Статья: «Фонематический слух – это основа правильной речи».
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фонематический слух – это способность человека к распознаванию и различению фонем или речевых звуков родного языка. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова. При нарушении речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Фонематический слух – это основа правильной речи».

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно узнавать и различать на слух речевые звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком. При нарушении речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения. 

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).
Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов, является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития. Для проверки состояния фонематического слуха проводят обследование по нескольким компонентам.

Выявление умения ребёнка узнавать и различать неречевые звуки: «Отгадай,что звучит?». Выявление умения различать слова, близкие по звуковому составу: «Покажи картинки»: где коза, а где коса; где удочка, а где уточка. «Назови предметы, которые звучат похоже»: Мишка - мышка, чашка - рубашка, лук - люк. Изучение дифференциации слогов: са-ша, ша-са, за-жа.

Далее выявляем умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости. Упражнение: «Повтори, как я скажу».
- с одним согласным и разными гласными звуками
та-то-ту, шу-ши-ша, ло-ла-лы
сы-са-со, ро-ру-ры, цу-цо-ца
- с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости
па-ба-па, та-да-та, ва-фа-ва
са-за-са,                                              жа-ша-жа,                                          ка-га-ка

Изучение дифференциации звуков.

Выявляем умение различать звуки родного языка. Работу по различению звуков начинаем с гласных. Гласные звуки легче услышать, легче произнести, легче выделить. Их можно тянуть, петь.
Игра «Поймай звук». Послушай ряд звуков. Если услышишь звук А, хлопни в ладоши: А, О, У, А, И, О, А. После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных. Игра «Различай и повторяй»; «Повторяй за мной только слова со звуком м» — предлагаемые слова: калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.

На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие.

Игра «Размести картинки по ящикам» на дифференциацию звуков Ц – С – З. Выявление навыков звукового анализа слова.

Игра «Назови первый звук в слове». Слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции. 

Игра «Разложи картинки» учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи. Назовите картинки, определите первый звук в слове. Подарите картинки: Алику со звуком А, Уле со звуком У.
Определение гласного звука в середине слова.

Определение гласного звука в конце слова.
Изучение умения определять место звука в слове.
Выявление умения определять последний согласный звук в слове.

Выявление умения определять первый согласный звук в слове.
Выявление умения различать мягкие и твёрдые согласные: «Помоги Кате разложить предметы». Предметы, в названиях которых слышится звук К, положи в синюю корзинку. Предметы со звуком Кь - в зелёную.

Выявление умения различать сонорные звуки Р, Л. Если услышишь в слове звук Р, нажимаешь на красный колокольчик правой рукой, а если услышишь в слове звук Л, то нажимаешь на зеленый колокольчик левой рукой.
Выявление умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова). Выявление умения выполнять полный звуковой анализ слова: «Составь звуковую схему слов».
А также не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Задание "Отгадайте загадку" (по первым звукам слов-картинок).

Задание "Как зовут детей?" (по последним звукам слов-картинок).
Вывод: проведя это несложное обследование, можно сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка. Если выявились какие-то проблемы, то начинаем работу по их устранению. Для развития фонематического слуха существуют специальные игры и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Мастер-класс для родителей детей с ФФНР «Фонематический слух - как основа правильной речи»

Мастер-класс представляет собой подборку игр, логопед объясняет проведение каждой игры и проигрывает их вместе с родителями....

Фонематический слух как основа правильной речи.

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи - это фонематический слух....

Консультация: "Фонематический слух - это основа правильной речи".

Практический материал по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Фонематический слух как основа правильной речи

Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной речи. Рекомендуемые упражнения и игры помогут ребёнку освоить звуковую систему родного языка, подгот...

Фонематический слух, как основа грамотной речи.

Фонематическое восприятие - это различение на слух звуков речи. Фонематический слух помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного....

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – важная основа правильной и грамотной речи.

Фонематический слух - способность человека слышать и распознавать звуки речи. ребёнку он очень необходим, чтобы не было в дальнейшем проблем в школе....