Мастер – класс «Психокоррекция старших дошкольников посредством движения и игры»
консультация (подготовительная группа) по теме

Стовбур Ирина Владимировна

Цель мастер-класса: Познакомить участников мастер-класса с упражнениями оптимизирующими функциональный статус глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития младших школьников.

Задачи:

• Представить участникам мастер-класса приемы психокоррекционных упражнений.

• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия родителей и детей в играх и  упражнениях.

• Убедить родителей в важности и целесообразности данных упражнений для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Форма проведения: практическое занятие с родителями и детьми.

Материально-техническая база: спортивный зал, мячи, карточки памятки для родителей.

Продолжительность проведения: 25 минут.

Практическая значимость: овладение родителями навыками психокоррекционных упражнений.

Участники: мастер-класс рассчитан на родителей старших дошкольников, воспитателей ДОУ.

Структура мастер-класса:

• Вступительное слово по теме «Психокорреция посредством движения и игры».

• Практическая часть – занятие с родителями и детьми, с показом  упражнений.

• Рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат: участники получат опыт проведения различных упражнений для успешного психофизического развития ребенка.

Вступительное слово:

Уважаемые родители, в жизни ваших детей в скором времени произойдут большие перемены, закончится этап дошкольной жизни и ребята отправятся в школу. Уже достаточно давно понятно, что «психическое в человеке неотделимо от «физического» и что ребенок представляет «психосоматическое» целое. Таким образом, коррекция психического развития детей может быть полноценной только в русле изучения их физического развития и двигательной подготовленности.

 Для того чтобы помочь вам и вашим детям справиться с первыми трудностями щкольного времени, которые будут обязательно я хочу предложить вашему вниманию «Умные движения», выполняя которые мы сможем оптимизировать функциональные глубинные образования мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста, иными словами говоря выполняя предложенные упражнения мы можем развивать произвольное внимание и саморегуляцию ,формировать сенсомоторный контроль, оптимизировать тонус, преодолевать ригидные телесные установки и синкенезии.

 Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов: упражнения на развитие внимания, общеразвивающие упражнения, игры с мячом упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, базовые сенсомоторные взаимодействия, растяжки. Для каждого этапа я покажу по одному упражнению, но вариантов конечно существует большое количество.

 Ход мастер-класса:

1.     Разминка.

Инструктор по физической культуре:

Перед тем как заниматься, надо нам, друзья, размяться.

Дышите-не дышите (одной ноздрей, другой)

Все в порядке- отдохните,

Встали прямо, подтянулись, себе тихонько улыбнулись.

Головку вправо-влево поверните (наклоните), перед собою вдаль поглядите.

Наклонитесь-разогнитесь. Встаньте прямо, улыбнитесь.

Раз- присели, два- привстали и на месте пошагали.

Раз-  прыжок и два- прыжок, вокруг себя беги, дружок.

А теперь остановись и вокруг себя пройдись.

Гордо выпрямись!

Ну, осмотром я довольна здесь никто, никто не болен.

Каждый весел и здоров и к занятиям готов!

 

 

1 Развитие внимания;

 «Правильно-неправильно»

Называются части тела правильно, а показываются неправильно, дети должны делать правильно, то есть так, как говориться, например, кладутся руки на плечи, а произносится «колени». Дети должны положить руки на колени.

«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (два хлопка). Услышав ее, дети занимают свои места в зале

 «Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь в себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5-30 секунд психолог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Задача ребенка сосредоточится на этой части тела, почувствовать ее.

2.Общеразвивающие упражнения.

 Ходьба с предметом на голове». Дети ходят, положив на голову какой-нибудь предмет, стараясь ходить так, чтобы он не упал.

«Зоопарк-1». Дети ходят, изображая косолапого мишку (на внешней стороны стопы), птенчика (на мысочках), уточку (на пяточках), двигаясь вперед и пятясь назад, а также неуклюжего пингвина (на внутренней стороны стопы), двигаясь только вперед.  При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком

3.Игры с мячом

 Ребенок и взрослый должны кидать друг другу с разных расстояний и ловить двумя руками большой мяч. Мяч кидают сначала непосредственно в руки, затем немного правее, немного левее, немного выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху и ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. Дети ловят мяч по очереди и бросают взрослому.

«Месяцы и дни недели». Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу. Если звучит название месяца, мяч надо поймать. Если называются дни недели, то мяч не ловится.

Упражнения в бросании, катании мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движения. Упражнения с мячом разного диаметра развивает не только крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник и способствуют выработке хорошей осанки. Работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе.

