"Самооценка детей в дошкольном возрасте"
консультация на тему

Басалыга Наталья Петровна

Консультация для родителей для повышения педагогической граммотности; налаживания доброжелательных отношений; установление партнерских взаимоотношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_rodit.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте.

Ребенок- существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. С окружающим миром ребенок входит в бесконечное число отношений, в результате развивается. Эти отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения (внеситуативно- познавательное, внеситуативно-личностное)

Начальный этап формирования личности ребенка 3-7 лет.

« Я сам!»- отделение от взрослого – открытие своей внутренней жизни - самосознание.

Развитие самосознания

Соподчиненность мотивов

Личностные «хочу                                                                             общественно значимые «надо»

Проявляются:

В разных видах деятельности.                                                         В желании сделать что-то для других людей.

    (особенно в обществе взрослых) и

и направлены на предметы деятельности

Усвоение нравственных норм

Моральные представления и оценки

                                    -активное отношение к событиям жизни;

                                   -формируется сочувствие, заботливость.  

                          Формирование произвольного поведения

Неустойчивое поведение                  - общение с взрослыми и сверстниками

              -услышанное....

         - увиденное...

                                 -собственная деятельность.

Самооценка

На основе оценок взрослых и достигнутых результатов деятельности

Завышенная /// Завышенная /// Более правильная и достаточно устойчивая

Усвоение норм и правил.

Умение соотносить свои поступки

с этими нормами.

Первые задатки произвольного поведения.

Знают свои возможности и умеют достигать

цели в привычной деятельности.

Все это имеет важное значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в дошкольный период. В этот период складываются психологические механизмы личностного поведения. Еще в возрасте 2-3 лет ребенок отделяет себя от других людей, осознает собственные возросшие возможности. Но особенности эти отчетливо проявляются к концу дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание.

Развитие самосознания ребенка.

Возраст

Особенности самосознания

Пример

3года

Отделяет себя от взрослого. О себе,

о своих качествах еще не знает.

«я построю дом до звезд»

4года

Слушает мнения других людей. Оценивает

 Сна основе оценок старших. Стремится действовать в соответствии со своим полом.

«я-хороший-так сказала мама.

 4-5лет

Слушает мнения других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.

«Хороший всегда поступает правильно, плохой-плохо»

5-6лет

Оценка становится меркой норм поведения. Оценивает на основе

принятых норм поведения. Лучше оценивает других, чем себя.

«Мы с Сашей друзья. Он хороший. Но сейчас Саша сделал неправильно»

7лет

Старается оценивать себя более правильно.

«Сам я не очень хороший товарищ, болтаю на занятиях, никак не могу сдержаться».

Самооценка дошкольника формируется:

 под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, а с другой стороны- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

В разных видах деятельности самооценка разная:

*В рисовании ребенок оценивает правильно

*В пении недооценивает себя.

*В грамоте переоценивает.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания.

Дети с адекватной самооценкой

Дети с завышенной самооценкой

Дети с заниженной самооценкой

Родители уделяют ребенку достаточно много времени.

Родители уделяют ребенку очень много времени.

Родители уделяют ребенку очень мало времени.

Оценивают положительно, чем большинство сверстников.

Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников.

Оценивают ниже, чем большинство

 сверстников.

Часто поощряют (не подарками).

Очень часто поощряют (в том числе и подарками).

Не поощряют.

Наказывают в виде отказа от общения.

Редко наказывают.

Часто наказывают упреками.

Адекватно оценивают физические и умственные данные.

Очень высоко оценивают умственные данные, хвалят при других.

Низко оценивают.

Прогнозируют хорошие оценки в школе.

Ожидают отличные успехи в школе.

Не ожидают успехов в школе.

Ребенок чаще осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивают взрослые. Как бы он это не делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего, осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой воспитательной работы. Как взрослый оценивает ребенка и сверстников. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный, с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств). Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Подмечено

*Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки;

*Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений – самооценка чаще занижена;  

*Дети, имеющие разный статус, положения в группе – по-разному оценивают себя;

«Непопулярные» дети переоценивают себя.

Взрослый должен:

*Помогать ребенку в осознании его особенности не только в деятельности;

*Но и в поведении, отношении к окружающим;

*Помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

Дети с высокой самооценкой:

*В группе чувствуют себя увереннее;

*Активнее проявляют свои интересы;

*Ставят перед собой более высокие цели.

Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности. Помогая ребенку в повышении его самооценки взрослый, тем самым, помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Диагностика самооценки

Самооценка детей дошкольного возраста может быть изучена:

*В конкретной деятельности (оценка результатов собственной деятельности);

*В области умений и качеств личности;

*В области оценок собственной личности в целом.

Изучение самооценок в конкретной деятельности

После выполнения определенного задания (лепка, рисование, аппликация и. т.п.) ребенку предлагается оценить свой рисунок, поделку, аппликацию, исходя из трех оценок:  « очень хорошо», «хорошо», «не очень хорошо». Возможно сравнение собственного рисунка с заведомо лучшим или худшим (рисунки отбираются воспитателем).

Оценка

Если ребенок оценивает собственный рисунок как «очень хороший» ( выше, чем лучший рисунок другого ребенка), то самооценка считается высокой, если- «хороший» ( считает, что хуже, чем нарисовал один товарищ, и лучше, чем нарисовал другой), то самооценка принимается за среднюю, если собственный рисунок оценивает как « не очень хороший» (идентифицирует с плохим рисунком товарища или считает, что его собственный рисунок еще хуже), то имеет место низкая самооценка.

Изучение самооценки конкретных качеств и умений

Ребенку предлагается оценить уровень развития некоторых качеств личности (трудолюбие, аккуратность, послушание, смелость, ловкость, честность, внимательность и др.) или конкретных умений (играть, трудиться, рисовать, лепить, слушать, читать, писать и др.). Шкала оценок может быть аналогичной: «очень хорошо», «хорошо», «не очень хорошо».

Оценки «плохо» следует избегать, т.к. часто дети ее не принимают. Например, ребенка спрашивают: «скажи, как ты умеешь считать: очень хорошо, хорошо или недостаточно хорошо?». Как в и предыдущем случае, можно использовать сравнения себя со сверстниками: «назови, кто в вашей группе умеет считать... Ты лучше его считаешь так же, как он, или хуже?». Если ребенок говорит, что считает лучше, чем сверстник - самооценка получает 3 балла, если так же 2 балла, хуже 1 балл.

Оценка

Все баллы(как по качествам личности, так и по отдельным умениям) суммируются, полученная сумма делится на максимально возможную сумму и умножается на 10. Например, оценивалось 10 качеств личности, следовательно, максимально возможная сумма равна 30 (3* 10); ребенок набрал 15 баллов, отсюда его самооценка равна 15:30*10=5. Самооценка, таким образом, варьируется в пределах от 3 баллов до 10.Чем выше балл, тем выше уровень самооценки и наоборот.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты цикла занятий "Я и другие" по развитию адекватной самооценки детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР.

Цикл занятий "Я и другие" для детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР направлен на развитие адекватной самооценки: уверенности в себе и своих возможностях, активности, инициативности, самостоят...

Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста

СтатьяАвторы: Фаттахова Виктория Михайловна, Исакова Екатерина Андреевна, Коновалова Надежда Васильевна Рубрика: Педагогика Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г. Дата публикации: 03.0...

Исследование на тему: Самооценка детей старшего дошкольного возраста.

Мы провели эмпирическое исследование для выявление уровней самосознания детей старшего дошкольного возраста, выявлялась система представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнен...

Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста

Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....

ВЛИЯНИЕ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья на тему:ВЛИЯНИЕ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...