Развитие детской инициативы через реализацию национально-регионального компонента В ДОУ. Из опыта работы.
статья

Васина Светлана Алексеевна

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Инициативность – частый случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности и уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детской инициативы через реализацию национально-регионального компонента В ДОУ.

В ФГОС указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Инициативность – частый случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности и уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека

Согласно ФГОС целевым ориентиром воспитания и обучения является развитие самостоятельности.   Мы учим  дошкольников ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, варианты решения проблемных ситуаций, достигать положительного результата.

Мы помогаем ребёнку в формировании его самостоятельности, и вскоре в его действиях обнаруживается инициатива – как первый компонент самостоятельности (самостоятельно выбирать, предлагать) и целеустремлённость - как второй компонент (увлечённость каким-то делом и желание получить не любой результат, а нужный). И тогда ребенок становится настойчивым и организованным. Неудачи не приводят к потере интереса, а побуждают ребёнка к преодолению трудностей и направляют его усилия на достижение цели. Это очень важно для развития мотивации, которая является источником активной позиции личности.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

С этой целью мы постарались так разместить игровые  центры, чтоб ребенок приходя в группу мог самостоятельно принял решение, в каком центре активности (математики, познания, искусства, литературы, игр, строительства) он сегодня будет заниматься, какие материалы им понадобятся для реализации своего замысла. Наша задача заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литературу в центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребенка. Мы воспитатели  становимся партнерами в совместной деятельности.

Пример: Утром дети увидели новую игру «Зеленогорск в 3-Д формате», дети заинтересовались т.к в игре есть картинки знакомых зданий находящихся на ул. Мира. Некоторые дети знакомы с расположением зданий, они живут на ул. Мира, другие ходили на экскурсии по этой улице. Возник спор, где располагаются здания. К разрешению спора дети обратили ко мне. Моей же целью было познакомить детей с малой родиной. Предложила рассмотреть схему улицы Мира, игры с картинками памятников города, так же символами города Зеленогорска, книги Зеленогорских авторов. На целевой экскурсии по ул. Мира, уточнили название зданий, их  расположение. Вечером дети уже совместно расставили значки на макете.

Возникают вопросы. Ребенку предлагаем расспросить родителей и пересказать из ответ в группе; принести книгу, где есть ответ на возникший вопрос.  Есть дети которые не уверены в себе, не могут отвечать на вопрос, доказывать свое мнение в одиночку, тогда эта проблема решается в коллективном выступлении где также формируются товарищеские взаимоотношения.

В группе и на участке создан центр экспериментирования «Почемучки», где дети могут самостоятельно углублять представления о живой и неживой природе, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты.

Привлечение родителей к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для развития инициативы. Хочется отметить как положительный результат, что благодаря участию родителей у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.

Совместно с родителями и детьми, работали над проектом «Дикие Животные Сибири».

Цель проекта: Обогащать знания детей о диких животных Сибири, путем привлечения родителей, самостоятельного выбора и поиска информации.

Родители и дети собирали информацию о выбранном ребенком диком животном. Совместно оформляли макеты, книжки раскладушки. Каждый ребенок защищал свой проект на детской конференции в нашем д/с. ……

Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, сколько иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. В игре они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка.

Пример: Тема «Дикие Животные севера» В сюжетно-ролевой игре «Корабль» новая роль – экскурсовод. Корабль плывет на Север, и чтобы быть экскурсоводом, надо знать о диких животных Севера, чтобы было что рассказывать пассажирам.  Для этого заранее детям было предложено выбрать животного и   вместе с родителями собрать о нем информацию, а затем взяв на себя роль экскурсовода рассказать об этом животном…  Собирая информацию дети узнали о народах Севера.

Лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, познакомить детей с играми какого-нибудь народа поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. На прогулках  мы познакомили детей с играми народов севера: олени и оленевод (долганская игра), прыжки через нарты (ненецкая игра), остяцкие гонки,

игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Волк и олени».

Можно познакомить детей с другими играми:

- игры с прыжками: «Нарты - сани», «Охота на куропаток»,

- игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка»

- игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки»

- игры на развитие мелкой моторики: «Вывко» (детская гуделка), «Меткий охотник», «Колечко».

Ниже будут приведено описание некоторых игр народов Севера, которые можно использовать в работе с дошкольниками.

Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 5-6 санок (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50см. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие.

Олени и оленевод (долганска игра) - дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берёт скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть маут на оленя. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3-4 оленя. Затем выбирается новый оленевод. Правила игры- надевать маут можно только на туловище оленя, не затягивая его.

Охота на волка – задача игры состоит в том, чтобы попасть мячом в бегущего волка. Охотник встаёт в 4-5 метрах от волка. С этого расстояния надо попасть мячом в волка. Волком может быть ребёнок, а можно сделать фигуру волка из фанеры. Тогда двое играющих будут дёргать эту фигуру за верёвку то влево, то вправо.

Птицелов – играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:- «в лесу, во лесочке, на зелёном дубочке, птички весело поют. Ай, птицелов идёт! Он в неволю нас возьмёт! Птицы улетайте! ». Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, водящий начинает искать птиц. Тот, кого он поймал, подражает крику птицы, которую он загадал. Птицелов угадывает игрока и птицу.

Остяцкие гонки – устраиваются гонки на одной лыже. Надо скользить на одной ноге, отталкиваясь палками, пройти дистанцию 20м., дойдя до черты, попасть в мишень.

Охотники и куропатки – на полу обозначается несколько кружков диаметром 1-1, 5 м. – гнёзда куропаток. Выбираются 2 охотника, остальные куропатки. Под музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал «охотник» куропатки прячутся в свои гнёзда. Охотник ловит ту куропатку, которая пошевелилась.

Борьба на палке (ненецкая игра) - на площадке проводится черта. двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. правила простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы через музыкотерапию

Статья "Развитие детской инициативы через музыкотерапию"...

Развитие детской инициативы через муз. сказки

Развитие детской инициативы через муз. сказки...

Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...

Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.

Инициативность — Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соотв...

Опыт работы "Развитие детской инициативы через создание пластилиновых мультфильмов "

В данном материале представлен опыт работы по созданию с дошкольниками мультипликационных фильмов....

Консультация для педагогов "Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов"

Проектирование - один из методов оранизции образовательной деятеьности, которое формирует активную  и инициативную позицию дошкольника....

Муниципальный методический семинар «Развитие детской инициативы через использование комплекса современных педагогических технологий»

Уважаемые гости тема нашего семинара «Развитие детской инициативычерез использование комплекса современных педагогических технологий»СЛ. 2. Современный мир динамичен и меняется, поэтому об...