Консультация: "Фонематический слух - это основа правильной речи".
консультация по теме

Лузянина Ольга Леонидовна

Практический материал по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Цель: привлечь родителей к занятиям по  обучению грамоте (развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР).

Задачи: 1.Показать родителям значимость работы с детьми по развитию фонематических процессов;

2.Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематических процессов.

     Здравствуйте, уважаемые родители. Я, рада вас видеть  на сегодняшней консультации. Заканчивается учебный год и мне необходимо вам дать важную информацию и рекомендации на лето.

   Сегодня, мы поговорим о том, какими знаниями и умениями должен обладать родитель, для того, чтобы помочь детям справиться с речевыми нарушениями, а также успешно начать обучение грамоте. Многие родители считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не так.

   Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).  Для того, чтобы ребенок научился  грамотно чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи). Ребёнок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Фонематический слух — различение, умение слышать, разделять речевые звуки, что является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

 При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Ребёнок не поймёт и не услышит, что лук и люк– это разные слова., удочка  и уточка, цвет и свет, плач и плащ. Например на обследовании половина группы не смогли правильно повторить слоги с оппозиционными звуками: ба-па-ба, да-та-да и др. Так же, ребёнок на слух может не различить, что в слове люк, первый звук мягкий, а в слове лук – твёрдый.

В норме у детей фонематическое восприятие и слух формируется задолго до обучения в школе. Несформированность и отставание в фонематическом развитии в дошкольном возрасте, создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму в дальнейшем.

На письме могут появиться такие ошибки, как: замены и пропуски букв, слияние слов на письме, пропуски и перестановки слогов. При чтении встречаются замены звуков, побуквенное чтение, непонимание ребенком прочитанного. Также дети могут не понять, не услышать точную инструкцию.

У детей с речевыми нарушениями фонематические процессы сами по себе не формируются. Их нужно развивать не за полгода до школы, а минимум за 2 года.

Это сложный этап обучения, т.к. необходимо научить ребёнка разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и словах, на вопрос «Какой первый звук в слове «МОСТ?» отвечают – «мо». В слове  «БАНКА» - отвечают, что первый звук «ба».

    Лучше всего фонематические процессы развивать в игре.

Большинство таких игр  можно использовать в дороге и на кухне.

Игровые упражнения

Игры с неречевыми звуками «Повтори ритм»

Для этой игры прошу выйти ко мне одного человека. Повернитесь спиной к нам и внимательно слушайте, как мы будем хлопать, а затем прохлопайте также. (Несколько человек по очереди загадывают ритмы)

//- - /,  /- -//, //- - -, //- -//, - -////, /- - - //

Игра «Кто стучится? »

Каркуша на день рождения ждёт гостей. Отгадайте, кто пришёл первый? Кто второй?

Первый гость стучится  в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, дети ищут на картинке соответствующий ритм.

второй так: /-//, третий: //- /. Логопед предлагает внимательно

послушать ритм и определить, кто стучится.

«Погремушки»

Перед вами контейнеры от киндер-сюрприза. Они наполнены различными крупами, макаронами. Необходимо на слух найти контейнеры с одинаковым наполнителем, не открывая их.

Игры с неречевыми звуками

 «Поймай звук»

Я называю звуки, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р] («поймайте» его). л,р,м,р,ч,р,л; 

Я называю слоги, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р]. ла-ра-ша-ка-ра;

Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [р].

(Рыбка, игрушка, машинка, кукла, мяч, пирамида, скакалка, коробка, кубики, робот,       забор… )

Аналогичное задание: хлопни на звук [Р], топни на звук [Л]..

Лампа, кружка, кукла, скакалка, экскаватор, пазлы и т д.

«Найди картинку»

Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; дом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа. Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?" 

«Разложи  картинки» Разложить картинки, в названиях которых содержатся звуки 3 или Ж, под соответствующими буквами. (Перед ребёнком кладутся буквы 3 и Ж и картинки, ребенок сортирует картинки).

Речевые игры «Послушай, повтори слоги/ слова»

  1. С этой целью предложите ему повторить слоги парами:                                                          ба-па-ба, да-та-да, са-ша- са, ша- са - ша, са-ца-са, ра-ла-ра, жа-ша-жа.
  2. са-за-за-са, зо-зо-со-зо, су-зу-су-су.  Коза - коса; лужа - лыжа

«Назови слово»    Кто назовет больше слов на определенный звук.

У меня в руках мяч. Я начинаю игру - называю слово- существительное, начинающееся на звук [ш] и передаю следующему игроку.

«Запомни слова» Запомнить и назвать слова со звуком З из короткого стихотворения.        Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.

Змей летит выше берёз!

Ветер змея не жалея,  прямо к солнышку понёс.

«Что  лишнее?»

Я назову четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Определите первые звуки в словах и скажите, какое слово лишнее.

Шишка, щетка, шапка, шашка.           Сумка, собака, солонка,  зайка.

Рама, роза, лампа, ручка.

А теперь определите четвертый лишний по последнему звуку – названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.

Кот, кулёк,  рот, енот.              Богатырь, царь, мотор, фонарь.

«Исправь ошибку?»

