Главные вкладки

    Консультация: "Фонематический слух - это основа правильной речи".
    консультация по теме

    Лузянина Ольга Леонидовна

    Практический материал по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей.

    «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

    Цель: привлечь родителей к занятиям по  обучению грамоте (развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР).

    Задачи: 1.Показать родителям значимость работы с детьми по развитию фонематических процессов;

    2.Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематических процессов.

         Здравствуйте, уважаемые родители. Я, рада вас видеть  на сегодняшней консультации. Заканчивается учебный год и мне необходимо вам дать важную информацию и рекомендации на лето.

       Сегодня, мы поговорим о том, какими знаниями и умениями должен обладать родитель, для того, чтобы помочь детям справиться с речевыми нарушениями, а также успешно начать обучение грамоте. Многие родители считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не так.

       Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).  Для того, чтобы ребенок научился  грамотно чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи). Ребёнок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

    Фонематический слух — различение, умение слышать, разделять речевые звуки, что является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

     При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Ребёнок не поймёт и не услышит, что лук и люк– это разные слова., удочка  и уточка, цвет и свет, плач и плащ. Например на обследовании половина группы не смогли правильно повторить слоги с оппозиционными звуками: ба-па-ба, да-та-да и др. Так же, ребёнок на слух может не различить, что в слове люк, первый звук мягкий, а в слове лук – твёрдый.

    В норме у детей фонематическое восприятие и слух формируется задолго до обучения в школе. Несформированность и отставание в фонематическом развитии в дошкольном возрасте, создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму в дальнейшем.

    На письме могут появиться такие ошибки, как: замены и пропуски букв, слияние слов на письме, пропуски и перестановки слогов. При чтении встречаются замены звуков, побуквенное чтение, непонимание ребенком прочитанного. Также дети могут не понять, не услышать точную инструкцию.

    У детей с речевыми нарушениями фонематические процессы сами по себе не формируются. Их нужно развивать не за полгода до школы, а минимум за 2 года.

    Это сложный этап обучения, т.к. необходимо научить ребёнка разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

    Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и словах, на вопрос «Какой первый звук в слове «МОСТ?» отвечают – «мо». В слове  «БАНКА» - отвечают, что первый звук «ба».

        Лучше всего фонематические процессы развивать в игре.

    Большинство таких игр  можно использовать в дороге и на кухне.

    Игровые упражнения

    Игры с неречевыми звуками «Повтори ритм»

    Для этой игры прошу выйти ко мне одного человека. Повернитесь спиной к нам и внимательно слушайте, как мы будем хлопать, а затем прохлопайте также. (Несколько человек по очереди загадывают ритмы)

    //- - /,  /- -//, //- - -, //- -//, - -////, /- - - //

    Игра «Кто стучится? »

    Каркуша на день рождения ждёт гостей. Отгадайте, кто пришёл первый? Кто второй?

    Первый гость стучится  в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, дети ищут на картинке соответствующий ритм.

    второй так: /-//, третий: //- /. Логопед предлагает внимательно

    послушать ритм и определить, кто стучится.

    «Погремушки»

    Перед вами контейнеры от киндер-сюрприза. Они наполнены различными крупами, макаронами. Необходимо на слух найти контейнеры с одинаковым наполнителем, не открывая их.

    Игры с неречевыми звуками

     «Поймай звук»

    Я называю звуки, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р] («поймайте» его). л,р,м,р,ч,р,л; 

    Я называю слоги, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р]. ла-ра-ша-ка-ра;

    Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р].

    (Рыбка, игрушка, машинка, кукла, мяч, пирамида, скакалка, коробка, кубики, робот,       забор… )

    Аналогичное задание: хлопни на звук [Р], топни на звук [Л]..

    Лампа, кружка, кукла, скакалка, экскаватор, пазлы и т д.

    «Найди картинку»

    Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; дом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа. Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?" 

    «Разложи  картинки» Разложить картинки, в названиях которых содержатся звуки 3 или Ж, под соответствующими буквами. (Перед ребёнком кладутся буквы 3 и Ж и картинки, ребенок сортирует картинки).

    Речевые игры «Послушай, повтори слоги/ слова»

    1. С этой целью предложите ему повторить слоги парами:                                                          ба-па-ба, да-та-да, са-ша- са, ша- са - ша, са-ца-са, ра-ла-ра, жа-ша-жа.
    2. са-за-за-са, зо-зо-со-зо, су-зу-су-су.  Коза - коса; лужа - лыжа

    «Назови слово»    Кто назовет больше слов на определенный звук.

    У меня в руках мяч. Я начинаю игру - называю слово- существительное, начинающееся на звук [ш] и передаю следующему игроку.

    «Запомни слова» Запомнить и назвать слова со звуком З из короткого стихотворения.        Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.

    Змей летит выше берёз!

    Ветер змея не жалея,  прямо к солнышку понёс.

    «Что  лишнее?»

    Я назову четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Определите первые звуки в словах и скажите, какое слово лишнее.

    Шишка, щетка, шапка, шашка.           Сумка, собака, солонка,  зайка.

    Рама, роза, лампа, ручка.

    А теперь определите четвертый лишний по последнему звуку – названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.

    Кот, кулёк,  рот, енот.              Богатырь, царь, мотор, фонарь.

    «Исправь ошибку?»

