Статьи "О детях в двух словах"
статья по теме

Лисинко Ольга Владимировна

Две короткие статьи о сензитиве в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста. Автор-составитель: Лисинко О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_stati.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

О детях 4-5 лет в «двух словах». 

 

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребёнка период времени от 3-х до 6-7-ми лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним надолго, определяя его как личность. С точки зрения формирования психики ребёнка, весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4-х до 5-ти лет и  касается нравственной саморегуляции. А третья относится к периоду с 5-ти до 6-7-ми лет и включает формирование деловых личностных качеств ребёнка.

Таким образом, средний дошкольный возраст (4-5 лет) является сензитивным для усвоения ребёнком нравственных или морально-этических норм и правил общения. Более того, если ребёнка не научить основным правилам общения в четырёхлетнем возрасте, то потом может быть и поздно.  Как правило, к шестилетнему возрасту у ребёнка уже сформированы стереотипы поведения и определённая нравственная позиция, которой он придерживается более или менее последовательно. А вот насколько верно они будут сформированы – во многом зависит от нас, взрослых.

Именно взрослые являются для детей источником моральных представлений. Нравственный опыт от взрослых передаётся и усваивается детьми:

- в процессе непосредственного общения;

- в ходе наблюдения и подражания;

- через систему поощрений и наказаний.

 Наиболее легко дети усваивают нравственные формы общения путём подражания взрослым. Особенно склонны к подражанию девочки, мальчики проявляют эту способность гораздо реже. Но и те, и другие «чисто снимают» особенности общения взрослых, как позитивные, так и негативные. Дети ещё не умеют дифференцировать, чему следует подражать, а чему – нежелательно. Поэтому нам, взрослым, необходимо контролировать свои слова, эмоции и поступки. Не забывайте постоянно употреблять вежливые слова, не ссорьтесь, доброжелательно относитесь к окружающим.

Также необходимо почаще беседовать с детьми о том, что нельзя драться, что надо с детками дружить, играть вместе, делиться игрушками. И ещё тысячу «что такое хорошо и что такое плохо» надо бы обсудить с ребёнком. Найдите для этого время сейчас – и вы не пожалеете об этом потом.

Система поощрений и наказаний тоже имеет место быть. Но, здесь главное – не переусердствовать, всё хорошо в меру.

Старайтесь уделять как можно больше внимания речевому регулированию поведения ваших детей. Приучайте к культуре общения, учите мирно улаживать возникающие конфликтные ситуации.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Поэтому от того, как мы с вами общаемся, как мы сегодня научим общаться наших детей, во многом будет зависеть, какими людьми они вырастут впоследствии.                                                                                  Статья составлена по Р.С.Немову.

О детях 5-6 лет в «двух словах».

 

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребёнка период времени от 3-х до 6-7-ми лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним надолго, определяя его как индивидуальность. С точки зрения формирования ребёнка как личности, весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4-х до 5-ти лет и  касается нравственной саморегуляции. А третья относится к периоду с 5-ти до 6-7-ми лет и включает формирование деловых личностных качеств ребёнка.

Как видим, у ребёнка старшего дошкольного возраста уже довольно хорошо развита эмоциональная сфера. Это уже не просто адекватное реагирование на окружающую действительность, как у трёхлетних детей, а сформированные полноценные чувства и качества характера. Ребёнок может вполне осознанно рассказать о себе, какой он. Может дать оценку действиям других людей. А также умеет сопереживать успехам и неудачам окружающих.

У шестилетнего ребёнка уже завершается и процесс формирования нравственной саморегуляции. Он во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определёнными нравственными критериями. Как правило, к 6-ти годам у ребёнка уже сформированы морально-этические представления и есть нравственная позиция, которой он более-менее последовательно и придерживается.

Что же происходит принципиально нового в старшем возрасте? А происходит то, что в стремлении установить и расширить контакты с окружающими людьми у ребёнка постепенно появляются новые мотивы общения: деловые и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребёнка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными – мотивы, связанные с волнующими ребёнка внутренними проблемами (как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поведение).

К вышеуказанным мотивам присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. В старшем возрасте у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к обучению в условиях школы.

Что требуется от родителей в данный период воспитания ребёнка?

  1. Постепенно перейти от игровой манеры общения с ребёнком – к деловой.
  2. Определить обязанности и интересы совместно с ребёнком (труд, спорт, искусство). Это утвердит самооценку ребёнка и повысит уровень самостоятельности.
  3. Приучать добросовестному отношению к любому занятию, учить доводить начатое дело до логического конца (развиваем волевую сферу).                                                                          

Статья составлена по Р.С.Немову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова"

В данной статье говорится о воздействии художественной литературы на личностно-эмоциональную сферу ребенка,её отражении в творческой продуктивной деятельности детей. Приводится тематика художественных...

Статья "Лыжи от двух до семи. Возраст не помеха"

Лыжи - исторический вид передвижения, характерный для народов, живущих в районах снежных зим. История лыж очень интересная. Модели лыж, от подбитых оленьим мехом деревянных пластин до современных плас...

Статья " Прыжки на двух ногах"

Просто уметь прыгать или быстро бегать недостаточно, поскольку это нужно делать грамотно, чтобы, как минимум, не получить травм. Упражнения  из данной статьи должны приносить пользу - укреплять м...

Консультация для родителей "О логоритмике в двух словах".

Целью моей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18474901","attri...

Статья на тему "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей 3-4 лет"

В статье представлен теоретический и практический материал на тему "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"...

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему: «Колыбельная из двух слов»

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему: «Колыбельная из двух слов»Составила: Лобжанидзе Р.Р.Цель:   формирования у детей  знаний о самом важном орган...

Практическое многофункциональное пособие «Умная книга» для родителей детей от двух месяцев до двух лет

Аннотация: в статье представлен опыт использования авторского практического многофункционального пособия, направленного на развитие мелкой моторики, мышления, памяти, речевой активности детей раннего ...