Консультация "Знакомство детей с искусством"
консультация (подготовительная группа) по теме

Борисенко Надежда Васильевна

Консультацию я проводила для педагогов и родителей с целью ознакомления детей с искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._znakomstvo_s_iskusstvom.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад комбинированного вида №1 «Сибирячок»

Конcультация

для родителей и педагогов

по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Знакомство детей с искусством»

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Борисенко Надежда Васильевна

                                                  г. Бердск, 2016

Консультация «Знакомство детей с искусством»

Искусство — средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка.

 Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений.

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

       Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности?

  • Прежде всего радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.
  • Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что - то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.
  • Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.
  • Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника.
  • Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилия.

ЦЕЛИ

  • - приобщение дошкольников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально - ценностной) и материальной культуры общества;
  • - формирование художественно - образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально - этического облика;
  • - развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
  • - обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;
  • - систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);
  • - приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
  • - восприятие активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.

Задачи знакомства с искусством детей второй младшей и средней группы (3-5 лет) 

  •    Развивать интерес к предметам и произведениям искусства. Познакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, деревянные игрушки, предметы быта,одежды), музыкального народного искусства (заклички, песни, словесные игры, потешки, загадки, читать, заучивать стихи).
  • Учить создавать образ разными средствами выразительности (мимика, жест, движение, звук, форма и т.д.).
  •    Развивать интерес к рассматриванию картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций. А также зданий, предметов окружающей действительности.

Задачи знакомства с искусством детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

  •  Развивать интерес к искусству. Познакомить с основными видами искусства (народное — разных видов; изобразительное, архитектура, музыка, литература, театр, балет, кино, цирк). Учить отличать виды искуссва по произведениям, художественным образам. Знать средства выразительности, материалы и оборудование разных видов искусства. Уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства. Уметь выражать в речи особенности искусства.
  •  Учить передавать предметы, явления, чувства разными средствами выразительности.
  •  Раскрыть перед детьми значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины и предметы народного декоративно-прикладного искусства рассматривают и т.п.).
  •  Познакомить в доступной форме с историей искусства, видами искусства.
  • Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка. Учить видеть общее и особенное в искусстве. Формировать эмоционально положительное отношение к искусству.
  •  Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение.
  • Учить различать народное и профессиональное искусство. Расширить спектр известных видов народного искусства (различные виды материалов, различные регионы страны и мира). Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям народного и профессионального искусства.
  • Производить беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту», «Семья и художественное воспитание ребенка».
  • Поощрять активное участие детей в художественной деятельности как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.

Требования к знаниям по видам искусства

  • Уметь называть вид, жанр искусства.
  • Знать произведения данного вида искусства(5-6): автор, название.
  • Знать средства выразительности разных видов искусства.
  • Знать материалы и оборудование, необходимое для данного вида искусства.
  • Уметь назвать профессии, связанные с искусством.
  • Уметь назвать основные действия, с помощью которых воплощается данный вид искусства (писать, танцевать, играть роль и т.д.)
  • Уметь выделять произведения разных видов искусства в окружающем мире.
  • Уметь действовать сообразно данному виду искусства, знать технические приемы и умело ими пользоваться в свободной художественной деятельности.
  • Уметь устанавливать связи между видами искусства.
  • Уметь выразить чувства, мысли языком искусства.

Жанр - это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник.
В изобразительных искусствах оно ярче всего проявляется в живописи.
Жанры могут различаться по: 

Пейзаж- (жанр изобразительного искусства также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство В нём, как правило, представлено изображение водной или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии— морской пейзаж. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Натюрморт -изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Портрет- изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве портрет- это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека .Портрет— это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

  • Рассматривание репродукций картин на занятиях требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.
  • а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»
  • б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».
  • в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.
  • г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.
  • д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».
  • е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».
  • ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете 
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение. 
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части. 

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение. 
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и так далее). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность. 
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. 
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение. 
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, то есть происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. 
Игровые приёмы. 

Этапы ознакомления дошкольников с живописью 

  • Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога. Структура искусствоведческого рассказа:


  • сообщение названия картины 

  • сообщение фамилии художника 

  • о чём написана картина 

  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр) 

  • как оно изображено (цвет, построение, расположение) 

  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали 

  • что красивого показал своим произведение художник 

  • о чём думается, что вспоминается 

  • Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.
  • Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения. 
    Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. 

    Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. 

  • – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? 
    – Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне? 
    – Что будет особенно красивым? 
    – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое? 

    Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?» 
    Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей. 

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей. 
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание. 


  • произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе 

  • единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание) 

  • колористическое решение (цветовой контраст) 

  • композиционное решение 

  • концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений 

  • индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений 

  • эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание. 
  • актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления 

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы: 

Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. 

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения). 

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?». 

Четвёртая группа – воспитательнаяЗадача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как мы учим детей через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать». (из опыта работы)

В соответствии с требованиями «Программы…» дошкольников знакомят с различными видами искусства: живописью, книжной графикой, скульптурой малых форм, народным декоративно – прикладным искусством. Эта р...

Работа над эмоциями во время ознакомления детей с искусством»

Знакомить детей с эмоциями: радостью, страхом, удивлением, грустью, гневом, различать их по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом....

Ознакомление детей с искусством

Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (3-4 г)...

Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"

Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....

Консультация "Ознакомление детей с искусством"

методика знакомства детей с искусством, дидактические игры...

"Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству"

В данном материале  основные виды движений, используемые в музыкально-ритмической деятельности,   условно разделены  на  группы. Эти  же группы  движений объеди...