    Я произнесу 4 слова, искажая заданный звук, а вы должны найти ошибку и  произнести  слово правильно.

    Сапка, шапка, щапка, сяпка.                       Жайка, сяйка, щайка, зяйка.

    Вампа, уампа, лампа, рампа.

    Игры на развитие Фонематического анализа и синтеза.

     Основной этап.

       

    Ещё раз напомню, что ребёнка необходимо научить слышать звуки, узнавать и различать их. Давать каждому звуку характеристику: Какой звук? Гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. Учить соотносить звуки с буквами; соотносить звуки с их символами (кружки и квадраты синего, красного и зеленого цвета)

    Учить определять, что прозвучало -  звук, слог  и слово.

    Значит, ребёнок должен иметь представление, что предложение состоит из слов, слова из слогов, а слоги из звуков.

    Дифференциация звуков, подготовка к звуковому анализу слов

    «Твёрдый – мягкий»,            

     Для того, чтобы детям было проще различать твердые и мягкие звуки, твердые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие – зеленым. Перед вами два карандаша – зеленый и синий. Если я назову слово, в котором будет твердый звук [л], вы поднимите синий карандаш, если мягкий [ль] – зеленый.

    Лента, лось, локоть, лампа, линейка, лыжи, люстра, луна, люк, лук.

    (подсказка: гласные буквы - И,Е,Ё,Ю,Я, смягчают предыдущий  согласный. За исключением правил: Й,Ч,Щ – всегда мягкие, Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые.

    «Камень – подушка» устная игра. ( на слух)

    «Вертолёт – вагон» Давай посадим в вертолёт зверей и птиц, в названии которых есть звук вь, а в вагон, в названии которых есть звук В.

     

    «Звонкий-глухой»  - определяем ладонью. Если горлышко дрожит, то звук звонкий, если молчит, то - глухой. Так же можно закрыть ушки ладонями.

    Определение места звука в слове

    -Учить выделять первый, последний звук в словах, названиях картинок, определять место заданного звука (начало, середина, конец): работать со схемами и фишками.

     «Рассели картинки по домикам»:

    Перед вами три домика и картинки. Нужно расселить их по домикам. В первый домик мы поселим те картинки, в названии которых звук [л] в начале (первый), во второй домик поселим картинки, в названии которых звук [л] в середине, в третий – те картинки, в названии которых звук [л] в конце (последний).

    Работа со схемами. Схема слова состоит из 3 квадратиков.(Начало, середина, конец слова) Определяем 1 звук, последний звук, все остальные звуки – это середина.

     «Цепочка слов» Игра - аналог игры «города». Сейчас мы по очереди будем называть любые слова- существительные, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

    Определение последовательности и количества звуков в слове,

    развитие фонематического синтеза

    Учить составлять звуковые схемы слов, подбирать картинки к схемам, отгадывать слова по заданным символам, находить пропущенную или лишнюю букву в слове, придумывать слова с определенным количеством звуков.

    При обучении чтению нужно наоборот уметь соединять звуки в одно целое. Например, при соединении звука [м] и звука [а] получается слог ма.

    Постепенно эти действия становятся автоматизированными, то есть ребенок выполняет их не задумываясь.

    «Собери слово»

    Я произношу слово по звукам, вы должны догадаться, какое это слово.

    Например, К, О, Т – получилось КОТ.   Д, О, М.   В, А, Т, А.

    «Сосчитай звуки»  Делим  слова  на звуки.

    ДОМ -  1- д, 2- о, 3- м. – 3 звука,

    Луна – 1-л, 2-у, 3-н, 4-а. – 4 звука,  сумка – с-у-м-к-а – 5 звуков

     «Прочитай слово по первым звукам» (на карточках)

    Слоговой анализ и синтез слов

    (Учить составлять слоговые схемы, подбирать слова к схемам, устанавливать правильную последовательность слогов в слове, придумывать слова с заданным количеством слогов, делить слова на слоги).

    «Раздели на части» Произносим слово, определяем, какие гласные звуки поют и тянутся в этом слове.  Луна -  у – а – 2 слога.

    Запоминаем: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слон, Аня.

    «Рассади героев по вагонам»

    Работа со схемами

    Учимся составлять схемы

         В подготовительной группе работа будет усложняться.  Поэтому рекомендую закрепить знания и умения полученные на логопедических занятиях, в летний период. Проведение этих игр не займет у вас много времени, но принесет положительные результаты и поможет избежать вашим детям при обучении в школе многих трудностей.

         Наша встреча завершается. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе.  Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для родителей детей с ФФНР «Фонематический слух - как основа правильной речи»

    Мастер-класс представляет собой подборку игр, логопед объясняет проведение каждой игры и проигрывает их вместе с родителями....

    Фонематический слух как основа правильной речи.

    Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи - это фонематический слух....

    Консультация: « Фонематический слух – основа правильной речи»

    Умение сосредоточиться на звуке, узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы – называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного ...

    Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

     Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

    Фонематический слух как основа правильной речи

    Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной речи. Рекомендуемые упражнения и игры помогут ребёнку освоить звуковую систему родного языка, подгот...

    Статья: «Фонематический слух – это основа правильной речи».

    Фонематический слух – это способность человека к распознаванию и различению фонем или речевых звуков родного языка. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звук...