от места жительства (южные, северные

    области, Центральная Россия), семейного положения.

11. Дать представление о том, что народный костюм является частью русской

    культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pletenie_iz_lyka-sistema_raboty.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 комбинированного вида

Петродворцового района  Санкт-Петербурга

                                                          Система работы по теме

                     «Приобщение детей к истокам русской  

                 народной культуры посредством плетения

                 из лыка  традиционной и обрядовой куклы»

                                                              Воспитатель

                                                              Кислякова

                                                              Татьяна

                                                              Олеговна

                                       Петергоф, 2019

Цель: Познакомить детей с историей страны на примере традиционной и

      обрядовой игрушки из лыка, воспитывать интерес к народным промыслам.

Задачи:

 

1.  Формировать представления детей о традиционных и обрядовых куклах,

    изготовленных из лыка.

2.  Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении

    предметов, материалах, характерных признаках.

3.  Обучать детей работе с лыком (скручивание, плетение, выравнивание,

    обрезка)

4.  Развивать у детей интерес к традиционной игрушке, умение узнавать

    знакомые образы (солнышко, птица, конь, барышня, коза и др.), видеть

    их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства

    выразительности (элементы украшений).

5.  Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для

    оформления детского сада, дома.

6.  Воспитывать интерес и уважение к русской истории, традициям народа.

7.  Развивать мелкую моторику (через завязывания узелков из различных

    видов нитей, плетение из лыка, работу с ножницами).

8.  Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

9.  Приобщать детей к истокам русской народной культуры через потешки,

    сказки, поговорки, пословицы.

10. Познакомить детей с русским народным костюмом, его основными частями:

    рубаха, сарафан или понёва, фартук, душегрея, головной убор;

    декоративными украшениями: кайма, вышивка, кружева. Выделить различия

    народного костюма в зависимости от места жительства (южные, северные

    области, Центральная Россия), семейного положения.

11. Дать представление о том, что народный костюм является частью русской

    культуры.

Система работы представляет собой ежемесячное планирование разнообразных форм совместной образовательной деятельности с детьми старшего и подготовительного к школе возраста и организацию самостоятельной деятельности через активное наполнение развивающего образовательного пространства  группы. Привлечение родителей воспитанников посредством интерактивных форм работы с использованием образовательного пространства сада (комната быта) и других  социальных институтов ( музеи, библиотеки,  русская деревня «Шуваловка»).

Приложением к системе работы являются:

  • «Книга народной мудрости» - сборник потешек, пословиц, поговорок, сказок, скороговорок
  • поэтапное описание работы по плетению из лыка традиционных и обрядовых кукол.

М.

Совместная образовательная деятельность

(тема, цель)

Самостоятельная деятельность

( организация развивающей среды)

Работа

с родителями

                 

   Работа с

   кадрами

10.

«Золотое лыко»

Познакомить детей с лыком, его свойствами.

Картинки деревьев (с которых добывают лыко), фотографии, игрушки сделанные из лыка.

Анкетирование.

Выявить знания родителей о лыке, о традициях русского быта. Где применяется в быту.

Анкетирование.

Выявить знания педагогов о применении лыка, его свойствах.

11.

12.

1.

2.

3.

4.

5.

10.

11.

12.

1-2

3-4

5.

«Волшебные узелки»

Знакомство с различными видами ниток и ленточек изготовленных из разных материалов (шерсть, хлопок, шелк, лен)

Развитие мелкой моторики через завязывание узелков, бантиков.

«Веничек благополучия»

Познакомить детей с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. 18 января – последние святочные гадания.

Изготовление подарка для родителей «Веничек благополучия».

«Солнышко-колоколнышко»

Продолжать расширять представления детей об искусстве лыкоплетения, учить видеть красоту и разнообразие методов украшения сделанных изделий. Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

«Здравствуй Масленица»

Познакомить детей с последним зимним праздником Масленица – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящен солнцу и завершает зимний период праздников. Коллективное изготовление куклы Масленица.

Познакомить детей с русским женским костюмом.

«Птичка-невеличка»

Познакомить детей с первым весенним народным праздником «Сороки» (прилет птиц). Дать представление о весенних православных праздниках Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха. Приобщать детей к традиции изготовления «кукушечки» (плетение весенней птички).