Я произнесу 4 слова, искажая заданный звук, а вы должны найти ошибку и  произнести  слово правильно.

Сапка, шапка, щапка, сяпка.                       Жайка, сяйка, щайка, зяйка.

Вампа, уампа, лампа, рампа.

Игры на развитие Фонематического анализа и синтеза.

 Основной этап.

   

Ещё раз напомню, что ребёнка необходимо научить слышать звуки, узнавать и различать их. Давать каждому звуку характеристику: Какой звук? Гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. Учить соотносить звуки с буквами; соотносить звуки с их символами (кружки и квадраты синего, красного и зеленого цвета)

Учить определять, что прозвучало -  звук, слог  и слово.

Значит, ребёнок должен иметь представление, что предложение состоит из слов, слова из слогов, а слоги из звуков.

Дифференциация звуков, подготовка к звуковому анализу слов

«Твёрдый – мягкий»,            

 Для того, чтобы детям было проще различать твердые и мягкие звуки, твердые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие – зеленым. Перед вами два карандаша – зеленый и синий. Если я назову слово, в котором будет твердый звук [л], вы поднимите синий карандаш, если мягкий [ль] – зеленый.

Лента, лось, локоть, лампа, линейка, лыжи, люстра, луна, люк, лук.

(подсказка: гласные буквы - И,Е,Ё,Ю,Я, смягчают предыдущий  согласный. За исключением правил: Й,Ч,Щ – всегда мягкие, Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые.

«Камень – подушка» устная игра. ( на слух)

«Вертолёт – вагон» Давай посадим в вертолёт зверей и птиц, в названии которых есть звук вь, а в вагон, в названии которых есть звук В.

 

«Звонкий-глухой»  - определяем ладонью. Если горлышко дрожит, то звук звонкий, если молчит, то - глухой. Так же можно закрыть ушки ладонями.

Определение места звука в слове

-Учить выделять первый, последний звук в словах, названиях картинок, определять место заданного звука (начало, середина, конец): работать со схемами и фишками.

 «Рассели картинки по домикам»:

Перед вами три домика и картинки. Нужно расселить их по домикам. В первый домик мы поселим те картинки, в названии которых звук [л] в начале (первый), во второй домик поселим картинки, в названии которых звук [л] в середине, в третий – те картинки, в названии которых звук [л] в конце (последний).

Работа со схемами. Схема слова состоит из 3 квадратиков.(Начало, середина, конец слова) Определяем 1 звук, последний звук, все остальные звуки – это середина.

 «Цепочка слов» Игра - аналог игры «города». Сейчас мы по очереди будем называть любые слова- существительные, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

Определение последовательности и количества звуков в слове,

развитие фонематического синтеза

Учить составлять звуковые схемы слов, подбирать картинки к схемам, отгадывать слова по заданным символам, находить пропущенную или лишнюю букву в слове, придумывать слова с определенным количеством звуков.

При обучении чтению нужно наоборот уметь соединять звуки в одно целое. Например, при соединении звука [м] и звука [а] получается слог ма.

Постепенно эти действия становятся автоматизированными, то есть ребенок выполняет их не задумываясь.

«Собери слово»

Я произношу слово по звукам, вы должны догадаться, какое это слово.

Например, К, О, Т – получилось КОТ.   Д, О, М.   В, А, Т, А.

«Сосчитай звуки»  Делим  слова  на звуки.

ДОМ -  1- д, 2- о, 3- м. – 3 звука,

Луна – 1-л, 2-у, 3-н, 4-а. – 4 звука,  сумка – с-у-м-к-а – 5 звуков

 «Прочитай слово по первым звукам» (на карточках)

Слоговой анализ и синтез слов

(Учить составлять слоговые схемы, подбирать слова к схемам, устанавливать правильную последовательность слогов в слове, придумывать слова с заданным количеством слогов, делить слова на слоги).

«Раздели на части» Произносим слово, определяем, какие гласные звуки поют и тянутся в этом слове.  Луна -  у – а – 2 слога.

Запоминаем: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слон, Аня.

«Рассади героев по вагонам»

Работа со схемами

Учимся составлять схемы

     В подготовительной группе работа будет усложняться.  Поэтому рекомендую закрепить знания и умения полученные на логопедических занятиях, в летний период. Проведение этих игр не займет у вас много времени, но принесет положительные результаты и поможет избежать вашим детям при обучении в школе многих трудностей.

     Наша встреча завершается. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе.  Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей с ФФНР «Фонематический слух - как основа правильной речи»

Мастер-класс представляет собой подборку игр, логопед объясняет проведение каждой игры и проигрывает их вместе с родителями....

Фонематический слух как основа правильной речи.

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи - это фонематический слух....

Консультация: « Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке, узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы – называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного ...

Фонематический слух как основа правильной речи

Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной речи. Рекомендуемые упражнения и игры помогут ребёнку освоить звуковую систему родного языка, подгот...

Статья: «Фонематический слух – это основа правильной речи».

Фонематический слух – это способность человека к распознаванию и различению фонем или речевых звуков родного языка. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звук...

Фонематический слух как основа правильной речи

Что же такое фонематический слух? Как связан фонематический слух и речь? Как развивать фонематический слух?...