Приобщение детей к культурному наследию России посредством ознакомления с зимними календарно-обрядовыми праздниками
статья

Ткачева Людмила Владимировна

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к культурному наследию России посредством ознакомления с зимними календарно-обрядовыми праздниками

(Сообщение из опыта работы)

Подготовила:

Ткачева Людмила Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Стригуновский

детский сад общеразвивающего вида»

2023 год

 «Нельзя прерывать связь времен и поколений.
Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой
Вселенной душа русского народа, так же, как
встарь, наши дети должны быть участниками
традиционных на Руси праздников»
М.А. Михайлова

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому необходимо приобщать детей к истокам русской культуры, позволяющей ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нём, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Полученные знания о национальной культуре своего народа помогут в дальнейшем с уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

К сожалению, проблема в том, что у детей не сформированы знания о народных традициях и обычаях русского народа, которые уходят из нашей жизни. Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура испытывает влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребёнок видит иностранные мультипликационные и художественные фильмы, на новогодние утренники приходят «люди-пауки» и «бэтмены», Новый год наступает с приходом иностранца Санта Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

Вспомним слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. А искусство региона служит не менее значимым средством воспитания.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является народная культура. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, загадки и т. д., сказки, народные песни и танцы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к культурному наследию своего народа уже в дошкольном возрасте.

Этой цели, в большей мере, соответствуют народные праздники и обряды.

В народных праздниках фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека.

• В праздничных обрядах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

• В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.

• Народный праздник помогает детям научиться проявлять творческие способности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство».

Согласно плану, ежемесячно, проводятся мероприятия, посвящённые праздникам народного календаря, где в игровой форме дети знакомятся с их традициями и обычаями. Вместе с современными героями участвуют персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются народные игры и современные песни. Ряд досугов включают традиционные обрядовые действия (угощение птиц, угощение блинами и т. д.). Развлечения разнообразны по содержанию и форме (игровые программы, кукольный театр, вечера сказок и загадок, театрализованные представления, посиделки, музыкально-игровые досуги и т. д., что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Тематика праздников и музыкальный репертуар усложняются в связи с возрастными особенностями детей.

В своей работе мы применяем следующий алгоритм по ознакомлению дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками:

• беседа об истории праздника, о традициях празднования;

• разучивание репертуара, который включает в себя малые формы детского фольклора, народные песни, танцы и игры;

• изучение обрядов;

• подготовка костюмов, атрибутов и декораций;

• проведение праздника.

Зимние праздники.

«Новый год», «Рождество», «Зимние святки», «Масленица».

Дети проявляют своё творчество в изготовлении поделок, аппликаций, рисунков на данные темы.

        Мы привлекаем к этой работе родителей.

Для родителей подготовлены консультации на темы: «Народная культура – одно из средств нравственно-патриотического, познавательного и эстетического развития детей», «Народная песня – наше духовное богатство» и т. д.

-после каждого праздника оформляется фотоотчёт.

-родители принимают участие в пошиве костюмов для своих детей (сарафаны и косоворотки);

• изготовляют вместе с детьми поделки;

• с удовольствием участвуют в подготовке и проведении праздников;

• пополняют мини-музей предметами быта.

Создание развивающей предметно-пространственной среды - одно из эффективных условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребёнка. Используется в работе методический материал, методические пособия, картотеки, развивающие творческие способности детей. С удовольствием дети рассматривают альбом с праздничными фотографиями.

С детьми проводятся беседы на различные темы: «Русское гостеприимство», «Свой дом краше всего», «Русская печь», «Святочные вечера», «Колыбельные», «Музыкальные инструменты». Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда побуждает дошкольников реализовывать творческие способности в совместной и самостоятельной деятельности, развивать устойчивый интерес к культурному наследию русского народа.

В процессе данной работы у детей формируются устойчивые представления об истории календарных праздников русского народа, интерес к устному народному творчеству; они свободно и раскрепощенно держатся при выступлениях.

• Благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений, устанавливаются партнёрские взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами.

Проводимая работа даёт возможность современным детям на эмоциональной основе получить первоначальные знания о традициях и обычаях русского народа и соприкоснуться с его историческим прошлым. И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Своё выступление хочется закончить словами писателя Вадима Шефнера: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к культурному наследию чувашского народа

опыт  работы по приобщению детей к культурному наследию чувашского народа...

Приобщение дошкольников к культурному наследию России через знакомство с Урало - Сибирским промыслом

В статье раскрывается история, особенности Урало-Сибирской росписи и значение приобщения дошкольников к ее традициям с точки зрения патриотического воспитания и культурного наследия....

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"

quot;Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"...

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчестваПрезентацияПроект для детей старшей группы "Народные промыслы России"...

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества"

Формирование у детей дошкольного возраста основ духовности и патриотизма средствами народной культуры....

Традиционные праздники, как приобщение детей к культурному наследию в логопедической группе 6-7 лет

Приобщение дошкольников к культурному наследию через традиционные народные праздники...

Формирование любви родному языку дошкольников, как к культурному наследию России, посредством театрализованного представления «Подарок для самого слабого»

Цель: создание условий для приобщения детей к истокам русской культуры, посредством ознакомления и осмысления произведений русских авторов.Образовательные задачи: Учить детей обыгрывать сюжет зна...