«Петушок-золотой гребешок и курочка-рябушечка»

Приобщать детей к традиции изготовления «курочек».

«Ивашка-красная рубашка»

Познакомить детей с русским мужским костюмом. Учить различать костюм повседневный и праздничный.

Дать представление о том, что народный костюм является частью русской культуры. Изготовление из лыка куклы «Ивашка».

«Неразлучники»

Расширять представления детей об искусстве плетения из лыка. Продолжать расширять представления детей о народном костюме. Воспитывать дружеские, уважительные отношения друг к другу.

«Коза-дереза всем ребяткам гроза»

Продолжать расширять и закреплять знания детей о плетении лыковых кукол. Учить плести козочку по операционным картам.

«Счастливого Рождества» (обрядовый веничек). Познакомить детей с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. 18 января – последние святочные гадания.

Изготовление подарка для родителей «Веничек благополучия».

«Солнечная лошадка»

Закреплять знания детей об искусстве плетения лыковой игрушки. Учить выделять особенности и варианты выполнения коня. Составить коллективную композицию для оформления группы – веселая ферма. Воспитывать любовь к живой природе.

«Бычок-лыковый бочок»

Продолжать закреплять знания детей об искусстве плетения лыковой игрушки. Учить выделять особенности и варианты выполнения бычка. Составить коллективную композицию для оформления группы – веселая ферма. Воспитывать любовь к живой природе.

«Козлик золотые рожки»

Продолжать закреплять знания детей об искусстве плетения лыковой игрушки. Учить выделять особенности и варианты выполнения козлика. Составить коллективную композицию для оформления группы – веселая ферма. Воспитывать любовь к живой природе.

Чтение сказки «Волшебный клубочек», иллюстрации к сказке, нитки разной структуры и цвета, парик для плетения косичек, ленточки для завязывания бантиков, дидактическая дощечка «Заплети косу»

Народные песни: «Зимушка, зимушка, ты пришла», «Во горнице» (плясовая), «Веники» (шуточная). Разучивание колядок. Рассматривание картин русских художников Н.Пимоненко «Святочное гадание»; К.Брюллов «Гадающая Светлана»;(илл. К повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»; И.Крамской «Святочное гадание». Посещение мини музея (рассматривание старинных веников).

И.Левитан «Солнечный день»; иллюстрации с изображением солнышка; пооперационные карты в изо. уголке; чтение сказок из «Книги народной мудрости»: «У солнышка в гостях», «Даша и солнышко»; «От кого пряталось солнышко»; загадки про солнышко; заучивание потешек.

Б.Кустодиев «Масленица»; Н.Леонова «Масленица»; А.Рябушкин «Катание на колесе на Масленицу». Прослушивание музыкальных произведений Н.Римский-Корсаков «Проводы Масленицы»; «Пляска скоморохов»; У.Петрушин «Народные гулянья на Масленой». Разучивание весенних закличек к празднику «Масленица» из «Книги народной мудрости». Иллюстрации, куколки Масленички. Картинки и иллюстрации с изображением русских женских костюмов.

Чтение В.Жуковский «Жаворонок». Беседа по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»; иллюстрации и изображением птиц; фигурки птиц; наблюдения за птицами на прогулке. Чтение сказок их «книги народной мудрости»; заучивание потешек. В музыкальный уголок внести свистульки птички «Вот так птичка…» (с текстом)

Чтение А.Пушкин «Великопостная молитва»; Я Ролонский «Пасхальные вести»; К.Случевский «Воскрес».

Беседа по картине П.Александров «Катание на деревянных качелях. Пасха». Картинки с изображением «писанок».

Картинки, иллюстрации с изображением народных мужских костюмов. Внести в уголок театрализации (косоворотки, душегреи, кушачки, головные уборы). Русский костюм, представленный в «музее» детского сада.

Картинки, иллюстрации с изображением народных мужских и женских костюмов. В игровой уголок внести иллюстрации с изображением и текстом потешек о дружбе, взаимопомощи: «Птицы сильны крыльями, а люди дружбой»; «Человек без дружбы- что дерево без корня»; «Маленькая дружба лучше большой ссоры».

