Доклад «Создание условий в ДОУ для реализации инклюзивного образования воспитанников»
статья (младшая группа) на тему

Шевлякова Елена Алексеевна

   В  календаре есть дата - 3 декабря. Как вы думаете, что это за день? Правильно, но он называется по другому.

Это день сильных людей. День тех, кого не сломила судьба и определенные обстоятельства.

 Как говорил Козьма Прутков: «Все люди ограничены, но каждый по - своему. В этом состоит его индивидуальность».

 В настоящее время  педагоги  все чаще сталкиваются с  детьми  с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям необходимо особое внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Создание условий в ДОУ для

реализации инклюзивного образования воспитанников»

Подготовила: Шевлякова Е. А.,

воспитатель высшей

квалификационной категории

   В  календаре есть дата - 3 декабря. Как вы думаете, что это за день? Правильно, но он называется по другому.

Это день сильных людей. День тех, кого не сломила судьба и определенные обстоятельства.

 Как говорил Козьма Прутков: «Все люди ограничены, но каждый по - своему. В этом состоит его индивидуальность».

 В настоящее время  педагоги  все чаще сталкиваются с  детьми  с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям необходимо особое внимание.

   И в настоящее время, одной  из  современных форм  организации обучения таких детей - инклюзивное образование.  Как вы думаете, является ли это образование инновацией?                                                      

Данное направление в деятельности ДОУ не является инновацией, так как еще в 1908 году Кащенко Всеволод  Петрович  открыл в России необычное  учебное заведение – школу-санаторий для малоуспешных детей.

С той поры минуло 110 лет, изменилось государство, общество, неоднократно менялось название учреждения, но неизменным оставался смысл его деятельности –  психолого – педагогическая помощь детям с особыми образовательными потребностями.

     

Исторические факты являются свидетельством того, как за период почти двух тысячелетий постепенно изменялись отношения общества к детям с ограниченными возможностями.

Например: в гитлеровской Германии нацисты развернули свою пропаганду  таким образом, что общество безропотно согласилось с физическим уничтожением детей-инвалидов, как с ненужным балластом.

С 1939 началось уничтожение больных детей до трёх лет, а вскоре и всех "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых.

В послевоенные годы стала развиваться модель помощи инвалидам, получившая название «медицинской». Приюты и интернаты для людей с отклонениями превратились в больницы, где главным фактором стало лечение и уход за ними.

В 70-х годах прошлого столетия  возникла новая социальная модель - инклюзивная, т. е. включающая. Социум должен был принять человека со всеми особенностями и предоставить ему соответствующие возможности.

 Необходимость разработки и  внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования.

14 апреля 2016 года президент России В. В. Путин заявил о том, что государство должно продвигать инклюзивное образование. Такое мнение он высказал в ходе «прямой линии с гражданами страны».

 

 Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно численность данной категории детей растёт.

     В последние годы наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа, а воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно.

Но родительская общественность здоровых детей в большинстве случаев не готова к инклюзивному образовательному процессу и категорически не желает совместного обучения своих детей с детьми, имеющими различные функциональные особенности.

В тоже время начинать инклюзивное образование необходимо с раннего возраста, с детсадовских групп, сформированных по принципу включения в них детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы в школе, процесс шел более гладко.

Для этого в ДОУ, необходимо создать условия:

- кадровое обеспечение - для этого надо предусмотреть в штатном расписании специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью.

-  материально- техническое обеспечение включает подготовку помещений, оборудованые для развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия;

 - медико- социальное

Согласно статье 55 пункт 3  Закона «Об образовании» «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

- информационно- методическое обеспечение – это доступ родителей и педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам. Насыщение библиотеки учреждения специальной литературой, групповых   комнат и кабинетов учебными пособиями, диагностическими материалами.

 - финансовое обеспечение- это денежные средства, которые необходимы для оплаты труда и создания условий в ДОУ

- предметно - развивающая среда должна быть:

•  безопасной.

•  комфортной и уютной.

