Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах.
статья на тему

Шутова Анна Ивановна

Я нашла статью к.п.н. о логоритмических занятиях с детьми с заиканием, которую представляю Вашему вниманию. В статье хорошо показаны этапы формирования речи у дошкольников с заиканием, которые посещают соответствующие группы в детских садах комбинированного вида. Для каждого этапа описываются необходимые средства логоритмикм для формирвания плавной речи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах

Шашкина Гульнара Рустэмовна, 

к.п.н., доцент кафедры логопедии 

факультета специальной педагогики

ГБОУ ВПО МГПУ

Музыкальные занятия в детском саду для детей с нарушениями речи тесно связаны с деятельностью логопеда, речевой материал является своеобразным дополнением к его работе по коррекции речи. В основе данной деятельности лежит ритмика Ж. Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности.

Существуют некоторые специфические особенности или требования к проведению музыкальных занятий с детьми с нарушениями речи. Занятия проводят с учетом индивидуальных возможностей детей.

Для детей с заиканием основной задачей является развитие темпа и ритма движений и речи, плавности и координации.

Основным принципом в работе является принцип “от простого к сложному”. Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением. При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах - тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.

Музыкально - ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Логопедической задачей является выработка темпа и ритма движений, точное сочетание речи и движения, закрепление гласных звуков в свободной речи. Музыкальной задачей является выполнение движений в ритме музыки.

Пример упражнения. “Пильщики”, муз. Боромыковой О. С.

Запилила пила, зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и встала. Начинай сначала.

Описание движений. И. п. - дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперед, другая назад.

1- 8 такты - двигают руками вперед - назад, имитируя пилку дров.

9 - 10 такты - Опускают броском руки вниз.

11 - 12 такты - меняются местами друг с другом на бегу.

При слушании музыки рекомендуется использовать прозу и стихи. Речевой материал поможет ребенку понять содержание музыкального произведения. Яркие и выразительные стихотворные образы позволяют выразить эмоции в действиях.

Например, “Старинная французская песенка” Чайковского П. И. (“Детский альбом”) слушается под чтение стихотворения о принцессе, “Итальянская песенка” - под стихотворение об Италии, песне и гитаре, “Нянина сказка” - под ночную сказку.

Работа музыкального руководителя в разделе “Пение “ делится на несколько этапов.

Первый этап - пропевание гласных. Уделяется особое внимание на дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. Задачей данного этапа является развитие мышц речевого аппарата, выделение гласных на слух.

Второй этап - чистоговорки с пением на закрепление свистящих и шипящих звуков, третий - на закрепление сонорных звуков, четвертый - закрепление всех звуков в свободной речи.

Работа по пению не ограничивается чисто звуковой работой. Она должна отличаться таким важным аспектом, как развитие эмоциональной сферы ребенка. Для достижения положительного эффекта песни подбираются разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своими движениями.

Например, песня “Окунь” на звук О, “Антошка” - А, “Ишак” - И, “Удод” - У,”Белый заяц” - Л, “Резиновая Зина” - З, “Мишутка” - Ш и т. п.

Инсценировки и игры с пением способствуют развитию координации речи с движением, формируют умение двигаться в пространстве и в коллективе, развивают эмоциональную выразительность движений и речи, творчество и фантазию.

Логоритмические занятия для детей с заиканием учитывают особенности их речевых и двигательных функций.

У детей с заиканием существуют выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед моментом начала речи, дискоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся является нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально - стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложной эмоциональной ситуации.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2 - 3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.

В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, сопряженно - отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

Средства логопедической ритмики на этапах формирования плавной речи.

Период ограничения речи.

Задача логопедической работы - ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в этом периоде вводятся все неречевые средства, такие как, упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется слушанием музыкальных отрывков - инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

Этап сопряженной и отраженной речи.

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 - 5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие как, упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.

Этап диалогической речи.

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально - выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

Этап самостоятельной речи.

Логопедические занятия формируют умения пересказывать рассказы логопеда, а затем и самостоятельно рассказывать по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия максимально включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, упражнения с предметами и речевым сопровождением.

Этап спонтанной эмоциональной речи закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально - двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию - чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи у детей с заиканием формируются основные моторные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Упражнения с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки. Например, упражнение «Передай платочек». Дети стоят по кругу. У одного из них в руках платочек. Под сильную долю музыки на 2/4 надо передавать платочек по кругу, поворачиваясь к соседу лицом.

Упражнения для развития эмоционально - волевой сферы развивают выразительность и координацию движений, эмоциональность, чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку. Например, упражнение «Бабочки на лугу», муз. сопровождение «Вальс цветов». (Первая часть музыкального сопровождения - под легкую танцевальную мелодию (вальс) дети изображают полет бабочек по кругу или врассыпную. С окончанием музыки дети останавливаются, логопед выбирает самую красивую бабочку, она становится ведущей. Вторая часть музыки -  все дети выполняют движения этой бабочки.

Упражнения, которые используются на логоритмических занятиях для детей раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В МИРЕ СКАЗОК К.И. Чуковского. (Занятие для детей с ОНР в подготовительной логопедической группе)

В настоящее время  большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и я...

Конспект логоритмического занятия для детей подготовительной логопедической группы

Конспект логоритмического занятия для детей подготовительной логопедической группы Тема: «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж].  Прогулка в лес» Цель: дифференциация звуков [ш] –[ж] и ...

Консультация для учителей-дефектологов: Формирование темпа-ритма средствами логоритмических занятий у детей, страдающими заиканием.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным с...

Сообщение "Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах"

Сообщение "Музыкальные и логоритмические занятия  для детей с заиканием,  обучающихся в  логопедических группах"...

Конспект логоритмического занятия "Путешествие в зимний лес" в средней логопедической группе для детей с ТНР

Логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, музыки и движения, являются одной из наиболее эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушений звукопроизношения....

Логоритмическое занятие для детей логопедической группы " В гостях у братцев Тик- Так"

Занятие для детей логопедической группы, занятие организовано музыкальным руководителем, проведено воспитателем и учителем- логопедом с использованием упражнения на координацию движения, ритмического ...

Картотека логоритмических упражнений для детей с заиканием

Картотека логоритмических упражнений для детей с заиканием...