Картинки, иллюстрации с изображением козочки. Сказки про козу из «Книги народной мудрости». «Как коза избушку построила»; «Коза дереза»; «Где коза была?» Потешки: «Козонька рогатая…»; «Ходит по ночам коза…»; «Ходит козочка по лугу…». Внести в игровой уголок фигурки козочек. В изо уголок внести обводки, пооперационные карты. В спортивный уголок внести описание игр: «Два козленка»; «Как козел козу загонял».

Народные песни: «Зимушка, зимушка, ты пришла», «Во горнице» (плясовая), «Веники» (шуточная). Разучивание колядок. Рассматривание картин русских художников Н.Пимоненко «Святочное гадание»; К.Брюллов «Гадающая Светлана»;(илл. К повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»; И.Крамской «Святочное гадание». Посещение мини музея (рассматривание старинных веников).

В игровой уголок внести различные фигурки лошадок. Иллюстрации, картинки с изображением лошадок. В книжный уголок сказки, загадки, потешки. «Глупая лошадь»; «Ехал Ваня на коне». В изо уголок внести пооперационные карты для самостоятельного изготовления игрушки; обводки, раскраски. В спортивный уголок внести уздечки для игры «Наездник и лошадь».

Внести в игровой уголок различные фигурки бычков, коров. Иллюстрации, картинки с изображением коров и бычков. В книжный уголок сказки, загадки, потешки, скороговорки. В изо уголок обводки, пооперационные карты для самостоятельного изготовления игрушек.

Картинки, иллюстрации с изображением козликов. Сказки про козлика из «Книги народной мудрости». «Волк и семеро козлят»; Внести в игровой уголок фигурки козликов. В изо уголок внести обводки, пооперационные карты. В спортивный уголок внести описание игр: «Два козленка»; «Как козел козу загонял».

Консультация:

«Хоть и лыковый, да свой». Познакомить с особенностями и свойствами лыка.

«Светлое Рождество»

Мастер-класс по изготовлению Рождественского сувенира из лыка «Берегиня»

Семейная экскурсия в Русскую деревню «Шуваловка».

Познакомить с бытом и ремеслами крестьян на деревне.

Предложить принять участие в мастер-классе по изготовлению куклы «Масленица».

«Людей хулит, а сам лыком шит»

Консультация «Малые формы фольклора в речевом развитии старших дошкольников»

«Рад бы сердцем, да живот, что лыко.

Оформление альбома-передвижки: «Пословицы и поговорки про лыко».

«Лыком по парче не шьют»

Совместное творчество детей и родителей по созданию книжек-самоделок о лыковых куклах  и их нарядах.

Пополнение групповой «Книги мудрости» пословицами , поговорками, загадками

«Лыко с ремешком не вяжись, порвется»

Изготовление игрушек из лыка к Новогоднему празднику.

Познакомить родителей с содержанием зимних народных праздников, обрядами гадания, колядования (оформление интерьера, преподнесение детям рождественских подарков).

Участие отцов в мастер-классе «Конь-огонь» посвященному «Дню Защитника Отечества».

«И лыком шита, да мать, и шелком, да мачеха». Составление сказок и небылиц для книжек самоделок (совместное творчество родителей и детей).

Совместная с педагогами и родителями воспитанников  экскурсия в русскую деревню «Шуваловка». Посещение традиционной избы,  ремесленных мастерских, мини зоопарка.

Консультация:

«Не лыком шит»

Познакомить с особенностями и свойствами лыка.

«Рождественские посиделки»

Мастер-класс по изготовлению «Веничек здоровья»

«Веселая Масленица» мастер-класс по изготовлению куколок «Масленичек».

«Ай, да Пасха» мастер-класс по изготовлению пасхальной игрушки «Курочка».

«Я люблю свою лошадку»

Мастер-класс по изготовлению лыковой лошадки по пооперационным картам.

Совместная с педагогами и родителями воспитанников  экскурсия в русскую деревню «Шуваловка». Посещение традиционной избы,  ремесленных мастерских, мини зоопарка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.

Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Проблема:Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. М...