Мастер-класс для родителей детей с ФФНР «Фонематический слух - как основа правильной речи»
материал на тему

Решетникова Юлия Павловна

Мастер-класс представляет собой подборку игр, логопед объясняет проведение каждой игры и проигрывает их вместе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_ffn.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 14.

Мастер-класс для родителей детей с ФФНР «Фонематический слух - как основа правильной речи»

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух  фонемы (звуки), из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.

Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять  и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.), и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как – гласные и согласные (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) звуки.

  Игры проводятся с родителями,  в процессе игр родители задают интересующие их вопросы.

ИГРЫ для РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

«Жмурки с колокольчиком» 

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 — 5 раз.

 «Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик, переливает воду, стучит ложечкой по стакану и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

 «Солнце или дождик»

Взрослый тихо звенит бубном (солнце светит), ребенок бегает по комнате, играет, если громко (начинается дождь) – прячется от дождя. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

 «Угадай, кто сказал».

 Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы им текста, меняя высоту голоса, подражая или

Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

ИГРЫ для РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Выдели слово»

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

 «Эхо»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ и повторить звук. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Кто первый?» 

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или | и |. Ребенок четко называет то, что

нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

 «Шутки – минутки»

Взрослый читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры : Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.

 «Так ли это звучит?» 

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каж¬дое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: врач - грач, роса - роза, плод - плот, дрова -

 «Паровозик» 

Взрослый предлагает ребенку помочь птицам и животным «сесть» в вагоны (можно использовать игрушки или картинки с изображением животных и птиц). В первый вагон должны «сесть» те, названия которых начинается со звука, например, Н, во второй –звук Н – в середине слова, в последний вагон – чьё название оканчивается звуком Н. Пример: носорог – ворона – слон.

Аналогичная игра:

«Разложи вещи по полкам»

На первую полку положи картинки, в названии которых заданный звук  находится в начале слова, на вторую -  в середине, на третью – в конце.

«Поймай рыбку»

Вытащив рыбку, ребёнок должен последовательно перечислить  все звуки, из которых состоит её названия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух как основа правильной речи.

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи - это фонематический слух....

Консультация: "Фонематический слух - это основа правильной речи".

Практический материал по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Фонематический слух как основа правильной речи

Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной речи. Рекомендуемые упражнения и игры помогут ребёнку освоить звуковую систему родного языка, подгот...

Статья: «Фонематический слух – это основа правильной речи».

Фонематический слух – это способность человека к распознаванию и различению фонем или речевых звуков родного языка. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звук...

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие фонематического слуха «Звуковые шнурочки»

Дидактическая игра "Звуковые шнурочки" для развития фонематичекого слуха, обогащения словарного запаса, запоминания графического изображение буквы, автоматизируя произношение звука....

Фонематический слух, как основа грамотной речи.

Фонематическое восприятие - это различение на слух звуков речи. Фонематический слух помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного....

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – важная основа правильной и грамотной речи.

Фонематический слух - способность человека слышать и распознавать звуки речи. ребёнку он очень необходим, чтобы не было в дальнейшем проблем в школе....