Знакомство дошкольников с гласными звуками.
консультация (подготовительная группа) по теме

Знакомство дошкольников с гласными звуками.

Гласные звуки.

Необходимо научить ребёнка вычленять гласные звуки  детей, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Гласные звуки  мы можем пропеть, их легко произносить,можно долго тянуть, воздух проходит свободно, при пении нам не мешают язык, губы, зубы.

Стихи:

Гласные звуки.

Гласные тянутся в песенке звонкой,  
Могут заплакать и закричать,  
Могут в кроватке ребенка баюкать,  
Но не желают скрипеть и ворчать.

(В. Берестов)


 Гласные тянутся песенкой  звонкой: и-и-и,  
Могут заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,  
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,  
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.  
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.  
 

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует,голос зовет.

Звук получается гласный

 

А- пошире рот открой,

не ленись и громче пой

У- надул капризно губки,

их он вытянул, как трубки

О –округлив большие губы,

«о» приоткрыл немного зубы,

язык поглубже оттянул,

спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

всё зевает он спросонок

ы-ы-ы- поспать ещё часок

или может выпить сок?

Э- вот в задумчивом сомненье

«э» высказывает мненье:

э-э-э- не знаю, что сказать,

может лучше помолчать.

И- улыбка, весельчак

он смеётся звонко так,

на широком язычке

скачет звук,  как на седле.

Все: -Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

( О. Дмитриева)

 

 

Игры:

«Назовите  предметы,которые начинаются с гласных»:

А- арбуз,ананас, апельсин.

О- осень ,ослик, обруч.

У –утюг,уж,улитка.

Э –эхо,этаж, электричество.

Ы – нет слов на букву Ы.

И- иглы,ирис,игрушки.

Е –енот,ель,ежевика.

Ё-ёжик, ёлка ,ёрш.

Я- яблоко,ящерица,ящик.

«Вставьте  гласный звук в слово и прочитайте его»:

м

 

м

 

 

 

т

к

 

«Какие гласные звуки можно услышать в лесу»:

 -  Как воет волк в лесу  ?  -у-у-у

-Если кто-то заблудился, как можно позвать ?  (ау-ау)

Упражнение "Узнайте звук, который я произнесла без голоса".  
(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его  
 

 Игра “Эхо”.

Повторить  звуки  : АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Игра “Разведчики”. Взрослый называет слово,ребёнок показывает пропущенную букву. : ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС. –

Игра  «Прятки»- Взрослый произносит звуки, ребёнок, закрывает глаза руками ( прячется) при проезнесении звука  у (волк воет в лесу)

И-и-и, у-уу, а-а,и-и, мо-о,ну-у, ма-а, у-ук,а-ан……….

Игра  «Ловишки» -Взрослый  произносит звуки,ребёнок хлопает в ладоши при произнесении определённого звука,например, И –песенка индюка

А-а,у-у. и-и, и-им  ,о-ом ,и-ит,  ро-о , ри-и…….

 

Используемая литература: Р.М.Хамидулина « Развитие речи  « «Обучение грамоте» ,Е. М. Косинова  « От звука к слову» ,материалы сайта О. Дмитриевой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с гласными звуками.

Гласные звуки.

Необходимо научить ребёнка вычленять гласные звуки  детей, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Гласные звуки  мы можем пропеть, их легко произносить,можно долго тянуть, воздух проходит свободно, при пении нам не мешают язык, губы, зубы.

Стихи:

Гласные звуки.

Гласные тянутся в песенке звонкой,  
Могут заплакать и закричать,  
Могут в кроватке ребенка баюкать,  
Но не желают скрипеть и ворчать.

(В. Берестов)


 Гласные тянутся песенкой  звонкой: 
и-и-и,  
Могут заплакать и застонать: 
о-о-о--у-у-у,  
Могут качать в колыбели Аленку
: а-а-а,  
Могут, как эхо, в лесу закричать: 
ау-ау-ау.  
Могут лететь высоко в синеву
: и-а-у.  

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует,голос зовет.

Звук получается гласный

 

А- пошире рот открой,

не ленись и громче пой

У- надул капризно губки,

их он вытянул, как трубки

О –округлив большие губы,

«о» приоткрыл немного зубы,

язык поглубже оттянул,

спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

всё зевает он спросонок

ы-ы-ы- поспать ещё часок

или может выпить сок?

Э- вот в задумчивом сомненье

«э» высказывает мненье:

э-э-э- не знаю, что сказать,

может лучше помолчать.

И- улыбка, весельчак

он смеётся звонко так,

на широком язычке

скачет звук,  как на седле.

Все: -Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

( О. Дмитриева)

 

 

Игры:

«Назовите  предметы,которые начинаются с гласных»:

А- арбуз,ананас, апельсин.

О- осень ,ослик, обруч.

У –утюг,уж,улитка.

Э –эхо,этаж, электричество.

Ы – нет слов на букву Ы.

И- иглы,ирис,игрушки.

Е –енот,ель,ежевика.

Ё-ёжик, ёлка ,ёрш.

Я- яблоко,ящерица,ящик.

«Вставьте  гласный звук в слово и прочитайте его»:

М  .М.                         П. П.      К . Т            Н . С

 «Какие гласные звуки можно услышать в лесу»:

 -  Как воет волк в лесу  ?  -у-у-у

-Если кто-то заблудился, как можно позвать ?  (ау-ау)

Упражнение "Узнайте звук, который я произнесла без голоса".  
(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его  

 Игра “Эхо”.

Повторить  звуки  : АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Игра “Разведчики”. Взрослый называет слово,ребёнок показывает пропущенную букву. : ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС. –

Игра  «Прятки»- Взрослый произносит звуки, ребёнок, закрывает глаза руками ( прячется) при проезнесении звука  у (волк воет в лесу)

И-и-и, у-уу, а-а,и-и, мо-о,ну-у, ма-а, у-ук,а-ан……….

Игра  «Ловишки» -Взрослый  произносит звуки,ребёнок хлопает в ладоши при произнесении определённого звука,например, И –песенка индюка

А-а,у-у. и-и, и-им  ,о-ом ,и-ит,  ро-о , ри-и…….

Используемая литература: Р.М.Хамидулина « Развитие речи  « «Обучение грамоте» ,Е. М. Косинова  « От звука к слову» ,материалы сайта О. Дмитриевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

Знакомство со словообразовательной ролью гласных звуков. Звуковой анализ слова «роза»

Конспект по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

"ОБЕЗЬЯНА" ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С СИМВОЛАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ЗНАКОМСТВА С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ И ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ...

Конспект занятия в средней группе: " Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы".

Конспект занятия в средней группе: "Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы". Цель: Познакомить с символом гласного звука [а].Задачи: 1. Учить определять звук [а] изолированно, ...

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Знакомство с символом гласного звука [и]. Домашние животные и их детеныши

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Знакомство с символом гласного звука [и]. Домашние животные и их детенышиЦель : .Познакомить с символом гласного звука [и].Задачи:- Учить о...

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Знакомство с символом гласного звука [э]. Зима

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Знакомство с символом гласного звука [э]. ЗимаЦель: Познакомить с символом гласного звука [э].Задачи:- Развитие артикуляционного аппарата.-...

Конспект «Знакомство с символом гласного звука [ы]».

Конспект «Знакомство с символом гласного звука [ы]».Средняя группаЦель: Знакомство с буквой Ы.Задачи: 1. Развитие артикуляционного аппарата.2.Познакомить с гласным звуком [ы].3.Учить ...