4.Упражнения на дыхание

 Ребенок, лежа (ноги и руки  вытянуты вдоль тела),делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: «Вдох(4 хлопка), держим (2 хлопка), выдох (4 хлопка), держим (2 хлопка)». Упражнение выполняется 5-8 раз.

Можно предложить ребенку самостоятельно отстукивать ритм ладонями об пол. В таком случае необходимо следить за тем, чтобы он не ускорял и не замедлял темп. Также обращайте внимание на то, чтобы тело ребенка было расслабленным. Ребенок садится на пятки, спина прямая, руки расставлены в стороны- правая рука согнута в локте, а левая рука прямая, - при этом обе руки смотрят влево.  На вдохе руки описывают полукруг через верх и на задержке дыхания останавливаются в позе- обе руки смотрят вправо: правая рука прямая, а левая согнута в локте. На выдохе : руки описывают полукруг через и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох- 10 хлопков, задержка- 5 хлопков.

5.Гимнастика для глаз;

 Исходное положение–лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Ноги у ребенка выпрямлены, а руки лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются. Пальцы рук не подвижны.

   Нужно учиться следить глазами за яркой точкой на конце ручки, так, чтобы не двигать при этом головой. Взрослый берет ручку (ярким концом вниз) и плавно перемещает ее над глазами ребенка. Глаза ребенка следят за яркой точкой на конце ручки. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Это упражнение выполняется на трех уровнях: сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии руки, согнутой в локте, и, наконец, около переносицы. Сначала взрослый держит ручку на расстоянии вытянутой руки ребенка напротив его переносицы. Затем он медленно перемещает ручку влево, задерживаясь на 1-2 секунды. Возвращается на середину, задерживается на 1-2 секунды и перемещает ручку вправо, задерживая ее в крайней точке на 1-2 секунды. Возвращается на середину, опять держит ее неподвижно в течение 1-2 секунд. Перемещает ручку вверх, задерживаясь на 1-2 секунды, затем – на середину (остановка 1-2 секунды); так же вниз – на середину («крест»).

То же самое сделать на среднем уровне (на расстоянии руки ребенка, согнутой в локте) близком уровне (у переносицы ребенка, на расстоянии ладони ребенка).

«Конвергенция ». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза.

6.Базовые сенсомоторные взаимодействия;

 «Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой), и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени!

«Ползание на четвереньках». Ребенок встает на четвереньки. Поднимает правую ногу и правую руку, делает шаг. Язык медленно «переезжает» за «шагающей» рукой. Затем рука и нога меняются, а язык во время шага переползает в другую сторону. Задача - не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

Примечание: Упражнение несложное. Главное, чтобы ребенок при «приземлении» не прикусил язык от усердия. Важно, чтобы он не задумывался о том, куда должен перемещаться язык, а делал это автоматически.

«На спине без рук». Ребенок ложится на спину, кладет в сцепленные в замочек руки на живот и приподнимает голову, а ноги сгибает в коленях. Он должен доползти до цели, отталкиваясь одновременно двумя ногами.

7.Растяжки;

 Качалка». Сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. На этом упражнении мы часто обнаруживаем, что у ребенка проблемы с удержанием головы. В этом случае ведущий (мама или кто-то из детей) помогают ему, кладя свою руку ему под голову (на уровне сочленения шеи и затылка).

«Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет - ноги, руки, голова с плечами и т.д.» и скорректировать движения. Если ребенок не замечает, что его «сносит» в сторону, или не может самостоятельно исправить этот крен, ему дают внешние ориентиры – рисунок на ковре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и просить, закрыв глаза, «подровнять» свое тело. Помогите ему стабилизировать свои ощущения, фиксируя его тело руками.

 Упражнения на растяжение помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу», и способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Итог.

Инструктор по физической культуре:

 Уважаемые родители! Наш мастер-класс закончился.  Желаю здоровья вам и вашим детям.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....

Тема «Развитие быстроты движений у старших дошкольников посредством беговых упражнений

Развитие быстроты движений у старших дошкольников посредством беговых упражнений...

Формирование правил дорожного движения у старших дошкольников посредством лепбука "Дорожная азбука"

Одна из задач современного дошкольного образования — обеспечить ребёнку высокий культурный уровень, неотъемлемой частью которого является культура поведения в дорожно-транспортной обстановке. По...

«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисе...

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....

«Формирование первых проявлений профессиональной направленности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

laquo;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. » А.М.Горький.Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это зна...