Консультация " Логические задачи,как средство познавательного развития дошкольников".
консультация (подготовительная группа) на тему

Иванова Светлана Владимировна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Логические задачи как средство познавательного развития дошкольников.

Воспитатель Иванова С.В.

Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Для успешного освоения в программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно.  Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей. И хотя полностью словесно - логические понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходиться приблизительно на шестой год жизни дошкольника.

Логические приёмы умственных действий в литературе называют - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.

Существуют различные приёмы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример: матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации  можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа(куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине 9с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Анализ – выделение свойств объекта, или выделение из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез – через анализ).

Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объекта) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру  «Найти это по указанным признакам»: «Что (из этих предметов) больше жёлтое? ( Мяч и медведь.) Что большое, жёлтое, круглое? (Мяч)» и т. д.

Классификация – разделение множества на группы по какому-нибудь признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).

Обобщение – это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксации общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребёнком, если является результатом.

Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать  логическое мышление дошкольников. В школе им понадобиться применение таких мыслительных операций как умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребёнка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подход» и для её решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Если ребёнок не справляется с задачей, то, возможно, он ещё не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определённые выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребёнок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей  дошкольника. Даже если ребёнок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Логическое развитие ребёнка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно – следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении логических задач и упражнений ребёнок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Консультация для педагогов: «Лэпбук как современное средство познавательного развития дошкольников»

Вы создали новый педагогический проект или методическую разработку? Как сделать эту работу наглядной и доступной для дошкольников? Изготовьте вместе с детьми лэпбук - тематическую интерактивную папку,...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....

консультация для педагогов "Современные мультфильмы как средство познавательного развития дошкольника"

Консультация для педагогов «Современные мультфильмы как средство познавательного развития  дошкольника» На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного дошкольного о...

Презентация опыта работы:Использование проекта «Посткроссинг – Будем дружить!» в решении задач патриотического и познавательного развития дошкольников.

Посткросинг - это международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории  городов и поселков, где прожив...