Консультация для родителей "Мир эмоций. Как сделать его позитивным"
консультация на тему

Бабина Ирина Михайловна

Приведены рекомендации для родителей по формированию эмоционального мира дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Консультация

на тему:

«Мир эмоций дошкольника.

Как сделать его позитивным»

Подготовила:

педагог-психолог Бабина Ирина Михайловна

Эмоциональная сфера – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. В процессе становления и развития человека происходят качественные изменения в его эмоциональной сфере. Преобразуются сами взгляды на мир и отношения с окружающими. У старших дошкольников, например, постепенно вырабатывается способность осознавать и контролировать свои чувства, которые являются живым индикатором наиболее значимых потребностей.

Следовательно, с развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир человека. И очень важно для достижения гармонии, личностной реализации в социуме, чтобы чувственный мир был ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Её необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

В наши дни вспоминается феномен «засушенного сердца», открытый ещё Л.С. Выготским. Под этим термином понимается человеческая чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании «обесчувствованию» способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок.

Например, подолгу находясь у телевизора, компьютера, наши мальчики и девочки стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встретишь должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут дать свои самые нежелательные плоды.

Таким образом,  сейчас очень важно объединённые усилия  психологов, воспитателей и специалистов направить на развитие чувственной сферы детей и обеспечение эмоционального благополучия в дошкольном учреждении.

Состояние эмоционального благополучия ребёнка в современном детском саду определяют следующие компоненты:

- безусловное принятие дошкольника взрослыми для формирования у него необходимого и очень важного чувства безопасности;

- позитивность обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, «домашней» атмосферы в группе);

- равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (реальная помощь, своевременное получение её в любой необходимый момент, а также организация продуктивного пошагового сотрудничества);

- обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы и непосредственно общаться со сверстниками;

- гибкий личностно ориентированный подход (максимальный учёт психических и личностных особенностей каждого ребенка на основе индивидуального образовательного маршрута при интеграции педагогов и специалистов, отказ от каких-либо «ярлыков»);

- создание условий для развития личностной индивидуальности (раннее выявление творческих возможностей и способностей дошкольника, своевременный их мониторинг (то есть отслеживание  динамики), поощрение реальных достижений ребенка и его стремления к самостоятельности);

- внимательное отношение и чуткая реакция на детские проблемы, тревоги и страхи в случае их появления;

- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» волнующих его, часто лишающих покоя впечатлений с целью  их уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.

- конфиденциальность, то есть закрытый характер информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом: «Не навреди!»

Что может способствовать эмоциональному благополучию ребенка в д/с:

1) создание в группах уголков психологической разгрузки:

- для младших дошкольников– это домотека ( так необходимая любому малышу  возможность разместить в помещении группы предметы, принесённые из дома: фотографии, игрушки и т.д.) или «дерево эмоций» (когда каждый ребенок, приходя утром, сам располагает своё изображение на общем сюжетном панно в соответствии со своим настроением(в центре, по краям и т.д.), а в течение дня вполне может вносить по желанию необходимые изменения);

- для старших дошкольников – это условия для эмоционального уединения в небольшом пространстве с мягкой мебелью или модулями, интересными книгами, журналами, иллюстрациями, любимыми настольными играми и игрушками.

2) творческое применение игр и игровых пособий, направленных на совершенствование эмоциональной сферы детей.  В их числе:

- «Кубик настроений»

Детям предлагается объёмная модель: кубик с изображением на его сторонах разных эмоциональных состояний человека: от позитивных и нейтральных до негативных. С его помощью у дошкольников появляется возможность узнавать своё настроение среди прочих, называть его, определённо реагировать, «наводя порядок» в своём внутреннем мире. Здорово, когда этот кубик есть у каждого ребенка и размещается на шкафчике, являясь доступным в любой момент «эмоциональным тренажером».

- «Азбука эмоций»

Представляет собой набор картинок, с помощью которых в третьем лице, то есть опосредованно можно говорить с ребенком о том, что его волнует. Это способствует активному самовыражению дошкольников, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и необоснованного недовольства собой, то есть профилактике  детских депрессивных состояний.

- «Зоопарк настроений»

Игровое упражнение, заключающееся в ознакомление через образы животных с разнообразными эмоциональными проявлениями человека (гордостью, робостью, злостью и т.д.) с целью лучшего понимания себя. Возможность нахождения одинаковых изображений или их вариантов стимулирует детей к объединению в диаду (по двое) и малую подгруппу, развивая навыки самостоятельного общения с окружающими.

- «Страна колобков»

Игра, снабженная широким игровым полем, позволяет  взаимодействовать как с одним ребенком, так и с несколькими. Её смысл заключается в составлении своего «маршрута» по изображенным эмоциональным состояниям, их  узнавании, назывании и «примеривании» к себе.

- «Пойми меня»

Игровое упражнение содержит карточки – схемы основных чувств. Дети в занимательной, непринуждённой форме упражняются в умении различать их, сопоставлять  между собой, а также  с помощью мимики, жестов, движений реагировать на  различные эмоционально окрашенные ситуации.

Важно заметить, что перечисленные игры не являются единственными в своем роде, точно заданными и статичными. Возможность внесения своих корректив, применения фантазии и творчества, создания собственных вариантов делает их по-настоящему доступными, универсальными и эффективными.

3) эмоциональному благополучию ребёнка в детском саду может также содействовать обучение родителей играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» для создания равных эмоционально благоприятных условий в д/с и семье. Ведь для детей, только еще открывающих для себя мир, очень важно, чтобы основные требования к ним и микроклимат отношений были по возможности устойчивыми и стабильными.

4) применение различных изобразительных техник (например, рисование человека в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, покое) с последующим обсуждением получившихся работ с их авторами относится к проективным методам и способствует активной рефлексии, то есть обратной связи между всеми участниками проводимого творческого процесса.

5) использование музыки и современных технических средств  влияет на улучшение настроения детей и взрослых,  обогащение чувственных впечатлений, повышение жизненного тонуса.

Главным же в деле обеспечения эмоционального благополучия дошкольника является позитивный пример, заинтересованное отношение к его успехам и переживаниям значимых взрослых – родителей, воспитателей, психологов. Девизом в этом актуальнейшем направлении психолого-педагогического взаимодействия могут служить слова: «Мы доверяем друг другу!» «Мы вместе!», «Всё в наших руках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: 25 способов сделать так, чтобы ребенок вас СЛУШАЛ

1. Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).2. Обращаться по имени.3. Говорить коротко и внятно. Самое главное – говорите вначале одним предложением. Чем больше вы...

Консультация для родителей Что нужно сделать, чтобы не случился пожар?

Не применяйте неисправные или самодельные электрические предохранители....

Консультация для родителей "Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!"

Консультация для родителей "Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!"...

Консультация для родителей «Что можно сделать из природного материала».

Природный материал – неиссякаемый источник, позволяющий активно развивать детское творчество. Природная мастерская может быть и в детском саду и дома. Материалы, в нее входящие, наверняка заинте...

Консультация Для родителей «Что нужно сделать так, чтобы ваш ребенок реагировал на ваши просьбы с первого раза».

Консультация Для родителей «Что нужно сделать так, чтобы ваш ребенок реагировал на ваши просьбы с первого раза»Редкий ребенок «запрограммирован» выполнять любую родительск...