Адаптация малышей
консультация (младшая группа) по теме

Проценко Елена Алексеевна

Адаптивные реакции детей весьма индивидуальны и зависят они от множества характеристик: от здоровья ребенка (психофизиология), от личностных особенностей, от характера семейных отношений и воспитания и, разумеется, от условий пребывания в детсаду или яслях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_malyshey_v_detskih_uchrezhdeniyah.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация малышей в детских учреждениях

Адаптивные реакции детей весьма индивидуальны и зависят они от множества характеристик: от здоровья ребенка (психофизиология), от личностных особенностей, от характера семейных отношений и воспитания и, разумеется, от условий пребывания в детсаду или яслях. В настоящий момент педагоги и врачи разделяют мнение, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, ему их вполне заменяют мать и близкие люди. Естественные и закономерные трудности адаптации к яслям возникают из-за того, что нормальные и, тем более, эмоционально чувствительные и впечатлительные малыши очень остро реагируют на разлуку с мамой. Сравнение детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показало, что ясельные дети отличаются повышенной возбудимостью и чаще болеют, что связано с тем, что для детей двух и отчасти трех лет характерными являются страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, кроме того, происходит изменение жизненного стереотипа и привычного уклада жизни. Таким образом, вывод напрашивается сам собой: ясли - фактор декомпенсирующий для детей, отличающихся эмоциональной чувствительностью, а также нервно- и соматически ослабленных. То есть, для большинства малышей, как это ни печально. Они быстро устают от шума, с большим трудом засыпают днем, у них снижается аппетит. Причем это особенно касается мальчиков: как показали исследования, мальчики 3-4 лет адаптируются к новым условиям хуже, чем девочки; они более уязвимы в плане социальной адаптации, поскольку в этот период больше привязаны к матери и тяжелее реагируют на разлуку с ней.
Эти различия стираются с возрастом и к 6 годам практически исчезают. Хуже всего в новых условиях себя чувствуют малыши, обладающие флегматичным темпераментом - они не успевают за четким ритмом жизни детского садика, причем в условиях стресса склонны еще более затормаживаться, происходит аффективное заострение свойственного детям темперамента - холерики, наоборот, возбуждаются, но в целом процесс адаптации у них протекает гораздо легче. Ощутимые трудности в этот период испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни. Это связано с тем, что у левшей преобладает активность правого полушария, отвечающего за наши эмоции, что делает их более чувствительными к воздействию эмоциональных факторов.
Средний срок адаптации ребенка по данным литературы составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду - 2-3- недели для 3-летнего ребенка и 1 месяц - для ребенка старшего дошкольного возраста. По собственному опыту могу сказать, что обычно адаптация составляет 1-2 месяца, причем первый месяц - самый тяжелый, поскольку у малыша возникают страх, беспокойство, заторможенность, вялость, безучастность - яркие проявления депрессии, а у более старших детей появляются возбудимость, негативизм, упрямство - причем, разумеется, эмоциональная разрядка в полной мере происходит дома. Адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма, малыш более часто начинает болеть простудными заболеваниями, становится подвержен инфекциям, не говоря уже об ОРЗ. В особо тяжелых случаях, если ребенок более года не может адаптироваться к новым условиям, следует остерегаться закрепления тиков и заиканий.
Трудности на первых порах могут также возникнуть у малышей, которые являются единственными в семье, которых чрезмерно опекают, у детей, привязанных к матери, зависимых от нее, привыкших к постоянному вниманию. Разумеется, сложно будет также детям, не имеющим навыков самообслуживания, не умеющим наладить контакт со сверстниками из-за неуверенности в себе, беззащитности - они не обладают ролевой структурой и не умеют играть в коллективе. Следует иметь ввиду, что малыши наследуют многие черты характера родителей - у необщительных мамы и папы скорее всего растет замкнутый ребенок, у него тоже могут возникнуть проблемы в налаживании контактов со сверстниками. Возможно, в период подготовки такого малыша к «выходу в свет» родителям стоит почаще приглашать домой гостей и ходить с малышом в гости.
Для того, чтобы облегчить детский стресс, нужно подойти к садику очень ответственно, чтобы подготовиться к проблемам, которые, увы, обязательно возникнут. Прежде всего, надо помнить, что хороший педсостав - это 90 процентов успеха. Никто не воспротивится, если вы придете в садик, куда в скором времени будет ходить ваш малыш, и познакомитесь не только с заведующей, но и с воспитателями и нянечками. Помните, что вашему малышу общаться с ними по несколько часов в день и именно эти люди должны заменить ему вышедшую на работу маму.
Малыша также следует готовить физически - стоит начать посещать бассейн, если вы туда не ходили раньше, заниматься физкультурой, обливаться. Разумеется, необходимо провести социализацию ребенка, он должен больше общаться со сверстниками - устраивайте дома детские праздники, вечеринки, пусть у вашего ребенка будет своя компания. Из опыта мам могу поделиться «сказкой про детский сад» - в течении месяца бабушка рассказывала внучке, что есть такое замечательное место - детский сад, там живет много детишек, им всем очень весело, они вместе играют, вместе гуляют, у них много красивых игрушек - и так далее. Через месяц девочка уже не могла дождаться встречи с этим волшебным местом. Разумеется, не стоит слишком преувеличивать, чтобы ребенка не постигло разочарование, которое лишь усугубит  стресс.
Стоит заранее дома переходить на новый режим - раньше вставать и ложиться спать, создать дома спокойную обстановку. Все, конечно, знают, что в садик лучше входить постепенно, но этот период слишком затягивать не надо, иначе малыш может привыкнуть, что его всегда забирают после обеда, и первый дневной сон в садике может превратиться в сущий кошмар не только для него. Чувствовать себя уверенно в новом месте помогают предметы-помощники - любимый мишка, кукла или одеяло, как правило, воспитатели с пониманием относятся к малышу, приносящему из дома собственную игрушку или чашку... Выработайте ритуалы прощания и встречи - хорошо, если фраза, которой вы провожаете ребенка, будет одной и той же, эта однотипность, предсказуемость успокоит малыша; рассказывайте, как вам будет весело, когда вы вечером вместе пойдете к бабушке, но не переусердствуйте, а то нет гарантий, что ему не захочется отправиться к бабушке или в кино тотчас же. И конечно же, малыш не должен почувствовать, что предстоящая разлука огорчает не только его.
В первое время надо быть готовым к капризам и истерикам дома, ребенок будет протестовать против «предательства» родителей, надо заранее выяснить, что лучше всего успокаивает малыша - теплая ванна, мультфильмы или что-нибудь еще; нельзя запрещать ребенку возмущаться, надо дать ему возможность свободно выразить свои эмоции. Следует помнить, что с дополнительным стрессом малыш может не справиться, поэтому старайтесь избегать переездов, праздников, в этот период также следует ограничить прием гостей, дома должно быть как можно спокойнее.
Беспокойство снимают седативные препараты - мята, валериана, пустырник (принимать 3 - 4 недели), обязательно пейте свежеприготовленные соки или поливитамины, ешьте больше свежих овощей и фруктов. И тогда вы сможете облегчить вашему малышу первые шаги во взрослую жизнь.

Ульяна Китринская, психиатр.