Методическая разработка по теме: "Одаренные дети"
статья на тему

Данилова Раиса Александровна

Психолого-педагогическое сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_2.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Одаренные дети»

Организация психолого – педагогического сопровождения.

Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад.
Стефани Дезибур

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

    В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты» (Приказ №271от 04.02.2010г.)

Для развития одаренных детей важно не только их раннее выявление, но и психологическое консультирование родителей и педагогов. К сожалению, факт наличия  одаренности ребенка у многих родителей вызывает не радость, а тревогу. И чем более успешно продвигается в своем развитии ребенок, тем больше тревога у родителей. Основной причиной тревоги является то, что родители и педагоги не всегда готовы к педагогическому сопровождению одаренного ребенка. Это вовсе не означает отсутствие у них информации по данному вопросу. Скорее наоборот, порой, изобилие информации не позволяет определить более четкий структурированный подход к решению данного вопроса.

Изучение данной темы  и анализ материала позволили выделить основные положения по данному вопросу и, на их основе подготовить рекомендации по педагогическому сопровождению  одаренного ребенка.

Понятие одаренности весьма неоднозначно. В этой связи в научном мире рассмотрение данного вопроса происходит с позиции психофизиологии человека. Данный подход позволит дать более объективную картину действительности.

Казалось бы, что все дети чем -  то схожи, вместе с тем, в процессе своего развития схожесть сменяется многогранными отличиями одного ребенка от другого. Что же происходит? Попробуем вместе разобраться в данном вопросе. Дело в том, что человек рождается с неким потенциалом в форме задатков, которые можно обозначить как задатки способностей. Они несут функцию потенциальных возможностей человека, при этом  пока еще не являются способностями, должен пройти некий путь по их использованию (развитие) в той или иной деятельности и в дальнейшем в зависимости  от их выраженности можно говорить об одаренности ( т. е. наличие задатков, их целесообразное развитие в дальнейшем, при выраженности способности можно рассматривать в другом качестве -   в качестве одаренности).

Наличие ряда понятий  дает более четкие представления  об одаренности в аспекте психофизиологии человека.

ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых, зависит возможность успеха в деятельности.

ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Такие психофизиологические особенности мозга как межполушарная асимметрия, межполушарное взаимодействие, а также половой генез могут оказывать решающее значение на «специфику» одаренности, но не определять ее.

Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся). Следует отметить, что правополушарная асимметрия мозга связывается со следующей специализацией: математика, речь и языки, письмо, логика. Соответственно левополушарная асимметрия специализуется на  творческих началах - это: фантазии, восприятие музыки и живописи, танцы, ваяние (творить руками). Отсутствие асимметрии мозга может свидетельствовать о смешении специализаций,  в гармоничном соотношении работы мозга и равномерном развитии разнообразных задатков. Вместе с тем, следует отметить, что межполушарная асимметрия не исключает межполушарное взаимодействие. Оно сохраняется, но в определенной степени. Все же доминирующим является одно из полушарий, и оно может являться ведущим – направляющим при выборе деятельности ребенка.

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической, хотя и здесь могут быть исключения.

Вышесказанное может лишь свидетельствовать о возможных видах одаренности, основанных как психофизиологическими  свойствами, так и социальными (т.е. при определенных условиях  задатки развиваются и переходят на уровень  способностей, в  дальнейшем  приобретают   определенной вид (виды) одаренности).

 Подтверждением всей перечисленной научной информации являются разнообразные виды одаренности, встречающиеся в практической жизни.

 Наблюдения специалистов, учителей, родителей зачастую сходятся в следующих видениях: ребенок преуспевает во многих видах деятельности; отмечается повышенный интерес  только к определенному виду деятельности; отсутствие явного интереса.

Критерии оценки одаренности весьма неоднозначны. Так, например, в первом случае речь может идти о наличии разнообразных видах одаренности у ребенка. Второй случай может быть подтверждением того, что у ребенка развита более узкая специализация одаренности (один какой - то вид). А вот третий случай может иметь  как минимум две исходные: первое – это угасание интереса к деятельности, или иначе говоря, угасание одаренности, либо отсутствие одаренности в виду «отмирания» задатков, как своевременно  не реализованных. ; второе – это скрытая форма одаренности (проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме и может проявиться в более позднем возрасте).

 Все предполагаемые примеры, отчасти, являются предположением, так как должны быть подтверждены определенными исследованиями конкретного ребенка. Все же продолжая тему детской одаренности, следует выделить виды одаренности (классификация детской одаренности) и с целью наиболее легкого восприятия и понимания отследить их динамику в практической жизни. Вернемся к приведенным выше примерам. В первом случае, как уже были отмечено, у ребенка могут быть разнообразные виды одаренности, как интеллектуального характера, так и художественно – эстетического и другое. Более того с позиции психофизиологии, с большой долей вероятности можно говорить о равнополушарном мозговом взаимодействии. Второй пример может свидетельствовать о межполушарной асимметрии мозга и более узкой специализации одаренности, таких как:

  • Интеллектуальная одаренность;
  • Художественная одаренность:
  • Хореографическая деятельность
  • Сценическая деятельность
  • Литературно – поэтическая деятельность
  • Изобразительная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Практическая одаренность:
  • Одаренность в ремеслах
  • Спортивная деятельность (психомоторная)
  • Социальная одаренность:
  • Лидерская деятельность
  • Организационная деятельность
  • Духовная одаренность:
  • Создание новых духовных ценностей и смыслов (носит философский контекст).

Третий пример, в случае скрытой одаренности может являться ярким примером интеллектуальной одаренности с левополушарной асимметрией мозга. Такие дети, как правило, весьма «закрытые - замкнутые» они сложно социализируются, что может явиться причиной нарушения социальных и личностных границ (проблемы с дисциплиной или высокая автономность).

