«Как мы учим детей через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать». (из опыта работы)
статья по теме

В соответствии с требованиями «Программы…» дошкольников знакомят с различными видами искусства: живописью, книжной графикой, скульптурой малых форм, народным декоративно – прикладным искусством. Эта работа осуществляется как на занятиях , так и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

 «Как мы учим детей через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать».

(из опыта работы)

В соответствии с требованиями «Программы…» дошкольников знакомят с различными видами искусства: живописью, книжной графикой, скульптурой малых форм, народным декоративно – прикладным искусством. Эта работа осуществляется как на занятиях , так и в повседневной жизни.

Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах. Образы искусства  воспринимаются ярко, живо, действуют на сознание и чувства, воспитывают определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность. Н.К.Крупская писала: «Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства…»

Для знакомства детей с искусством мы выбираем такие произведения, в которых отражены явления и события, близкие и доступные пониманию детей – это прежде всего наша жизнь, природа.

Более подробно мне хотелось остановиться на вопросе знакомства детей с живописью, куда входить и рассматривание пейзажа, и жанровые картины, портрет.

Одним из примеров, которым можно заинтересовать детей содержанием картины -  предложить ему поставить себя на место ребёнка, который является действующим лицом в картине. При рассматривании картин развиваем наблюдательность и речь: вводим игровой приём «Кто больше увидит на картине».

 Для старшего возраста проявляется особый интерес к пейзажу. На занятиях и вне их рассматриваем пейзажные картины одного времени, но разных художников. Например, рассматривали картину И.И. Левитана «Золотая осень» и худ. И.С. Остроухова «Золотая осень». Сравнивали, какими красками пользовались художники, что хотели показать?  При рассматривании использовали поэтические произведения, загадки.

На прогулках и экскурсиях обращали внимание детей на красоту природы, окружающего мира. Потом все эти впечатления ребята отражали  в своих рисунках, своей повседневной деятельности..

Для развития эмоций, чувств использовали картины одного художника, одного времени года, но разные периоды. Обращали внимание детей на то, как художник изобразил начало, конец весны. Для усиления впечатлений использовали музыку П.И.Чайковского, русские пословицы.

Благодаря рассматриванию картин дети познают связи и отношения между предметами и явлениями, понимают языки живописи (художественные образы и выразительные средства). Развивается образное мышление, логические умозаключения. Ребёнок учится сравнивать, сопоставлять обобщать и делать выводы. У дошкольников формируется творческое воображение, которое они используют в разных видах своей деятельности. У детей совершенствуются и моральные чувства. Особенно это проявляется при рассматривании жанровых картин А.А.Пластова «Ужин трактористов» дети рассуждали о том, как тяжело вырастить хлеб, сопереживали с героями картины. Дети видели это по цветному контрасту, по лицам людей.

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изображенных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности.

При восприятии портретной живописи ребёнок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радость и печаль, учатся сопереживать. Повседневное общение друг с другом и с взрослыми создаёт условия для  подготовки детей к восприятию портрета. Учим детей наблюдать и угадывать, какое у человека настроение. Для более лёгкого восприятия портрета проводили упражнение: «Сделай удивлённое лицо, хмурое, печальное, весёлое». Восприятие портрета тесно связано с развитием образной речи. Богатейший материал этого даёт художественная литература. Прочитав сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», предложили рассмотреть картину В.М.Васнецова «Алёнушка». Дети использовали разнообразные эпитеты, отмечая настроение Алёнушки.

При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребёнок начинает понимать красоту сочетания красок, линий. Чем глубже и разнообразнее знания об окружающем мире, чем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины.

Особенность восприятия старших дошкольников в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. Кроме цвета дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и в выражении нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах, прежде всего, рассматриваем губы, глаза, брови.

Для того чтобы детки лучше воспринимали живописные произведения, проникались тем временем, которые художник отобразил в картине мы проводим ряд дополнительных работ: это и беседы о художниках, специально подобранные художественные произведения, наблюдения в повседневной жизни и всё увязываем в разнообразных занятиях: речевых и изобразительных. Учим понимать язык жестов, используя мимические изображения: «Расскажи без слов мимикой и жестами о чём бы ты написал картину». Интересны для ребят игровые упражнения: «Покажи ребятам, что ты увидел, идя по дороге в детский сад», скажи фразу: «Какая красивая картина». «Подумай и скажи как бы это сказал добрый, злой человек. Сделай удивлённое, злое, весёлое лицо…»Кто больше назовёт слов, характеризующих настроение человека». « С чем можно сравнить луг, лес,  снег…»

Для того чтобы дети лучше видели композицию изображения, каков ритм цвета, использовали анализ детских рисунков, или на занятиях по математике просили расположить фигуры по кругу, диагонали… Вовремя одевания на прогулку спрашивали, какая основная цветовая гамма преобладает в одежде. Картины помогают развивать и речь детей. Дополнительные упражнения: «Что я видел в лесу», «Как я помогаю маме». Предлагали детям провести эксперимент: предложить маме или старшей сестре помощь и обратить внимание на лицо. Такие задания  учат понимать настроение людей,  развивают наблюдательность, умение анализировать жизненные явления и  связно об этом рассказывать. Воспитывают необходимость заботиться об окружающих людях, желание доставлять радость, сравнивать свои чувства, мысли, действия с увиденным на картине.

Богатейшие возможности дают пословицы и поговорки: «Добрый скорее дело сделает, чем злой». «День меркнет ночью, а человек – печалью».. Используем в работе и прослушивание музыкальных произведений, рассказ воспитателя по картине, беседы о жизнедеятельности людей. После просмотра картин проводим занятия по рисованию на аналогичные темы, где тети стараются выразить свои чувства и мысли. Продолжаем наблюдения на прогулках, побуждая детей к сравнению: на что похожи облака, листья клёна.. проводим обобщающие беседы о времени года. Совмещаем занятия по ознакомлению с окружающим и изодеятельностью: например, рассмотрев фотографии городского пейзажа, провели аппликацию «Улица нашего города». Все знания полученные на занятиях по изо искусству дети используют как на других занятиях  так и в своей повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звукового анализа у дошкольников через использование системы занятий, игр и упражнений (описание опыта работы)

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления ш...

«Формирование познавательных интересов к математике через воздействие с объектами окружающего мира.» сообщение из опыта работы ст.гр.

Формирование познавательных интересов к математике и создание предметно-развивающей среды...

Совместная работа педагогов и родителей по созданию у детей мотивации к занятиям физической культуры и спортом. (Из опыта работы).

Основной целью взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста является: Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей...

Развитие детской инициативы через реализацию национально-регионального компонента В ДОУ. Из опыта работы.

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации ...

"Учите детей через игру" Беседа с родителями

Педагоги всего мира пришли к единому мнению - ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста это игра. Игровая деятельность - это особая сфера человеческой ак...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников через национальные традиции и культуру народов России" из опыта работы

Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеются тяжелые нарушения речи, относится развитие у них связной мо...

Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда»

"Память о блокаде в сердце сохраним..." В честь памятной даты, Дня снятия блокады Ленинграда, с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ в группе Радуга всю п...