"Что рассказать ребенку дошкольного возраста о Великой Отечественной Войне и о Победе"
консультация (старшая группа)

АЛДАРАНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
Родителям рекомендуется:
- рассказать ребёнку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»;
- рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;
- вспомнить, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отчественной войне, показать ребёнку фотографии родственников;
- воспитывать у ребёнка уважение к героям войны.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_pobedy.doc2.63 МБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.62 КБ
Файл dlya_roditeley.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Роль семьи в воспитании дошкольника»

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

В.А. Сухомлинский

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Народная мудрость:

- Где любовь и совет, там и горя нет

- Добрая семья прибавит разума-ума

- Дерево держится корнями, а человек семьей

- Дом согревает не печь, а любовь и согласие

- Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность

- Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка

- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы

- Счастье родителей — честность и трудолюбие детей

- У милого дитяти много ласковых имен

- Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло.



Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

Тема: «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» - К. Паустовский

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Чувство любви к малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

  • формирование представлений о семье и человеке;
  • воспитание у ребёнка чувства любви и привязанности к детскому саду, улице, городу (посёлку);
  • расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях;
  • развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город, поселок;
  • воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

У каждого из нас есть свой милый сердцу уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги, увиден первый луч солнца. Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему».

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, нужно привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали бы о своих семейных традициях.

Одним из ярких направлений является изучение своего генеалогического древа. Необходимо отметить, что в настоящее время у современных людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- Корни каждого – в истории и традициях семьи.

- Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.

- Счастье семьи – счастье и благополучие народа.

Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях.

Мама…Дом…Родина – первые и самые важные понятия, которые усваивает ребенок.

Очень важно привить у ребенка чувство любви к самому родному человеку – к матери.

Родители могу с детьми:

- прочитать сказки, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

- провести беседы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»;

- заучивание стихов о маме;

- совместное изготовление подарков к празднику.

Так же можно разучить с детьми пословицы и поговорки:

- «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,

- «Где добрые люди, там беды не будет»,

- «Доброе дело делай смело».

Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.

Детский сад для детей считается вторым домом, ведь дошкольники большую часть времени проводят здесь. Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.

В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.

Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.

Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.

В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома одним, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.

Тут они играют, узнают много нового и интересного, учатся дружить, помогать друг другу и уважать старших, защищать слабых.

Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю.

Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному городу (поселку) – проведение таких игр, как:

- «Знатоки города (деревни)»,

- «Пройдемся по улицам города (деревни)»,

Провести экскурсию по городу (деревне), ежедневные прогулки по улицам деревни.

Пятилетние дети уже многое знают о своем родном городе или деревне. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы, уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.

Во время прогулок дети наблюдают постройки, фасады домов, благоустройство города (деревни). Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края имеет огромное значение для воспитания чувства привязанности, любви к людям и к родным местам, интереса к делам взрослых.

Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу, деревне, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.

Действенные формы по решению поставленных задач:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • игры.

Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.

Темы блока.

1. Моя родная станица.

Местоположение станицы, ее экономическое значение. История возникновения станицы. Люди, населяющие станицу. Герб станицы. Место, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.

2.Транспорт станицы.

Виды транспорта. История создания транспорта.

3. Природа родного города, края.

  • Флора и фауна.
  • Беседы о сохранении природы.
  • Красная книга.

Детям можно предложить изобразить свои впечатления о родном крае, совместно сделать макет домов из различного бросового материала, рассмотреть фотографии (открытки) родного города (станицы).

Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне в процессе реализации проекта «Вечная память павшим, слава живым»

Проект посвящён работе с дошкольниками по ознакомлению с героическим прошлым нашего народа в годы Великой Отечественной войны...

Консультация на тему: Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. Без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правил...

Информация для родителей на тему: «Книги детям старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне»

Воспитание любви Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается оно не с абстрактного «любите Родину, нашу страну», а с того отношения, которое формируется у ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....

Папка-передвижка "Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне и о Победе"

Данная папка-передвижка является иллюстративной статьёй, которая помогает родителям правильно формировать взгляды детей на тему ВОВ и Победы в ней....

Сборник стихотворений для детей дошкольного возраста о Великой отечественной войне

Сборник стихотворений для детей дошкольного возраста о Великой отечественной войне......

Рекомендации для родителей "Что рассказать ребенку дошкольного возраста о Великой Отечественной войне и о Победе"

Рекомендации для родителей "Что рассказать ребенку дошкольного возраста о Великой Отечественной войне и о Победе"...