Таким образом, наличие приведенной информации позволяет лишь сформировать представление о природе одаренности. Основными критериями оценки одаренности принято считать специальные -  специфические особенности развития ребенка.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Дошкольники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии.  Старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Признаки одаренности

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками: 

1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности

4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.), либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятия или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Рекомендации родителям в практике психолого – педагогического сопровождения учащихся.

Активное участие родителей в педагогическом процессе порой предопределяет дальнейшую судьбу своего ребенка. С целью поддержания интереса вашего ребенка к окружающему миру не оставляйте его вопросы без внимания. Ведь «глобальные» почемучки чаще всего это одаренные дети. Желание разобраться в сути вещи, проблемы свойственно именно таким детям.

Если вы заметили устойчивый интерес ребенка к одному виду деятельности, не пугайтесь этого. Односторонности развития  бояться не следует. Родители не правы, когда говорят, что не могут помочь своему ребенку, так как этим никогда не занимались или владеют недостаточной информацией в сфере интересов своего ребенка. Поинтересуйтесь, что хочется  ей ( ему) сделать еще, подумайте вместе, поговорите о выполненных работах. Подойдите к этому вопросу творчески, рассмотрите с ним разнообразные пути достижения результата, предложите сделать то, что она еще не пробовала (задача на усложнение деятельности). В случае необходимости обратитесь к компетентным специалистам в данной области ( воспитатель, учитель, учитель – предметник, руководитель кружка).

Бывает так, что ребенок не проявляет интереса, к какой – либо деятельности. Подумайте хорошо над этим. Ведь чаще всего дети ориентируются на свое близкое окружение. Занятия родителей оказывают большое влияние на развитие ребенка. Психологами отмечено, что ребенок ищет образец для подражания, сначала он бессознательно, а потом вполне осознанно усваивает особенности поведения взрослых.   Вместе с тем предложите ей (ему) занятия на выбор, но при условии неподдельного интереса с вашей стороны. Для этого стоит и вам потрудиться, чтобы владеть необходимой информацией, и кто знает, может и вам мир раскроется в других красках.

Если вы наблюдаете обратное, то есть вашему ребенку интересно все. Поддержите его, но по проишествию определенного времени помогите ему выбрать то, что у него лучше получается или является для него наиболее привлекательным. Большой объем нагрузок имеет свои отрицательные стороны – ребенок может стать раздражительным и в определенной степени лишенным детства. Высокая автономность может привести вашего ребенка к самоизоляции с вытекающими отсюда последствиями.

 В этой связи, следует обратить большое внимание на интеллектуалов, способствовать  налаживанию межличностных отношений в коллективе и в семье, помочь ребенку выйти за пределы его интересов, научить его видеть и другие красоты окружающего мира, в том числе находить их и в общении с окружающими. В этом вам и вашему ребенку могут помочь  разнообразные тренинги, направленные на коммуникацию, на самоутверждение посредством использования творческого потенциала. Дети  интеллектуалы как правило малоподвижны. Соответственно занятия спортом для них утомительны, но это не является причиной отказа от совместных прогулок на свежем воздухе. Также полезным для снижения моторной «зажатости» будут занятия с родителями в бассейне или на открытых водоемах без усиленных режимных моментов.

Совершенно иначе обстоят дела с детьми с активной моторной динамикой. Порой спорт для таких детей является спасением от самих себя. Неуемная энергия требует выхода и своей реализации. Для таких детей просто необходима структурирования спортивная деятельность. Она позволит не только реализовать свой потенциал, но  будет содействовать и развитию внимательности, и дисциплинарной организованности, умению планомерно распределять свое время.

Помните золотое правило – насильно творчество не развивается.  При таких условиях можно только его заглушить. Важно не навязывать своих интересов, дать свободу выбора, поиска. Это не значит: пустить все на самотек. Важно вовремя поддержать, помочь ребенку, но в своей помощи как бы идти за ребенком, а не тащить его, навязывая свое мнение.

Искусственное « натаскивание» представляет большую опасность в развитии творчества ребенка. Желая опередить естественное развитие ребенка, родители часто его начинают « натаскивать» - преждевременно загружают ребенка и в дальнейшем взаимная радость смениться взаимной сосредоточенностью, а может быть и взаимным раздражением. Интерес превратиться в обязанность и искорка таланта так и потухнет, не разгоревшись.

Не пытайтесь дать ребенку « все и обо всем». Важно не количество , а качество знаний. Необходимо обратить внимание на систематичность, упорядоченность информации посредством установления причинно – следственных зависимостей, обобщений.

Будьте готовы к тому, что ребенок уже не сможет оставаться на том уровне знаний, который вы ему сможете обеспечить. Возникает необходимость оказать помощь в поиске более компетентного наставника на базе школы или в сфере дополнительного образования, а может быть и в смене образовательного маршрута для более углубленного изучения предмета. Не исключается  возможность «перепрыгивания» через класс.

Все же наиболее важным в развитии одаренности является человеческий фактор – это проявление внимания к действиям ребенка, поддержание у него положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме " ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"

Содержит рекомендации для работы с одареннными  детьми...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности детей и взрослых по развитию речи с использованием ИКТ технологий для детей 5-6 лет. "В гости сказка к нам пришла"

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происх...

Методическая разработка: Проект с участием детей и родителей.(для детей старшего дошкольного возраста) "В гости сказки к нам пришли"

Необходимые условия для реализации проекта:- заинтересованность родителей и детей;- методические разработки.Актуальность данного проекта.Чтение имеет большое значение для формирования у детей грамотно...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...