Приобщение родителей к воспитанию познавательного интереса у детей через экспериментирование.
консультация на тему

Богуцкая Ирина Викторовна.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение родителей к воспитанию познавательного интереса у детей через экспериментирование».

Приобщение родителей к воспитанию познавательного интереса у детей через экспериментирование.

  Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.

Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

В своей работе мы стараемся занимать позицию старшего друга, помогаем в проведении опыта, даём совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляем экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараемся удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому. А значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.

Основное требование в работе - это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса. Ребенок познаёт радость открытия нового, узнаёт необычные свойства привычных предметов, расширит свои представления о мире, поэтому необходимо, чтобы воспитатель и родитель в любую минуту был готов к экспериментальной деятельности.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.   

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов,

ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

В процессе работы с детьми, выявилась проблема: родители (большинство) не осознают важности совместного с детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями происходящими в природе, животном мире.  Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

Было проведено анкетирование. По результатам анкетирования было выявлено, что многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, чем заниматься наблюдением или экспериментом. Необходимо было объяснить, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения, дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

В ходе работы постарались   наладить тесный контакт с родителями.

Для заинтересованности родителей и вовлеченности их  в воспитательно-образовательный процесс используем различные методы:  большой популярностью пользуется так называемый раздаточный материал: памятки, брошюры. Это эффективный способ  донести информацию для родителей.

Были проведены консультации для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

2. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

3. Семинар-практикум для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования и нам взрослым необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Особенно в  старшем дошкольном возрасте опыты могут получить интересное продолжение дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната, кухня.

Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а поэтому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

В заключение хочется процитировать слова известного психолога Павла Петровича Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»

Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...

Краткосрочный, творческий проект в средней группе. Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Краткосрочный, творческий проект в средней группе.Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...

"Приобщение родителей к воспитанию познавательного интереса у детей через экспериментирование»

В данной консультации содержится порлезная информация для родителей по организации познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях......

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...

Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема:  "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....