• организуется в соответствии с  интересами

• вариативной

• информативной.

  Как вы считаете, детские учреждения готовы к работе в данном направлении? (нет условия для определенных детей).

 В наших дошкольных учреждениях достаточно специалистов? С чем это связано?     (не престижная профессия, маленькая зарплата, ответственность).                                                                                                      

В  образовательных учреждениях необходимы специалисты:  учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, медсестра оздоровления и педагог, которые разрабатывают  индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ.

Индивидуальные занятия должны проводятся в кабинетах, которые  имеют всё необходимое игровое и учебное оборудование.

Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.

Педагог—  проводит занятия по продуктивной деятельности и конструированию, развитию предметной и игровой деятельности,  трудовому воспитанию; организует деятельность детей вне занятий, прогулки,  формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов.

В нашем мире так много особенных людей. Людей, которые не похожи на нас и друг друга. Кто-то не может ходить, кто-то говорить, есть и те, кто, казалось бы, не может ничего. Люди с ограниченными возможностями. Особенные люди. Кто поможет им добиться в жизни чего – ни будь? Каково им в нашем мире, мире не всегда готовом их принять? Глубокий смысл заложен в притчах. Послушайте одну из них.

                                     

                                         ПРИТЧА.

Собрались как–то лягушки и разговорились о жизни.
— Как жаль, что болото, в котором мы живём такое маленькое. Суметь  бы добраться до соседнего болота, говорят, что там значительно лучше и удобнее! – сказала одна лягушка.
— А я слышала, что где-то  в горах есть замечательное  место! Там чистое большое озеро, заросшее кувшинками, свежий воздух, и нет мальчишек-хулиганов, – мечтательно произнесла  вторая лягушка. Рядом с ними сидела еще одна и внимательно наблюдала за ними.
— Что говорить об этом? – вступила в разговор  большая жаба. – Всё равно вы туда никогда не сможете добраться!
— Почему это?– сказала лягушка-мечтатель, – давайте докажем этой вредной жабе, что сможем дойти до озера в горах!
В день, когда лягушки собрались в путь, все, кто остался в родном болоте, стали кричать и отговаривать их от этого поступка,

но они не слушали уговоров остаться и отважно двинулись в путь. Следом за ними отправилась и лягушка – отшельница.

Все, кто встречался на их нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи, убеждая их в невозможности достижения поставленной  цели. Шли они несколько дней, многие из них выбились из сил, те кто потерял надежду добраться до места, поворачивали обратно в родное болото. Постепенно их  компания  становилась всё меньше и меньше и в итоге  только одна лягушка – отшельница не свернула с пути,  дошла до чистого красивого озера  и поселилась в нём.

Почему она смогла это сделать, ведь она была не сильнее других? Оказалось, что эта лягушка  была  глухая и не слышала, тех, кто говорил, что достичь озера невозможно. Она просто шла к своей цели. Какие бы мы не были – у нас должна быть мечта. Мы, педагоги, должны стать путеводителями и помогать  детям достигать своей цели.

   Слово «инклюзия» («включение»)  сегодня звучит красиво и часто. Но вопрос остается открытым, поскольку  общественное сознание еще не готово к подобным переменам, а принятые законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных, гибких и материально обеспеченных систем.

Каждый из нас понимает, что инклюзивное образование, о котором я говорила сейчас – идеальный вариант для цивилизованного общества. Однако на практике это все совсем иначе. Не все образовательные учреждения имеют возможность финансово создавать необходимые условия. Государство выделяет недостаточно средств для  учреждения, в котором ребенок с ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.  

Нам лишь остается уповать на свою совесть, великодушие, человечность, опыт, педагогическую компетентность и самостоятельно, методом проб и ошибок, притворять в жизнь государственные проекты.

                                Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

«Создание необходимых условий для организации и развития инклюзивного образования в доу»

"Создание инклюзивной образовательной среды в ДОУ" 1 сл. В последнее время мы слышим много рассуждений об инклюзивном образовании. На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является ...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...