Автоматизация звука
консультация (подготовительная группа) на тему

Сараева Лариса Васильевна

Rjycekmnfwbz lkz hjlbntktq gj fdnjvfnbpfwbb pderf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_mini_sayt.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому, более  сложному.

Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий. Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолированно четко при многократном повторении.

Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка, произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

 Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

 Для автоматизации звука старайтесь использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, и не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение.  Для  закрепления правильного произношения хорошо использовать ту деятельность, которая ближе ребенку, вызывает наибольший интерес. Так, если ребенок любит помогать вам на кухне, смело используйте его интерес в своем. Предложите ребенку найти и назвать те предметы на кухне, в названиях которых есть закрепляемый звук. Или, при автоматизации в слоге, предложите ребенку «прошагать» по столу пальчиками, вставленными в пластиковые крышки, при этом произнося слоги с закрепляемым звуком.  Гуляя с ребенком на улице, можно предложить ему называть слог или слово на каждый шаг, найти вокруг предметы, в названиях которых есть нужный звук. Можно поиграть в словесные игры:

- «Один – много» (образование множественного числа). Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» (ворона – вороны, галка – галки, голубь – голуби и т.д.)

-«Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания). Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)

-«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов). Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

-«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных). Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

-«Четвертый лишний» (на классификацию). Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя. «Ворона, ласточка, сорока, голубь» и т.д.

-«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными).  Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...

Во всех играх подбирайте такой речевой материал, который будет соответствовать возможностям ребенка. Слова для игр должны быть максимально насыщены автоматизируемым звуком и не иметь в своем составе звуков, которые ребенок не произносит или искажает.

Так, в процессе автоматизации, Вы будете одновременно развивать словарь ребенка, формировать у него навыки использования грамматически правильных форм слов, фраз, предложений, будете развивать психические процессы (внимание, память, мышление), закрепите навыки количественного и порядкового счета – и все это в непринужденной семейной доброй обстановке.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному:  

Автоматизация звука в слогах:

● открытых слогах (ША, ШО, ШУ);        

● закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);

● в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:

● в начале слова (шапка, шея);

● в конце слова (камыш, финиш);

● в средине слова (ошибка, машина);

● в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).

Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).

Автоматизация звука в стихотворениях.

Автоматизация звука в скороговорках.

Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Этап работы над звуком указан в домашней тетради ребенка.

Желаю успехов в достижении положительных результатов в летнее время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....