План самообразования Беляковой О.В.
рабочая программа (младшая группа) на тему
План самообразования Беляковой О.В.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Разработка по адаптации детей к детскому саду в группе №1.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому садудолжна базироваться на комплексном подходе:
- работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;
- создание максимально комфортных условий для детей в группе;
- постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;
- учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;
- ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.
Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:
При взаимодействии с детьми:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
При взаимодействии с родителями:
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Результатом работы по адаптации должно стать:
• благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
• создание комфортной обстановки для детей и в группе.
• преобразование предметно-развивающей среды
• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Анализ прохождении адаптационного периода в группе
Свою работу по самообразованию на тему «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» я разделила на три этапа.
I. Подготовительный этап
На подготовительном этапе, перед набором группы я ставила перед собой следующие задачи:
• подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста, отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы младшего возраста;
• составление плана работы и подбор методик работы с детьми.
Результат:
Мной была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОУ и составлен конспект основных моментов, которые помогут в моей дальнейшей работе.
Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.
Был составлен план работы на ближайшие две недели, а также перспективный план .
II. Основной этап Задачами основного этапа стали:
- заполнение родителями «Карт семьи»;
- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;
- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;
- создание доверительных отношений с каждым ребенком;
- адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с каждым помещением группы);
- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;
- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;
- исследование навыков самообслуживания детей;
- развитие умений играть на территории участка.
Результат:
В нашей группе набор детей начался с 01. 08. 2017 года. С первого же дня родителям была предложена «Карта семьи» для знакомства с ребенком, его родителями и уточнения контактных данных. Прием детей проходил постепенно. В первый месяц дети принимались по нескольку человек в день, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
К концу первого месяца группа состояла из 12 детей, причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.
К концу второго месяца группа была сформирована. Большинство детей уже с интересом играли группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных занятиях и играх, хорошо знали свою игровую площадку на улице и только на территории своего участка.
С детьми я проводила целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, разучивание стихов о лете.
Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.
Постоянно проводились наблюдения в природе и целевые прогулки по территории д/с. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время.
К концу летнего сезона было выявлено:
75 % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.
19% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на коленях.
5% - адаптация еще не завершилась.
1% - дети с тяжелой степенью адаптации.
В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.
Проведенное анкетирование (Приложение №1, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.
Из анкеты узнала, как ласково называют ребенка дома родители, как ребенок засыпает дома, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, каковы любимые занятия дома, что хотели получить от пребывания ребенка в детском саду и т д.
Многим родителям помогли мои личные консультации, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация
- «Советы для облегчения адаптации детей»
- «Ваш ребенок поступает в детский сад»,
- «Режимные моменты в детском саду»,
- «Как одевать ребенка летом»,
- «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание».
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации
III. Заключительный этап
- Родительское собрание «Адаптация ребенка к детскому саду».
Результат:
Подведены итоги адаптации детей группы к детскому саду, даны советы по дальнейшей совместной работе родителей, детей и воспитателей.
Список использованных источников.
1 Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.
2 Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.
3 Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
4 Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
5 Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
6. Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду. -2001.
8 Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
9. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
10 Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.
11 Смирнова Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.
12 Столяренко Л. Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.
13 Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой. – М., 1992.
14 Тонкова-Ямпольская Р. В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту по-мощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
1. Ф. И. О. ребенка ___
2. Кто из родителей заполняет анкету, Ф. И. О.?
___
3. Возраст ребенка, о котором Вы расскажете? ___
4. Какой ребенок по счету в семье? Есть ли младшие братья (сестры?
___
5. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?
- нервное
- от потовых желез (мокрый тип)
- от инфекций
6. Как ест и что? ___
7. Что не воспринимает?
- аллергик
- дома не даем___
8. Как засыпает ребенок?
- писается
- быстро засыпает
- сон тревожный
9. Во что лучше играет? ___
10. Кто играет с ребенком? ___
11. Чем играет?___
12. Сам ли одевается и раздевается? ___
13. Есть ли вредные привычки? ___
14. Как дома ласково называете ребенка? ___
15. Как вы охарактеризуете своего ребенка?
- Обидчивый
- Упрямый
- Веселый
- Стеснительный
- Бойкий
- Драчун
- Ласковый
- Болтун
- Молчун
16. Из каких источников Вы получаете педагогические знания:
- смотрите передачи по телевидению, находите в интернете;
- посещаете лекции для родителей;
- читаете педагогическую литературу;
- из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;
- воспитываете без знаний;
- советуетесь с воспитателем?
17. Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет); если нет, то почему:
- знания слишком общие;
- не касаются конкретно моего ребенка;
- даются в сложной форме;
- другое?
18. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:
- непослушание ребенка;
- не поддерживают другие члены семьи;
- испытываете недостаток педагогических знаний;
- ребенок растет нервным;
- ребенок неусидчив, невнимателен;
- трудностей нет;
- другое?
19. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?___
20. Какие черты огорчают?___ ___
21. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:
- порицание;
- наказание;
- поощрение;
- запрещение;
- другое?
22. Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:
- ввести консультационные пункты для родителей;
- освободить женщину от работы;
- увеличить тираж педагогических журналов;
- проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ.
- другое?
23. Хотели бы Вы, чтобы в нашем д/с:
- улучшилось материальное положение, база
- изменилось отношение к детям
- повысилось качество учебно-воспитательной работы
- проводилась интересная работа с родителями
- возникло уважение между родителями
24. Чем могу помочь группе:
- материально
- ремонт
- изготовление пособий
- шью, вяжу, рисую и т. д.
25. ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
___
Спасибо!
Советы родителям в адаптационный период
Наши советы помогут исключить стрессовые ситуации в период адаптации ребёнка к детскому саду.
- Очень важно, чтобы малыш пошёл в ясли абсолютно здоровым
- сделать необходимые профилактические прививки за 1 месяц до поступления ребёнка в детский коллектив
- Дома создать ребёнку условия, максимально приближенные к условиям детского сада
- малыш должен привыкнуть спать, есть, бодрствовать именно в те часы, которые приняты в соответствующей возрастной группе детского учреждения
- Большое внимание уделите своевременному формированию навыков самообслуживания
- малыш должен уметь в определённом возрасте пить из чашки, есть ложкой, пользоваться горшком, одеваться и раздеваться
- Дома приучите ребёнка к определённой температуре воздуха в помещении
- дома должно быть не выше 22 С, чтоб малыш не испытывал в детском садусостояние теплового дискомфорта; не кутайте, правильно одевайте его
- Первое время ребёнка лучше приводить в ясли всего на несколько часов
- постепенно увеличивая время нахождения ребёнка в группе, поможет малышу легче привыкнуть к коллективу
- Создайте щадящий режим дома
- больше занимайтесь с малышом, гуляйте, играйте в тихие игры, рассматривайте картинки, раньше укладывайте спать
- К возможным капризам ребёнка в это время будьте более снисходительными
- В домашних условиях постарайтесь компенсировать возможное недоедание и недосыпание в детском саду
- В период привыкания ребёнка к яслям не следует ходить с ним в гости и другие общественные места
- это создаёт дополнительную нагрузку на нервную систему малыша
- Утром, приведя ребёнка в ясли, поставьте в известность персонал группы об изменениях в поведении и состоянии малыша
- Это поможет выработать совместную тактику поведения и обращения с ребёнком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...
