Консультация "Теория решения изобретательских задач – что это?"
консультация (старшая группа) на тему

Даньшина Ася Георгиевна

Сегодня для ребенка важно не только овладеть знаниями и навыками, но и умение использовать их в своей жизни, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_triz.docx321.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Теория решения изобретательских задач

 – что это?

Сегодня для ребенка важно не только овладеть знаниями и навыками, но и умение использовать их в своей жизни, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности.

В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач разработана в СССР в 1946 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.

Ценность использования технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста состоит в следующем:

Технология ТРИЗ способствует развитию личности ребенка. В процессе освоения методов и приемов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю как, я могу». Дети становятся увереннее, они учатся находить выход из проблемных ситуаций, не пасовать перед трудностями и неудачами, легче адаптируются к любым жизненным обстоятельствам. Все это способствует развитию продуктивного, творческого мышления, воспитанию самостоятельности.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма (например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений)

- Метод проб и ошибок

- Метод эмпатии (например: дети собрались мыть руки, спрашиваем их, о чём сейчас думает мыло, боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д.)

- Метод противоречий (например, дождь: почему хорошо, почему плохо)

- Сравнение живых и неживых объектов (Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т. д.)

- Системный анализ (например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем)

- Изменение сюжета сказки (например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа» Дети: «Не папа, а мама!»)

ЧТО ДАЕТ ТРИЗ ДЕТЯМ?

Дети начнут рассуждать, выдвигать идеи, расширится круг обсуждаемых тем, они станут увереннее. Больше фантазируют, придумывают, сочиняют. Добывают знания через «фокусы», опыты.

ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

 

Консультацию подготовила

Воспитатель Даньшина А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач

В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Теория решения изобретательских задач. Занятия в детском саду

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немноги...

Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»

Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми  технологию ТРИЗ....

Презентация "Теория решения изобретательских задач или развитие творческого воображения"

научить детей системно мыслить, направлять мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений....

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...